Обладают ли наши власти информацией об истинных целях использования ТИМ, которые были сформулированы родоначальниками этих технологий? Этим вопросом задался наш добровольный питерский эксперт, который внимательно изучил точку зрения известного независимого специалиста в области технологий информационного моделирования, эксперта сайта ЗаНоСтрой.РФ Евгения Каранта.
***
По словам Евгения Давыдовича, в докладе на недавнем заседании президиума Госсовета заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин отметил, что на счетах эскроу уже собрано примерно 4 триллиона рублей, при этом общая задолженность застройщиков перед банками составляет около 3,2 триллиона. Марат Шакирзянович предложил ускорить предоставление застройщикам средств участников долевого строительства и передавать эти деньги с получения итогового заключения органа госстройнадзора, а не со дня выдачи разрешения на ввод.
Однако с этой позицией выразил принципиальное несогласие Центральный Банк РФ. Попросившая слово председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что, по мнению ЦБ, рискованно раскрывать счета эскроу до того, как люди получат ключи от своих квартир. Аргументы госпожи Набиуллиной поддержал Президент России Владимир Путин, напомнивший о том, для чего в своё время, собственно, и были введены счета эскроу, с помощью которых в России произошёл коренной перелом в деле решения проблемы так называемых обманутых дольщиков.
«Полагаю, что опасения Владимира Владимировича и Эльвиры Сахипзадовны понятны всем. Нельзя быть уверенными в святости всех сотрудников Госстройнадзора. Наверняка, среди них есть и такие, которые за очень большое спасибо составят заключение о том, что строящееся здание находится в высокой степени готовности тогда, когда в действительности ещё только будет вырыт котлован», – считает господин Карант.
Между тем, сегодня, 29 июня в Екатеринбурге стартовал Третий Объединённый Евразийский Конгресс «ТИМ-СООБЩЕСТВО 2022. Люди. Технологии. Стратегия». В программе этого мероприятия запланировано, в том числе, проведение интересной панельной дискуссии. Один из вопросов, предлагаемых к обсуждению, звучит так: «Можно ли получить положительный экономический эффект от применения информационного моделирования или обязательность применения информационного моделирования – единственный способ продвижения новой технологии».
Здесь можно задаться правомерным вопросом – какая связь между раскрытием эскроу-счетов и технологиями информационного моделирования?
В принципе, эти технологии прошли через несколько этапов своего развития. Когда они только появились на свет, и для них придумали запоминающуюся аббревиатуру «BIM», их чисто в рекламных целях позиционировали как некое волшебное средство для сокращения сроков строительства объектов и издержек инвесторов. Иными словами, всё было в точности также, как это в настоящее время происходит в нашей стране.
Однако те, первые заокеанские застройщики, которые клюнули на эту рекламную удочку, быстро осознали, что чудес на свете не бывает, и в действительности ни к каким сокращениям сроков и издержек сам по себе BIM не приводит. Казалось бы, на этом в сказке про BIM следовало бы поставить точку, однако не тут-то было.
Прагматичные американцы усмотрели в использовании технологий информационного моделирования совсем иные ценности. А именно, возможность повышения прозрачности своего бизнеса. Каждому застройщику непременно захотелось иметь в реальном времени достоверную информацию о том, сколько долларов и центов он уже потратил на строительство своего объекта, сколько и в какие сроки ему ещё предстоит потратить, а также информацию о том, в каком месте календарного графика строительства он пребывает в данный момент. С тех пор ТИМ стали рассматриваться ими исключительно как долгожданное средство для повышения прозрачности их бизнеса.
В этой связи думается вот о чём. Как же ещё долго нам будут вешать лапшу на уши относительно заведомо не поддающихся измерению мифических якобы 20-40-процентных сокращениях сроков и издержек в связи с использованием ТИМ? Ни от кого из выступавших с высоких трибун у нас не слышно, что единственной целью использования ТИМ является повышение прозрачности строительного бизнеса.
Поэтому применительно к России возникают следующие ключевые вопросы, отмечает Евгений Карант.
Вопрос № 1. Никому ли не кажется, что в точности эта же схема может быть применена для раскрытия эскроу-счетов, с той лишь разницей, что вместо налоговых органов в ней должны фигурировать уполномоченные банки? Почему в случае достоверного установления объёмов выполненных работ на какую-то сумму застройщику не может быть выплачена хотя бы половина этой суммы? В сочетании с положительным заключением органов госстройнадзора риски дольщиков становятся равными нулю.
Более того, в этом случае отпала бы необходимость в обязании застройщиков жилья к использованию ТИМ. К этому многих из них подтолкнуло бы желание получить деньги со своих счетов эскроу. А те, кто не захотел бы использовать ТИМ, так и остались бы при нынешнем – хорошо зарекомендовавшем себя механизме раскрытия счетов эскроу.
Вопрос № 2. И, пожалуй, главный. Если технологии информационного моделирования не планируется рассматривать как средство контроля за расходованием бюджетных средств и (или) средств дольщиков, то зачем в принципе нужна обязательность их использования, установленная постановлением Правительства РФ № 331? Только, отвечая на этот вопрос, пожалуйста, не говорите о каких-либо сокращениях сроков и издержек.
В общем есть, о чём поразмышлять…