Новые реалии в строительном саморегулировании становятся всё ближе. Одним из индикаторов потенциального появления единого Нацобъединения в строительной сфере стал Федеральный закон № 159-ФЗ от 11 июня 2022 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ (с ним можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.), подписанный Президентом России Владимиром Путиным в минувшую субботу, направлен на сокращение случаев закупок госкомпаний у взаимозависимых с ними лиц без соблюдения требований закона, регулирующего их закупки. С подробностями – наш добровольный эксперт из Санкт-Петербурга.
***
Речь идёт о так называемых «закупках под ключ». В 2018-ом заказчики получили возможность не применять Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении внутригрупповых сделок, когда материнской компанией осуществляется закупка у дочерней структуры. Для реализации такого права заказчик в составе Положения о закупках ведёт перечень взаимозависимых с ним лиц, у которых он проводит закупки без применения 223-ФЗ.
Вносимые изменения допускают возможность закупок таких заказчиков у взаимозависимых лиц без применения указанного закона лишь в случаях, когда зависимое лицо само является заказчиком по 223-ФЗ, либо закупка осуществляется в целях обеспечения единого производственного процесса.
Это было сделано для того, чтобы облегчить закупки внутри вертикально-интегрированных компаний, пояснял ранее заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров. Однако проведённый Минфином России мониторинг показал, что объём нерегулируемых 223-ФЗ сделок вырос и является существенным. При этом сейчас отсутствует механизм, позволяющий определить предмет и характер закупок, осуществляемых у взаимозависимых лиц, поскольку информация о них не включается в госреестры.
В связи с этим в отношении таких закупок не обеспечивается прослеживаемость и имеется риск намеренного ухода от применения 223-ФЗ. Это негативно сказывается на состоянии конкуренции в сфере закупок, а также не позволяет распространить на такие закупки положения, связанные с обязательной минимальной долей закупок отечественной продукции (работ, услуг) и закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, поясняли ранее в Правительстве РФ.
Поэтому вместо того, чтобы бороться за конкуренцию ради конкуренции, федеральная власть приняла решение легализовать фактическое положение дел. И разрешить крупным холдингам вести комплексные работы, где один субъект экономической деятельности ведёт и изыскания, и проектирование, и стройку. А заказчикам, соответственно – работать с такими компаниями, при содействии ФАС, защищающей от жалоб малых и средних фирм.
С одной стороны, конечно, можно «проехаться» по поводу монополизации рынка и сокращения пула компаний, причастных к госзаказу. Но, с другой стороны, вполне понятны и мотивы разработчиков 159-ФЗ. Речь идёт о строительстве важных социальных объектов, на которых можно будет пригласить одного серьёзного подрядчика (и с него спрашивать за результат), а не искать несколько фирм, теряя время на торги и состыковки. По оценкам саморегуляторов, это может дать ускорение проведения закупок на 3-4 месяца.
Очевидно, что альтернативные варианты, вроде параллельного проектирования и строительства или различных компьютерных ухищрений с быстрой передачей цифровой модели, будет паллиативной, создадут дополнительные трудности и проблему не решат. А так заказчик будет работать с одним подрядчиком, который отвечает за весь комплекс работ, их качество и сроки. И, например, будут исключены ситуации, когда одним подрядчиком дорогостоящее оборудование уже поставлено, а другой ещё не выполнил внутренние отделочные работы. Такой подход обеспечит прямую экономию бюджетных средств, ускорит строительство, а главное – даст возможность при необходимости вносить актуальные правки в контракты.
Очевидно, что «ключевой подрядчик» в таком случае должен состоять в нескольких саморегулируемых организациях. И резонно, если эти СРО сами постепенно будут становиться многопрофильными. В общем-то, для этого и изобретать ничего принципиально нового не придётся. Если есть проектно-изыскательские Союзы и Ассоциации, то почему не может быть строительно-проектно-изыскательских?
Для этого придётся переформатировать СРО в строительстве, приведя в соответствие положению части 1 статьи 3 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». А именно – объединение субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг). И вернуться к недоработанному в 2016 году Федеральному закону № 372, чтобы всё-таки провести второй этап реформы, объединив изыскателей, проектировщиков и строителей в одну СРО, которую можно назвать «комбинированной».
Понятно, что проводить такие серьёзные преобразования можно, имея единую точку управления – в виде общего Национального объединения. В связи с чем идея гипотетического слияния НОСТРОЙ и НОПРИЗ приобретает уже вполне законченные черты. Теперь это не интеграция ради интеграции, а следующий этап развития системы саморегулирования в стране. Когда заказчики работают со строительными проектами «под ключ», а общие СРО решают вопросы по обеспечению обязательств, качеству и безопасности.
Федеральный закон № 159-ФЗ от 11 июня 2022 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»