Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 06 июня 2022 в 13:31
0    1090

Неточности в 447-ФЗ и 945-м постановлении искажают логику регулируемых правоотношений в связи с введением Единого реестра членов СРО

В связи с выходом постановления Правительства РФ от 25 мая 2022 года № 945 наблюдатели вновь обращают внимание на описки, допускаемые в нормативных правовых актах, подготовленных специалистами Минстроя России. С подробностями – наш добровольный эксперт из Санкт-Петербурга.

***

Постановление № 945 (далее – ПП № 945) имеет длинное название «Об утверждении состава сведений, содержащихся в Едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и правил формирования и ведения Единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений».

В вводной части этого документа указывается, что он принят в соответствии с пунктом 2 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ. Учитывая, что ПП № 945 вступает в силу с 1 сентября 2022 года, то, соответственно, подразумевается статья 55.17 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ, также вступающая в силу с 1 сентября этого года.

Что же мы видим в ПП № 945? А видим юридическую неопределённость. Статья 55.17 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ имеет название «Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах». В частях 1, 3, 4, 5 указанной статьи Градкодекса устанавливаются нормы в отношении Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, и только в части 2 указанной статьи ГрК РФ пропущено слово «сведений».

Соответственно, название Единого реестра, установленное в нормативном правовом акте, обладающем большей юридической силой – Градостроительным кодексом РФ, должно без каких-либо трансформаций упоминаться в нормативных актах меньшей юридической силы, в данном случае в постановлении Правительства РФ № 945 от 25 мая 2022 года.

Кстати, в части 8.1 статьи 55.19, пункте 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ Единый реестр также назван «Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах». Мало того, что в ПП № 945 в названии Единого реестра пропущено важное слово – «сведения», так ещё добавлены слова, отсутствующие в законодательном акте: «в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства».

Если почитать буквально, то получается, что Правительство поделило Единый реестр на области (подвиды деятельности), через запятую, и получается, что единых реестров должно быть шесть (!):
  1. в области инженерных изысканий;
  2. в области архитектурно-строительного проектирования;
  3. в области строительства;
  4. в области реконструкции;
  5. в области капитального ремонта;
  6. в области сноса.
А ведь закон не уполномочивал Кабмин менять название и множить количество единых реестров. Правительству было поручено лишь установить состав сведений, порядок формирования и порядок ведения Единого реестра. Но беда в том, что конкретный исполнитель или группа исполнителей от Кабмина не удосужились прочесть статью 55.17 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ целиком. Они сосредоточились на части 2 указанной статьи с допущенной в ней опечаткой – отсутствующим словом «сведений».

И всё бы ничего, если бы ГрК РФ не обязывал саморегулируемые организации иметь внутренние документы, вступающие в силу только после внесения сведений о них в Государственный реестр СРО, ведение которого поручено Ростехнадзору – части 1, 12 статьи 55.5. Надзорное ведомство проверяет внутренние документы на соответствие действующему законодательству. Если РТН посчитает, что документ не соответствует действующему законодательству, то он вправе отказать во внесении сведений о таком документе в Госреестр, и, соответственно, такой документ не вступит в действие, а деятельность СРО, ввиду отсутствия такого документа, будет считаться несоответствующей установленным требованиям. И тогда Ростехнадзор вправе будет инициировать лишение организации статуса саморегулируемой организации.

Среди таких документов в части 1 статьи 55.5 ГрК РФ назван и документ о реестре членов СРО. До 1 сентября 2022-го каждая саморегулируемая организация обязана утвердить внутренний документ о реестре членов СРО, основанный на положениях статьи 55.17 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ и ПП № 945, то есть чётко прописать в своём внутреннем документе название того ресурса, в составе которого СРО обязана вести свой реестр членов, а после утверждения направить этот внутренний документ в Ростехнадзор.
Остаётся напомнить, что постановление Правительства РФ – это нормативный правовой акт, содержащий нормы права. То есть, это общеобязательное, формально определённое правило поведения. Нормы права характеризуются юридической определённостью и не должны допускать двоякого толкования.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии