***
Начиная с февраля, на площадках различных предпринимательских и общественных организаций стали проходить обсуждения по тематике, обозначенной в поручении Президента России. Основная идея, которую поддержали практически все участники, состояла в том, что саморегулирование в строительстве – это уже достаточно сложившийся общественный институт, в его формирование, развитие и совершенствование были вложены достаточно серьёзные материальные и интеллектуальные ресурсы. Поэтому ликвидировать саморегулирование или резко менять формат созданных структур было бы неразумно. Тем более в нынешней ситуации. Следовательно, его необходимо развивать в направлении повышения эффективности и практической отдачи для государства, потребителей конечной продукции строительной отрасли и самих членов СРО.
В настоящее время в этой системе трудоустроено около 6-ти тысяч сотрудников, которые выполняют огромные объёмы рутинной работы, связанной с контролем и учётом производственной деятельности, разработкой стандартов, организацией повышения квалификации. Проводится колоссальная работа, направленная на развитие отрасли и создание более благоприятных условий для хозяйственной деятельности компаний. Проводятся конференции, выставки, обучающие семинары, выпускаются периодические издания, формируются электронные базы данных. Руководители Национальных объединений и ведущие эксперты принимают участие в совещаниях в профильном министерстве.
В 2014 и 2016 годах в законодательство о саморегулировании именно в строительной сфере были внесены достаточно существенные изменения, которые позволили подробно регламентировать деятельность СРО, а затем переформатировать всю систему. За исполнением саморегулируемыми организациями требований законодательства налажен достаточно жёсткий контроль как на федеральном, так и на региональном уровне. По тем СРО, которые допускают в своей деятельности нарушения, Национальные объединения выносят заключения об исключении их из Государственного реестра саморегулируемых организаций.
Стоит отметить, что в совещаниях, организованных РСПП, Торгово-промышленной палатой России, предпринимательским объединением «ОПОРА РОССИИ», Общественной палатой РФ и Российским союзом строителей принимали участие не только руководители СРО и Национальных объединений строительного комплекса, но и весьма авторитетные эксперты, представляющие крупных заказчиков и общественные организации самых разных сферах профессиональной деятельности.
Саморегулирование состоялось
Достаточно много внимания было уделено проблеме выбора модели регулирования, которая соответствовала бы специфике отрасли. Согласно анализу, представленному вице-президентом Национального объединения изыскателей и проектировщиков, руководителем рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей и вице-президентом РСПП Анваром Шамузафаровым, этот выбор был совершенно правильным. Новая система при всех своих недостатках значительно эффективнее прежней системы лицензирования. Саморегулирование обеспечивает решение таких вопросов, которые при лицензировании было невозможно даже поставить. Это материальная ответственность подрядчиков за причинение вреда и невыполнение договорных обязательств, информационное обеспечение на рынке, влияние профессионального сообщества на государственную политику, повышение уровня профессиональной квалификации специалистов.
«Единственный плюс лицензирования состоял в том, что оно как бы было дешевле. Но оно было дешевле потому, что оно было более безответственное», – заключил Анвар Шамухамедович в ходе итогового обсуждения, которое состоялось 11 апреля 2022 года в рамках деловой программы XXI Всероссийского съезда строительных СРО.
При этом юридическая система России не видит физического лица в качестве ответственного за результат строительных работ. Особенно в тех случаях, когда речь идёт о миллиардах рублей инвестиций. Ответственность юридического лица, от имени которого подписываются контракты, обеспечивает более высокий уровень обеспечения обязательств по сравнению с ответственностью физических лиц. Поэтому регулировать в новом на тот момент формате решили деятельность юридических лиц.
Статс-секретарь, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Светлана Иванова, принимая участие 21 марта 2022 года в работе круглого стола в Общественной палате РФ сказала, что по оценке Минстроя России, институт саморегулирования состоялся и показал себя, как эффективный механизм. В частности, в период пандемии было принято решение о возможности направлять средства компенсационных фондов СРО своим членам в виде займов, чтобы поддержать особенно небольшие строительные организации. Эта мера оказалась очень востребованной. В качестве займов было предоставлено около 5-ти миллиардов рублей.
Хотя понятно, что саморегулирование, как и любой институт, требует совершенствования и перенастройки. Точечные и неточечные правки возможны и нужны. В том числе, это связано с влиянием времени. В рамках исполнения поручения Президента министерство ведёт работу по трём направлениям:
- эффективность системы допуска на строительный рынок;
- эффективность института Национальных реестров специалистов;
- эффективность системы ответственности членов СРО, самих СРО и специалистов, обеспечивающих безопасное строительство.
По результатам обсуждения на различных площадках были сформулированы во многом пересекающиеся между собой предложения по внесению изменений в законодательство о саморегулировании. По мнению заместителя председателя комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Николая Алексеенко, первое, что по-прежнему требует доработок, это система обеспечения допуска на рынок.
Есть две точки зрения. Одна предполагает максимальную либерализацию с учётом сложных экономических условий и обеспечение максимально простого допуска к работам предприятий малого и среднего бизнеса. Сторонники другой точки зрения, наоборот, предлагают усиливать контроль, законодательно вводить новые ограничения и новые фильтры. Сам Николай Николаевич убеждён, что обе эти позиции неверны. Акцент на самом деле необходимо сделать на усиление ответственности СРО за выход на рынок неквалифицированных исполнителей.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков в связи с этим указал на необходимость усиления унификации практик саморегулируемых организаций при приёме новых членов и контроле за их деятельностью.
В предложениях, подготовленных комитетом Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства под руководством Ефима Басина содержится созвучное предложение об усилении ответственности юридических лиц, включая субподрядные организации, за качество работ и безопасность объектов. О возвращении в законодательство обязательных требований к членству субподрядных организаций говорится также в предложениях РСПП и Общественной палаты РФ. РСПП предлагает одновременно развивать систему ответственности физических лиц (ГИПов и ГАПов), что особенно актуально в связи с отменой многих обязательных технических требований.
Сегодня говорится о необходимости дополнить функционал системы саморегулирования качественной оценкой её участников в формате рейтингования. Ответственность СРО за деятельность своих членов, по мнению ТПП РФ, должна быть дополнена правом СРО влиять на результаты тендеров, проводимых заказчиками. Поэтому за саморегулируемыми организациями должно быть закреплено право участвовать в работе конкурсных комиссий. В том числе, через информационное взаимодействие с заказчиком с использованием инструментов рейтингования.
Общественная палата и ТПП в своих предложениях делают акцент на необходимости внедрения независимой оценки квалификации. По мнению первого заместителя председателя комиссии по ЖКХ и строительству ОП РФ Леонида Бандорина, в течение ближайших двух лет саморегулирование будут оценивать именно по тому, насколько эффективно заработает система НОК. В связи с этим надо ещё раз переосмыслить свои подходы к этой системе, разработать стандарты и оценочные средства, создать необходимое количество Центров оценки квалификации и экзаменационных центров.
Все бизнес-объединения подчеркивают необходимость упрощения процедуры выдачи займов из средств компенсационных фондов СРО, поддерживают продление этой меры и выступают за скорейшее принятие обсуждаемых в настоящее время законодательных поправок об использовании средств КФ в качестве страхового обеспечения взамен банковских гарантий. Данная мера существенно облегчит положение малых и средних предприятий отрасли.
Торгово-промышленная палата внесла также предложения вернуться к применению приказа Минрегиона России № 624, который содержит перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. По мнению Ефима Басина, необходимо возвратиться к практике выдачи допусков на виды работ и отслеживать обеспечение компаний соответствующими кадрами. Два специалиста по организации не могут отвечать за все виды работ, которые проводят все подрядчики. Также ТПП предлагает активнее разрабатывать профессиональные стандарты, основанные на цифровизации и применении технологии информационного моделирования. Кроме того, в предложениях ТПП говорится о разработке цифровой платформы Национальных объединений по формированию реестров всех трудовых ресурсов (инженеров, прорабов, рабочих).
Председатель комитета по строительству «ОПОРА РОССИИ» Марк Геллер отмечает, что основной запрос предпринимательского сообщества состоит в том, чтобы система саморегулирования работала на интересы своих участников и каждый день доказывала свою необходимость именно членам СРО. В ходе круглого стола на площадке Общественной платы прозвучало интересное предложение от ряда общественных организаций Санкт-Петербурга, которые считают целесообразным в нынешней ситуации ввести двухлетний мораторий на дальнейшие изменения законодательства о саморегулировании и сделать так, чтобы система совершенствовалась самостоятельно.
Приоритеты государственного регулятора
По мнению директора правового департамента Минстроя России Олега Сперанского, система саморегулирования должна жить, понимая, что, если она не докажет свою эффективность, альтернатива ей в любой момент будет найдена. Второй момент связан с повышением ответственности. В основу работы системы саморегулирования на самом деле заложена ответственность за решения о приёме в СРО той или иной организации. На рынке есть компании, которые работают хорошо, и есть компании, к которым имеются претензии. На нынешнем этапе необходимо подумать, как сделать так, чтобы саморегулирование выступало в качестве серьёзного фильтра. Потому что на рынке не должно быть компаний, которые выполняют работу ненадлежащим образом.
В качестве важнейшего приоритета было названо повышение эффективности работы института Национального реестра специалистов. Люди, включённые в НРС, должны быть не просто группой людей. Должно сформироваться профессиональное сообщество специалистов, обладающих глубокими знаниями, собственным профессиональным взглядом, способных выражать своё мнение и нести ответственность.
***
По результатам проведённых обсуждений сформировалась достаточно цельная программа связанных между собой мер по совершенствованию деятельности всех структурных элементов системы саморегулирования. Вопрос о том, целесообразно ли на данном этапе реализовывать их в формате пакета поправок в действующее законодательство либо рекомендовать профессиональному сообществу реформировать систему саморегулирования собственными силами, должен быть решён Президентом России…