На портале ЗаНоСтрой.РФ нередко появляются статьи экспертов с мнениями руководителей СРО по вопросам цифровизации строительной отрасли. Очевидно, что актуальность темы и сложности, которые возникают на пути внедрения новых технологий, стимулируют известных специалистов обнародовать свою точку зрения. А на днях о «приобщении к таинствам BIM» высказалась главный редактор сайта АНСБ Лариса Поршнева. Разумеется, Лариса Геннадьевна не является практикующим инженером, однако обладает огромным опытом и серьёзными компетенциями в строительной тематике, а кроме того, информацией, которую получает от первых лиц. И потому мы полагаем, что читателям будет любопытно ознакомиться с её мнением.
***
По мнению Ларисы Геннадьевны, практически всё нынешнее руководство страны, начиная с Президента России, хочет вернуться в 90-е, «потому что именно тогда и были заложены карьеры большинства нынешних политиков и бизнесменов».
Однако при этом, по её словам, главная беда 90-х была в том, что авторы реформ не снизошли до объяснений ни рядовым россиянам, ни нарождающемуся бизнесу, ни разрушающейся промышленности, для чего всё это затевается. Вместо многочасовых и ежедневных бесед с народонаселением ему было предложено: а) потерпеть, б) тихо потерпеть, в) верить на слово, г) рынок всё урегулирует. И поэтому многие сограждане, в принципе не понимая, куда летит страна и почему рушатся заводы, колхозы и институты, пережили это время с колоссальным надрывом и большими потерями. И именно это воспоминание о хаосе и неизвестности «довлеет над всем великим, что эти годы принесли для России».
Сейчас эта эпопея – в различных вариациях – разворачивается вокруг обязательного и быстрого внедрения достославного BIM, он же ТИМ, он же цифровое строительство. Органы власти, как исполнители высшей миссии, спускают смертным законы и приказы, стандарты и форматы. Российские вендоры уже давно объяснили друг другу, что запрограммируют любой BIM-каприз за ваши деньги.
А если какой-то проектировщик вдруг начнёт возмущаться, что «Нечтософт» не стыкуется с «Гдетокадом», ему популярно объяснят, откуда именно у него растут руки и остальные части тела. И почему именно забугорная среда общих данных плохая, а хорошей, то есть родной, пока нет и неизвестно, когда будет. Так что: а) сиди, б) терпи, в) терпи тихо, г) верь нам на слово.
Фактически строительному бизнесу (изыскателям, проектировщикам, строителям, управляющим компаниям и контролю-надзору) предлагается немедленно переходить на BIM, но при этом ни вендоры, ни чиновники, ни высоко продвинутые представители профсообщества не удосуживаются многократно и на пальцах объяснить, зачем это нужно.
И если проектировщики худо-бедно с BIM разобрались, то со строителями и заказчиками вообще беда. Приказать-то им можно, но, как известно, никто в мире не умеет лучше саботировать то, что не понимает, нежели простой русский исполнитель.
Так что и Минстрою России, и отраслевым Нацобъединениям и гордым вендорам пора озаботиться одним: объяснить строителям и заказчикам – да не в Москве, а в регионах! – на пальцах, столько раз, сколько понадобится, пока не поймут, в чём же тайна могущества BIM, в чём его нужность и полезность. А главное – где именно лежат те большие деньги, которые любая компания сможет сэкономить, если перестроит управление строительными процессами и начнёт работать по-новому.
Вот такое мнение высказала госпожа Поршнева, судя по всему, сама крайне скучающая по 90-м годам. Которые для неё, видимо, ассоциируются не с веерными отключениями, разгулом бандитизма и многомесячными задержками зарплаты, а с молодым куражом и интересными впечатлениями.