Документ предусматривает ужесточение надзора саморегулируемых организаций за безопасностью на стройплощадках, а также ответственность Национальных объединений в тех случаях, если СРО были исключены из Единого реестра. Проект закона направлен в Аналитический центр при Правительстве России. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.
***
Вопросы, о которых шла речь, обсуждали без малого год назад на совещании, которое прошло 30 июля в Аппарате Правительства РФ. Участие во встрече приняли представителя федеральных ведомств – Минтруда, Минфина, Минэкономразвития и Минюста. Однако только сейчас главное строительное ведомство сформулировало комплекс мер, необходимых для снижения строительного травматизма и основную роль в этом деле отвело саморегулируемым организациям и Национальным объединениям.
В законопроекте вводятся следующие нормы. Статья 60 Градостроительного кодекса дополняется пунктом 3.1 следующего содержания:
«3.1. Компенсацию сверх предусмотренного законодательством Российской Федерации возмещения вреда, причинённого работнику при исполнении им трудовых обязанностей, солидарно с членом саморегулируемой организации, являющимся работодателем для такого работника (далее – работодатель), за исключением случаев причинения указанного вреда вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы, выплачивает:
1) саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда в случае, если работодатель, имеющий обязательства вследствие причинения вреда указанному работнику в связи с нарушением требований охраны труда, являлся членом такой саморегулируемой организации;
2) соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в случае исключения сведений об указанной в пункте 1 настоящей части саморегулируемой организации из Государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда указанной саморегулируемой организации, зачисленных на счёт такого Национального объединения, либо саморегулируемая организация, членом которой стал работодатель, имеющий обязательства вследствие причинения вреда указанному работнику в связи с нарушением требований охраны труда, в случае, если Национальное объединение саморегулируемых организаций перечислило в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55.16 настоящего Кодекса, средства компенсационного фонда возмещения вреда на счёт указанной саморегулируемой организации».
Также предусмотрена ответственность саморегулируемых организаций и Национальных объединений за причинение вреда вследствие разрушения или повреждения здания или объекта перед собственниками этих объектов.
Таким образом, можно сказать, что законодатель старается побудить руководителей СРО к более активной работе по реализации своих основных функций – безопасности и качества. Те, кто не захочет или не сможет наладить такую деятельность, столкнутся с увеличением нагрузки на компенсационные фонды. Поэтому уже сегодня специалистам строительного саморегулирования стоит присмотреться к лучшим практикам.
Например, хорошо зарекомендовал себя опыт строительных СРО, которые работают под патронажем Общественного совета по развитию саморегулирования (ОСРС). С помощью комплексных программ и систематических контрольных мероприятий саморегулируемые организации добиваются нулевого травматизма на стройках Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Вот эти СРО:
- Ассоциация содействия реставрации и возрождению национального архитектурного наследия «Архитектурное наследие» (Ассоциация «Архитектурное наследие», СРО-С-230-07092010);
- Ассоциация содействия строительным организациям «Национальный альянс строителей» (АС «Национальный альянс строителей», СРО-С-246-13062012);
- Ассоциация строителей «Строители железнодорожных комплексов» (АС «Строители железнодорожных комплексов», СРО-С-234-07022011);
- Союз строителей «Газораспределительная система. Строительство» (СС «ГС», СРО-С-048-12102009).