Институт саморегулирования в строительстве готовится к исполнению новых требований градостроительного законодательства, введённых Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ. О том, как организован этот процесс рассказал руководитель Аппарата Национального объединения строителей Сергей Кононыхин.
***
Стоит отметить, что в многоплановом взаимодействии подрядных организаций, застройщиков, заказчиков, органов исполнительной и законодательной власти, потребителей строительной продукции и других участников строительного рынка Национальное объединение строителей сегодня занимает важное место. Кроме исполнения функций, прямо определённых в градостроительном законодательстве, саморегулируемые организации и НОСТРОЙ принимают активное участие в развитии региональной и федеральной нормативно-правовой базы, которая охватывает все сегменты строительной отрасли.
По словам Сергея Кононыхина, в целях обеспечения качества и безопасности строительства, снижения рисков неисполнения договорных обязательств членами СРО Нацобъединение занимается вопросами ценообразования и технического регулирования, обеспечением реализации государственной политики по сокращению административных процедур и развитию жилищного строительства, сопровождением таких процессов как цифровая трансформация и развитие кадрового потенциала, и многими другими вопросами, волнующими участников рынка. В последнее время саморегулируемые организации и НОСТРОЙ также участвуют в формировании и реализации мер поддержки строительной отрасли в целях сохранения темпов строительства.
Данная работа ведётся как внутри системы саморегулирования, так и через участие в экспертных, общественных и технических советах разного уровня и направленности, в рабочих группах по разработке документов стратегического планирования и соответствующих программ и «дорожных карт». Безусловно, всё это требует большого внимания и тесного взаимодействия с региональными СРО и подрядными организациями.
«В настоящее время для обеспечения всех этих процессов в Аппарате НОСТРОЙ завершается оптимизация штатной структуры с перераспределением полномочий сотрудников, назначены новые заместители руководителя. Уверен, что результатом этих изменений станет ещё более продуктивная работа в интересах участников строительства», – заявил Сергей Александрович.
По его словам, сегодня идёт активная подготовка к XXI Всероссийскому съезду строительных СРО – членов НОСТРОЙ. Ведётся она, согласно ранее утверждённому графику: проходят Окружные конференции, в рабочем режиме обсуждаются возможности совершенствования работы Нацобъединения и института саморегулирования. Но содержание встреч с саморегулируемыми организациями в этом году, безусловно, отличается от прошлых периодов.
Во-первых, в конце прошлого года Президент Российской Федерации дал поручение проанализировать деятельность саморегулируемых организаций в области строительства и подготовить предложения по совершенствованию их работы. Есть надежда, что итогом этой работы станет не только доклад в Правительство РФ и Главе государства, но и ряд конкретных решений, которые придадут развитию саморегулирования в строительстве новый импульс.
Во-вторых, строительная отрасль сейчас погружена в новые экономические и логистические условия. «Поэтому, кроме вопросов отчётности и планирования работы НОСТРОЙ в 2022 году, мы обсуждаем с руководителями СРО вопросы стратегического развития института саморегулирования и первоочередные меры по стабилизации ситуации в строительной отрасли», – подчеркнул руководитель Аппарата НОСТРОЙ.
Накануне Съезда строительных СРО пройдут тематические мероприятия, посвящённые актуальным вопросам и ключевым направлениям отраслевого развития. Будут обсуждаться развитие системы ценообразования, возможные варианты поддержки строителей, обеспечение подрядчиков строительными ресурсами, импортозамещение, вопросы развития территорий, наращивание кадрового потенциала, включая подготовку молодых специалистов в ВУЗах и колледжах, разработку программ обучения, совершенствование систем технического регулирования и оценки соответствия.
«Безусловно, на Съезде будет озвучена консолидированная позиция профессионального сообщества по приоритетным направлениям развития строительной отрасли в целом, и строительного саморегулирования в частности», – выразил уверенность Сергей Кононыхин.
Среди приоритетных задач руководитель Аппарата НОСТРОЙ назвал предложения по сокращению финансовых издержек участников системы саморегулирования, по устранению имеющихся правовых коллизий, по расширению взаимодействия СРО с органами контроля и надзора и развитию функционала Национальных объединений. Часть из них уже получила поддержку со стороны Минстроя России, что даёт определённые надежды быть услышанными.
Другой большой блок работы НОСТРОЙ в этом году связан с реализацией требований Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ. Этим законом предусмотрено создание Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах взамен действующего сейчас Единого реестра членов СРО, а также существенные изменения в работе Национального реестра специалистов в области строительства, включая запуск системы независимой оценки квалификации специалистов по организации строительства. Оба реестра, как и обеспечение деятельности СПК в области строительства, который курирует развитие НОК, находятся в зоне ответственности НОСТРОЙ.
Исполнение новых требований связано с комплексом мероприятий, как организационного характера, так и с разработкой нормативных и регламентирующих документов. Аппарат Национального объединения сейчас ведёт работу по созданию необходимых электронных сервисов и системы Центров оценки квалификации специалистов. К 1 сентября этого года сеть ЦОКов должна охватить все регионы Российской Федерации, чтобы обеспечить максимальную доступность экзаменационных площадок для специалистов. СПК уже наделил полномочиями по проведению оценки квалификации по профстандарту «Специалист по организации строительства» 10 ЦОКов, при которых действуют 29 экзаменационных площадок. Таким образом, сейчас экзаменационные площадки организованы в 22-х регионах, есть во всех федеральных округах, и эта работа продолжается.
Согласно планам Минстроя, подзаконные акты, необходимые для исполнения 447-ФЗ, должны быть приняты до 1 июля 2022 года. Для обеспечения успешного запуска системы в конце июля планируется организовать семинары для ознакомления специалистов СРО с новыми документами.
В числе новых задач этого года – сохранение темпов строительства и сроков реализации, связанных с капитальным строительством государственных программ. Для участия в решении данной задачи на базе НОСТРОЙ создан Оперативный штаб по мониторингу и контролю ситуации в строительной отрасли, который занимается сбором и анализом информации о проблемах, которые могут возникать у строительных предприятий и сбором предложений о мерах по оперативной и адресной поддержке застройщиков и подрядных организаций. Руководство Нацобъединения надеется, что эта работа поможет органам государственной власти в принятии своевременных мер по стабилизации социально-экономического развития.
«Часть наших предложений включена в программу поддержки строительной отрасли, а некоторые уже приняли форму поправок в законодательство. Одно из них – возобновление на текущий год права СРО выдавать своим членам льготные целевые займы из средств компенсационного фонда. Другое – по отмене банковской гарантии на контракты в строительстве до 60-ти миллионов рублей, также в скором будущем найдет отражение в законодательной базе», – рассказал Сергей Кононыхин.
В этом плане государством приняты беспрецедентные меры по снижению уровня государственного контроля над участниками строительного рынка – отменены плановые и внеплановые проверки, без проверок продлеваются аттестаты и лицензии. При этом система саморегулирования обеспечивает входящий квалификационный контроль компаний, претендующих на участие в выполнении государственного заказа и в социально значимых программах капитального ремонта и долевого жилищного строительства. В современных экономических условиях снижение текущего контроля квалификации членов СРО может привести к росту рисков неисполнения государственных контрактов, снижению качества капитального ремонта, срыву исполнения госпрограмм и рискам причинения вреда нашим гражданам в результате некачественного строительства.
Кроме того, компенсационные фонды СРО – это общественные средства. Увеличение выплат из компенсационных фондов потребует от участников рынка их восполнения, и это может стать для членов СРО существенной и несвоевременной, а может быть, и фатальной финансовой нагрузкой. В этой связи, снижение внутреннего контроля деятельности членов СРО не кажется обоснованным. Кроме того, минимальные требования к контролю членов СРО прописаны в законодательстве о саморегулируемых организациях.
«Со стороны НОСТРОЙ мониторинг соответствия деятельности саморегулируемых организаций требованиям законодательства в 2022 году будет продолжен, а возможно, даже усилен, так как в сложившихся обстоятельствах мы не можем множить риски в стратегически важной отрасли», – заключил господин Кононыхин.
Сергей Кононыхин: Ряд конкретных решений придадут развитию саморегулирования в строительстве новый импульс
Институт саморегулирования в строительстве готовится к исполнению новых требований градостроительного законодательства, введённых Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ. О том, как организован этот процесс рассказал руководитель Аппарата Национального объединения строителей Сергей Кононыхин.
***
Стоит отметить, что в многоплановом взаимодействии подрядных организаций, застройщиков, заказчиков, органов исполнительной и законодательной власти, потребителей строительной продукции и других участников строительного рынка Национальное объединение строителей сегодня занимает важное место. Кроме исполнения функций, прямо определённых в градостроительном законодательстве, саморегулируемые организации и НОСТРОЙ принимают активное участие в развитии региональной и федеральной нормативно-правовой базы, которая охватывает все сегменты строительной отрасли.
По словам Сергея Кононыхина, в целях обеспечения качества и безопасности строительства, снижения рисков неисполнения договорных обязательств членами СРО Нацобъединение занимается вопросами ценообразования и технического регулирования, обеспечением реализации государственной политики по сокращению административных процедур и развитию жилищного строительства, сопровождением таких процессов как цифровая трансформация и развитие кадрового потенциала, и многими другими вопросами, волнующими участников рынка. В последнее время саморегулируемые организации и НОСТРОЙ также участвуют в формировании и реализации мер поддержки строительной отрасли в целях сохранения темпов строительства.
Данная работа ведётся как внутри системы саморегулирования, так и через участие в экспертных, общественных и технических советах разного уровня и направленности, в рабочих группах по разработке документов стратегического планирования и соответствующих программ и «дорожных карт». Безусловно, всё это требует большого внимания и тесного взаимодействия с региональными СРО и подрядными организациями.
«В настоящее время для обеспечения всех этих процессов в Аппарате НОСТРОЙ завершается оптимизация штатной структуры с перераспределением полномочий сотрудников, назначены новые заместители руководителя. Уверен, что результатом этих изменений станет ещё более продуктивная работа в интересах участников строительства», – заявил Сергей Александрович.
По его словам, сегодня идёт активная подготовка к XXI Всероссийскому съезду строительных СРО – членов НОСТРОЙ. Ведётся она, согласно ранее утверждённому графику: проходят Окружные конференции, в рабочем режиме обсуждаются возможности совершенствования работы Нацобъединения и института саморегулирования. Но содержание встреч с саморегулируемыми организациями в этом году, безусловно, отличается от прошлых периодов.
Во-первых, в конце прошлого года Президент Российской Федерации дал поручение проанализировать деятельность саморегулируемых организаций в области строительства и подготовить предложения по совершенствованию их работы. Есть надежда, что итогом этой работы станет не только доклад в Правительство РФ и Главе государства, но и ряд конкретных решений, которые придадут развитию саморегулирования в строительстве новый импульс.
Во-вторых, строительная отрасль сейчас погружена в новые экономические и логистические условия. «Поэтому, кроме вопросов отчётности и планирования работы НОСТРОЙ в 2022 году, мы обсуждаем с руководителями СРО вопросы стратегического развития института саморегулирования и первоочередные меры по стабилизации ситуации в строительной отрасли», – подчеркнул руководитель Аппарата НОСТРОЙ.
Накануне Съезда строительных СРО пройдут тематические мероприятия, посвящённые актуальным вопросам и ключевым направлениям отраслевого развития. Будут обсуждаться развитие системы ценообразования, возможные варианты поддержки строителей, обеспечение подрядчиков строительными ресурсами, импортозамещение, вопросы развития территорий, наращивание кадрового потенциала, включая подготовку молодых специалистов в ВУЗах и колледжах, разработку программ обучения, совершенствование систем технического регулирования и оценки соответствия.
«Безусловно, на Съезде будет озвучена консолидированная позиция профессионального сообщества по приоритетным направлениям развития строительной отрасли в целом, и строительного саморегулирования в частности», – выразил уверенность Сергей Кононыхин.
Среди приоритетных задач руководитель Аппарата НОСТРОЙ назвал предложения по сокращению финансовых издержек участников системы саморегулирования, по устранению имеющихся правовых коллизий, по расширению взаимодействия СРО с органами контроля и надзора и развитию функционала Национальных объединений. Часть из них уже получила поддержку со стороны Минстроя России, что даёт определённые надежды быть услышанными.
Другой большой блок работы НОСТРОЙ в этом году связан с реализацией требований Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ. Этим законом предусмотрено создание Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах взамен действующего сейчас Единого реестра членов СРО, а также существенные изменения в работе Национального реестра специалистов в области строительства, включая запуск системы независимой оценки квалификации специалистов по организации строительства. Оба реестра, как и обеспечение деятельности СПК в области строительства, который курирует развитие НОК, находятся в зоне ответственности НОСТРОЙ.
Исполнение новых требований связано с комплексом мероприятий, как организационного характера, так и с разработкой нормативных и регламентирующих документов. Аппарат Национального объединения сейчас ведёт работу по созданию необходимых электронных сервисов и системы Центров оценки квалификации специалистов. К 1 сентября этого года сеть ЦОКов должна охватить все регионы Российской Федерации, чтобы обеспечить максимальную доступность экзаменационных площадок для специалистов. СПК уже наделил полномочиями по проведению оценки квалификации по профстандарту «Специалист по организации строительства» 10 ЦОКов, при которых действуют 29 экзаменационных площадок. Таким образом, сейчас экзаменационные площадки организованы в 22-х регионах, есть во всех федеральных округах, и эта работа продолжается.
Согласно планам Минстроя, подзаконные акты, необходимые для исполнения 447-ФЗ, должны быть приняты до 1 июля 2022 года. Для обеспечения успешного запуска системы в конце июля планируется организовать семинары для ознакомления специалистов СРО с новыми документами.
В числе новых задач этого года – сохранение темпов строительства и сроков реализации, связанных с капитальным строительством государственных программ. Для участия в решении данной задачи на базе НОСТРОЙ создан Оперативный штаб по мониторингу и контролю ситуации в строительной отрасли, который занимается сбором и анализом информации о проблемах, которые могут возникать у строительных предприятий и сбором предложений о мерах по оперативной и адресной поддержке застройщиков и подрядных организаций. Руководство Нацобъединения надеется, что эта работа поможет органам государственной власти в принятии своевременных мер по стабилизации социально-экономического развития.
«Часть наших предложений включена в программу поддержки строительной отрасли, а некоторые уже приняли форму поправок в законодательство. Одно из них – возобновление на текущий год права СРО выдавать своим членам льготные целевые займы из средств компенсационного фонда. Другое – по отмене банковской гарантии на контракты в строительстве до 60-ти миллионов рублей, также в скором будущем найдет отражение в законодательной базе», – рассказал Сергей Кононыхин.
В этом плане государством приняты беспрецедентные меры по снижению уровня государственного контроля над участниками строительного рынка – отменены плановые и внеплановые проверки, без проверок продлеваются аттестаты и лицензии. При этом система саморегулирования обеспечивает входящий квалификационный контроль компаний, претендующих на участие в выполнении государственного заказа и в социально значимых программах капитального ремонта и долевого жилищного строительства. В современных экономических условиях снижение текущего контроля квалификации членов СРО может привести к росту рисков неисполнения государственных контрактов, снижению качества капитального ремонта, срыву исполнения госпрограмм и рискам причинения вреда нашим гражданам в результате некачественного строительства.
Кроме того, компенсационные фонды СРО – это общественные средства. Увеличение выплат из компенсационных фондов потребует от участников рынка их восполнения, и это может стать для членов СРО существенной и несвоевременной, а может быть, и фатальной финансовой нагрузкой. В этой связи, снижение внутреннего контроля деятельности членов СРО не кажется обоснованным. Кроме того, минимальные требования к контролю членов СРО прописаны в законодательстве о саморегулируемых организациях.
«Со стороны НОСТРОЙ мониторинг соответствия деятельности саморегулируемых организаций требованиям законодательства в 2022 году будет продолжен, а возможно, даже усилен, так как в сложившихся обстоятельствах мы не можем множить риски в стратегически важной отрасли», – заключил господин Кононыхин.
***
Стоит отметить, что в многоплановом взаимодействии подрядных организаций, застройщиков, заказчиков, органов исполнительной и законодательной власти, потребителей строительной продукции и других участников строительного рынка Национальное объединение строителей сегодня занимает важное место. Кроме исполнения функций, прямо определённых в градостроительном законодательстве, саморегулируемые организации и НОСТРОЙ принимают активное участие в развитии региональной и федеральной нормативно-правовой базы, которая охватывает все сегменты строительной отрасли.
По словам Сергея Кононыхина, в целях обеспечения качества и безопасности строительства, снижения рисков неисполнения договорных обязательств членами СРО Нацобъединение занимается вопросами ценообразования и технического регулирования, обеспечением реализации государственной политики по сокращению административных процедур и развитию жилищного строительства, сопровождением таких процессов как цифровая трансформация и развитие кадрового потенциала, и многими другими вопросами, волнующими участников рынка. В последнее время саморегулируемые организации и НОСТРОЙ также участвуют в формировании и реализации мер поддержки строительной отрасли в целях сохранения темпов строительства.
Данная работа ведётся как внутри системы саморегулирования, так и через участие в экспертных, общественных и технических советах разного уровня и направленности, в рабочих группах по разработке документов стратегического планирования и соответствующих программ и «дорожных карт». Безусловно, всё это требует большого внимания и тесного взаимодействия с региональными СРО и подрядными организациями.
«В настоящее время для обеспечения всех этих процессов в Аппарате НОСТРОЙ завершается оптимизация штатной структуры с перераспределением полномочий сотрудников, назначены новые заместители руководителя. Уверен, что результатом этих изменений станет ещё более продуктивная работа в интересах участников строительства», – заявил Сергей Александрович.
По его словам, сегодня идёт активная подготовка к XXI Всероссийскому съезду строительных СРО – членов НОСТРОЙ. Ведётся она, согласно ранее утверждённому графику: проходят Окружные конференции, в рабочем режиме обсуждаются возможности совершенствования работы Нацобъединения и института саморегулирования. Но содержание встреч с саморегулируемыми организациями в этом году, безусловно, отличается от прошлых периодов.
Во-первых, в конце прошлого года Президент Российской Федерации дал поручение проанализировать деятельность саморегулируемых организаций в области строительства и подготовить предложения по совершенствованию их работы. Есть надежда, что итогом этой работы станет не только доклад в Правительство РФ и Главе государства, но и ряд конкретных решений, которые придадут развитию саморегулирования в строительстве новый импульс.
Во-вторых, строительная отрасль сейчас погружена в новые экономические и логистические условия. «Поэтому, кроме вопросов отчётности и планирования работы НОСТРОЙ в 2022 году, мы обсуждаем с руководителями СРО вопросы стратегического развития института саморегулирования и первоочередные меры по стабилизации ситуации в строительной отрасли», – подчеркнул руководитель Аппарата НОСТРОЙ.
Накануне Съезда строительных СРО пройдут тематические мероприятия, посвящённые актуальным вопросам и ключевым направлениям отраслевого развития. Будут обсуждаться развитие системы ценообразования, возможные варианты поддержки строителей, обеспечение подрядчиков строительными ресурсами, импортозамещение, вопросы развития территорий, наращивание кадрового потенциала, включая подготовку молодых специалистов в ВУЗах и колледжах, разработку программ обучения, совершенствование систем технического регулирования и оценки соответствия.
«Безусловно, на Съезде будет озвучена консолидированная позиция профессионального сообщества по приоритетным направлениям развития строительной отрасли в целом, и строительного саморегулирования в частности», – выразил уверенность Сергей Кононыхин.
Среди приоритетных задач руководитель Аппарата НОСТРОЙ назвал предложения по сокращению финансовых издержек участников системы саморегулирования, по устранению имеющихся правовых коллизий, по расширению взаимодействия СРО с органами контроля и надзора и развитию функционала Национальных объединений. Часть из них уже получила поддержку со стороны Минстроя России, что даёт определённые надежды быть услышанными.
Другой большой блок работы НОСТРОЙ в этом году связан с реализацией требований Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ. Этим законом предусмотрено создание Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах взамен действующего сейчас Единого реестра членов СРО, а также существенные изменения в работе Национального реестра специалистов в области строительства, включая запуск системы независимой оценки квалификации специалистов по организации строительства. Оба реестра, как и обеспечение деятельности СПК в области строительства, который курирует развитие НОК, находятся в зоне ответственности НОСТРОЙ.
Исполнение новых требований связано с комплексом мероприятий, как организационного характера, так и с разработкой нормативных и регламентирующих документов. Аппарат Национального объединения сейчас ведёт работу по созданию необходимых электронных сервисов и системы Центров оценки квалификации специалистов. К 1 сентября этого года сеть ЦОКов должна охватить все регионы Российской Федерации, чтобы обеспечить максимальную доступность экзаменационных площадок для специалистов. СПК уже наделил полномочиями по проведению оценки квалификации по профстандарту «Специалист по организации строительства» 10 ЦОКов, при которых действуют 29 экзаменационных площадок. Таким образом, сейчас экзаменационные площадки организованы в 22-х регионах, есть во всех федеральных округах, и эта работа продолжается.
Согласно планам Минстроя, подзаконные акты, необходимые для исполнения 447-ФЗ, должны быть приняты до 1 июля 2022 года. Для обеспечения успешного запуска системы в конце июля планируется организовать семинары для ознакомления специалистов СРО с новыми документами.
В числе новых задач этого года – сохранение темпов строительства и сроков реализации, связанных с капитальным строительством государственных программ. Для участия в решении данной задачи на базе НОСТРОЙ создан Оперативный штаб по мониторингу и контролю ситуации в строительной отрасли, который занимается сбором и анализом информации о проблемах, которые могут возникать у строительных предприятий и сбором предложений о мерах по оперативной и адресной поддержке застройщиков и подрядных организаций. Руководство Нацобъединения надеется, что эта работа поможет органам государственной власти в принятии своевременных мер по стабилизации социально-экономического развития.
«Часть наших предложений включена в программу поддержки строительной отрасли, а некоторые уже приняли форму поправок в законодательство. Одно из них – возобновление на текущий год права СРО выдавать своим членам льготные целевые займы из средств компенсационного фонда. Другое – по отмене банковской гарантии на контракты в строительстве до 60-ти миллионов рублей, также в скором будущем найдет отражение в законодательной базе», – рассказал Сергей Кононыхин.
В этом плане государством приняты беспрецедентные меры по снижению уровня государственного контроля над участниками строительного рынка – отменены плановые и внеплановые проверки, без проверок продлеваются аттестаты и лицензии. При этом система саморегулирования обеспечивает входящий квалификационный контроль компаний, претендующих на участие в выполнении государственного заказа и в социально значимых программах капитального ремонта и долевого жилищного строительства. В современных экономических условиях снижение текущего контроля квалификации членов СРО может привести к росту рисков неисполнения государственных контрактов, снижению качества капитального ремонта, срыву исполнения госпрограмм и рискам причинения вреда нашим гражданам в результате некачественного строительства.
Кроме того, компенсационные фонды СРО – это общественные средства. Увеличение выплат из компенсационных фондов потребует от участников рынка их восполнения, и это может стать для членов СРО существенной и несвоевременной, а может быть, и фатальной финансовой нагрузкой. В этой связи, снижение внутреннего контроля деятельности членов СРО не кажется обоснованным. Кроме того, минимальные требования к контролю членов СРО прописаны в законодательстве о саморегулируемых организациях.
«Со стороны НОСТРОЙ мониторинг соответствия деятельности саморегулируемых организаций требованиям законодательства в 2022 году будет продолжен, а возможно, даже усилен, так как в сложившихся обстоятельствах мы не можем множить риски в стратегически важной отрасли», – заключил господин Кононыхин.