Научно-консультативная комиссия Национального объединения строителей представила аналитическую записку с обзором изменений законодательства в строительной сфере в связи с принятием Федерального закона № 46-ФЗ от 8 марта 2022 года. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.
***
Данным законом определяются механизмы поддержки экономического сектора, в том числе строительного блока. В частности, предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
До 1 января 2023 года в целях оказания поддержки членам СРО допускается предоставление СРО займов своим членам за счёт средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций. То есть, продлевается ранее уже действовавшая программа кредитования.
В сфере градостроительной деятельности Правительство РФ наделяется правом на установление:
– особенностей подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию, размещения сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования (пункт 10 часть 1 статьи 18);
– особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на российские аналоги при условии, что такая замена не приводит к увеличению сметной стоимости строительства (пункт 8 часть 1 статьи 18);
– особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы.
В сфере жилищного строительства Правительство РФ наделяется правом на установление:
– особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве (пункт 4 части 1 статьи 18);
– особенностей включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более, чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства многоквартирного дома или иного объекта недвижимости и обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве (пункт 5 части 1 статьи 18);
– особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства (пункт 6 части 1 статьи 18);
– особенностей и основания перечисления застройщику денежных средств участников долевого строительства на строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, внесённых на счета (пункт 7 части 1 статьи 18).
Кроме того, в период до 31 декабря 2022 года включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях (часть 1 статьи 15).
В период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным часть 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а также определён порядок осуществления закупок в таких случаях (часть 2 статьи 15).
В сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительство РФ вправе принимать решение, устанавливающее порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (пункт 11 части 1 статьи 18).