***
Основной задачей рейтинга намечено достижение стратегических целей развития государства с существенным увеличением объёмов строительства с ежегодным наращиванием темпов. Поэтому, как считают в НОСТРОЙ, существуют такие вызовы: формирование профессионального и прозрачного рынка строительных услуг, а также повышение качества и безопасности объектов капитального строительства, получение заказчиками гарантий своевременного исполнения контрактов.
Приводится и анализ проблем. Так, в 2020 году было расторгнуто 29,6 тысячи, заключённых контрактов по 44-ФЗ. Объём расторгнутых контрактов составил 313 миллиардов рублей. При этом сумма штрафов, пеней и неустоек по заключённым контрактам в 2020-ом составила 56 миллиардов рублей. В размере 36% в строительном секторе сформировался рынок теневых финансовых услуг.
Всё это, по мнению ностроевцев, можно и нужно победить с помощью рейтинга деловой репутации подрядной организации! А именно:
- Снизятся высокие показатели по неисполнению контрактов в сфере строительства.
- Появятся действенные инструменты, позволяющие оценить потенциального исполнителя на стадии проведения конкурентной процедуры, исключён будет только выбор по принципу «самая низкая предложенная цена», как это происходит сейчас.
- Повысятся показатели прозрачности деятельности строительных организаций и появятся стимулы по «обелению» компаний.
Подрядные организации при условии соответствия критериям рейтинга, получат доступ к ряду преференций, таких, как: сокращение количества проверок, льготные условия страхования, льготные условия кредитования. Правда, непонятно, насколько эти льготы согласованы со страховщиками, банками и самим Минстроем России.
Рейтинг будет состоять из 6-ти градаций: ААА (самый надёжный) и далее по уменьшению АА. А. ВВВ, ВВ, В. Он будет складываться из 3-х блоков:
- Опыт работы: сам опыт работы, оценка портфеля договоров, ответственность по договорам.
- Количество специалистов и уровень квалификации: кадры, квалификация специалистов, опыт работников в штате.
- Оценка финансовых и материальных ресурсов: финансы, налоги, имущество.
Успешное внедрение механизма рейтинга деловой репутации строительных организаций послужит решению ряда проблем, а именно:
- будет усовершенствована процедура выбора исполнителя в системе государственных (муниципальных) закупок, а также коммерческого заказа;
- будут повышены показатели исполнимости государственных (муниципальных) контрактов в сфере строительства и сокращён объём «недостроя» по госзаказу;
- будет повышена доступность госзаказа для субъектов МСП;
- будет создан дополнительный инструмент мотивации «обеления» для строительных организаций: чем больше информации, тем выше рейтинг, тем больше преференций;
- будет повышена налогооблагаемая база, в том числе по НДФЛ;
- будет простимулировано ответственная деятельность компаний и специалистов, когда акцент при взаимодействии с заказчиком будет установлен на качестве результатов работ и репутации подрядчика.
Для полноценного запуска рейтинга понадобится внести отдельные изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, такие, как постановления Правительства РФ № 2571 и № 2604, утвердить совместную дорожную карту с Минфином России, Казначейством и Минстроем России, получить доступ НОСТРОЙ к полным данным (закрытой части) ряда информационных систем: ЕИС в сфере закупок, ИС ФНС России, ФГИС «Единый реестр проверок», Банк данных исполнительных производств ФССП, ГИСОГД (включая АИС «Стройконтроль», ТОР КНД), ЕИС ЖС.