Комиссия по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России внесла ряд предложений по реформированию законодательства о ценообразовании. Среди инициатив – изменение подходов к формированию цены контрактов и применению индекс-дефляторов, переход к поэтапному раскрытию эскроу-счетов, а также выведение строительных торгов в отдельное законодательство. Все эти меры, по мнению членов комиссии, должны стать действенными для поддержки отрасли. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Кемерово.
***
Особое внимание на очередном заседании комиссии, которое проходило в городе Ставрополе, было уделено ситуации со стремительным ростом стоимости строительства, что, в первую очередь, связано с удорожанием строительных материалов. Так, бетон с начала прошлого года подорожал на 25,1%, кровельный материал на 51,8%, кирпич на 72,1%, битум почти в полтора раза. В результате, с января 2021 года рост стоимости эталонного объекта (детский сад) по регионам в среднем составил более 15%, в том числе за 2 месяца этого года более 3%.
Цифры существенно разняться в зависимости от географии. В Ставропольском крае рост дошёл до 15,2%, а в Карачаево-Черкесии до 16,9%. Увеличение цены контрактов, в свою очередь, составляет 30%, если речь идёт о строительстве, реконструкции, сносе и порядка 25%, если говорить о капремонте. Согласно данным, представленным председателем комиссии и президентом Национального объединения строителей Антоном Глушковым, в 2021 году было заключено только 77% договоров от плана, а выполнено 71,5%. При этом речь идёт пока только о «эпидемиологических» факторах и связанным с ними подорожании. Пока ещё нет никаких оценок того, каким образом рынок отреагирует на новую экономическую реальность в условиях санкционного давления.
Пока, по мнению членов комиссии, анализ ситуации демонстрирует, что необходимо предусмотреть возможность изменения цены государственных и муниципальных контрактов на постоянной основе по соглашению сторон в случае, если исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам невозможно. Предлагается закрепить данную меру на законодательном уровне, как постоянно действующий механизм.
Ещё одна мера, которая позволит компаниям выполнять обязательства по контрактам, это отказ от индекс-дефляторов в пользу актуальных на момент выполнения работ прайс-листов без повторного прохождения экспертизы проекта. С этим предложением планируется выйти как в министерство, так и в Главгосэкспертизу России. Эксперты обсудили идею выведении торгов по строительству в отдельное законодательство на условии перехода от критерия выбора подрядчика по цене к критерию качества и опыта работы.
Все предложения, а также дополнения будут аккумулированы и направлены в адрес председателя Общественного совета и главы Минстроя России.
Также на встрече говорилось о пролонгации ностроевской программы кредитования членов СРО за счёт средств компфондов ОДО. Господин Глушков отметил, что сегодня СРО готовы кредитовать своих членов и оптимистично оценил объём возможной поддержки в 35 миллиардов рублей. Он рассказал, в Правительстве России рассматривается возможность субсидирования ипотечных кредитов до ставки 12,5%, что на фоне инфляции и сужения возможностей инвестирования может оказаться очень привлекательным и поддержит отрасль.
Ещё одной важной мерой Антон Николаевич считает поэтапное раскрытие эскроу-счетов, что позволило бы строительным компаниям получить более дешёвые средства в оборот. Впрочем, насколько в действительности СРО готовы рисковать своими компфондами в разгар экономического кризиса, пока не ясно, так что приведённая президентом НОСТРОЙ цифра может быть рассмотрена как верхняя граница, имеющая чисто умозрительное значение.
Последним вопросом были рассмотрены кандидатуры экспертов для включения в состав комиссии по ценообразованию. Это – представители Ассоциация региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Анна Мамонова и Асия Гудзь.