На прошедшем в Екатеринбурге Международном форуме по закупкам в строительстве и проектировании World Build/State Contract ведущие эксперты в сфере государственных закупок регионов России назвали ключевые проблемы сферы и предложили варианты их решения. С подробностями наш добровольный эксперт из уральской столицы.
***
Начальник отдела регулирования департамента госзаказа Свердловской области Константин Недов рассказал о проблемах и решениях в работе по Федеральному закону № 44-ФЗ и рассмотрел несколько кейсов. В одном из них подрядчик предоставил недостоверную информацию о своём опыте в строительстве, что вылилось в отмену закупки. По его словам, комиссия, рассматривающая опыт, не имела возможности проверить опыт. Решением подобной проблемы эксперт назвал создание Единого реестра исполненных договоров и введение рейтинга подрядных компаний, качественно характеризующего состояние, опыт и финансовое положение подрядчиков.
Начальник управления департамента госзаказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Максим Шушпанов остановился на особенностях закупок по 112-й статье 44-ФЗ о контрактной системе. Проблемами он назвал сложности правильного описания закупок под ключ и применение национального режима к подобным закупкам. Он предложил дополнить закон, включив в него случаи осуществления закупки по перечням объектов капитального строительства, предусматривать в нормативно-правовых актах, устанавливающих применение национального режима, ведение реестра заключённых контрактов, оговорки о возможности неприменения отдельных положений запретов, ограничений и условий допуска, а также неуказание страны происхождения товара или оборудования в контрактах строительных работ «под ключ».
Доклад начальника отдела правового методологического сопровождения управления госзакупок Тюменской области Татьяны Минкиной касался требований к участникам закупок работ по стройконтролю и сохранению объектов культурного наследия. Одной из проблем она назвала неустановленные требования к членству участников в саморегулируемых организациях и уровню их ответственности. В качестве решения проблемы было предложено внести соответствующие нормы в Градостроительный кодекс РФ. Также в качестве спорного момента было выделено отсутствие разделения работ по сохранению объектов культурного наследия на проектные работы и непосредственно строительные работы.
Представитель комитета по государственным закупкам республики Дагестан Джафар Гаджибеков назвал проблемами определение достоверности сведений участника закупки и уровень ответственности. Решениями этих проблем, по его мнению, являются проведение унификация и приведение к единому виду противоречащих контрольных и судебных органов различных регионов по вопросу оценки участников по сумме обязательств, по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов в сфере строительства в зависимости от взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств члена СРО, а также создание официального реестра договоров по 44-ФЗ и 223-ФЗ с целью подтверждения опыта участника закупок.
По словам заместителя министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Михаила Суборова, главными вызовами для заказчиков, подрядчиков и других участников рынка являются существенный рост цен на строительные материалы, недочёты проектной документации, уточнение формата закупки (аукцион или конкурс), уровень ответственности участника, определение лица, проводящего строительный контроль, а также различия в сроках технологии строительства. Рост цен, отметил докладчик, решается внесением изменений в проектную документацию и увеличением цены контракта, либо отказом от закупки или корректировкой проектной документации целях актуализации сметной стоимости.
Помощник губернатора Ярославской области в сфере осуществления закупок Андрей Афонин среди проблем назвал применение норм закона о контрактной системе по изменению существенных условий контрактов, в части существенного изменения стоимости строительных ресурсов, решением которой он видит применение нормативных актов и на неразрывно связанное с работами оборудование. Также он предложил исключить из действия национального режима товары, поставляемые в результате исполнения контрактов на строительные работы. Ещё одной проблемой эксперт назвал отсутствие чётко определённой формы предложения участника аукциона на выполнение работ, он предложил определить её аналогично форме предложения конкурса.