***
Принятие Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позволившего выстроить правовую основу контрактной системы, в том числе разработку понятийного аппарата, сформировало базовые принципы, ввело новые правила осуществления закупочных процедур, положило начало сегодняшнему состоянию института госзакупок.
Стремительные изменения в экономике за последние два года показали необходимость совершенствования системы государственных закупок. Именно поэтому 31 декабря 2021 года было принято постановление Правительства РФ № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившее в силу 1 января 2022 года.
Существенной новеллой данного постановления является введение императивной нормы – применение национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности при определении показателя «наличие у участников закупки деловой репутации» в рамках осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Данное нововведение направлено исключительно на развитие системы госзакупок, полностью закрывая имеющуюся объективную потребность строгого научного нормирования критерия оценки деловой репутации.
Ещё с 2013 года Технический комитет 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» (ТК 066) начал разработку линейки национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
Активно эти стандарты начали применяться, начиная с 2015 года. Сейчас сложилась достаточная практика добровольного применения контрактными службами государственных и частных заказчиков в конкурсной документации стандарта оценки опыта и деловой репутации, особенно в строительной сфере в соответствии с ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
На сегодняшний день можно сделать вывод, что стандарты востребованы, так как если в 2015-ом количество закупок с применением национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации насчитывалось порядка ста, то к 2021 году исчисление идёт уже в сотнях тысяч.
С принятием постановления, а также при активном участии ТК 066, безусловно, будет выработан однозначно понимаемый всеми механизм применения национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации.
Система стандартов по оценке опыта и деловой репутации может применяться как самими организациями – в качестве самооценки в целях повышения эффективности своей деятельности, так и заказчиками – для объективного ранжирования участников закупки, исходя из оценки их финансовых показателей, кадрового потенциала, ресурсной обеспеченности и качества принимаемых управленческих решений.
Индекс деловой репутации – это целое числовое значение в интервале от 0 до 100, присваиваемое заявителю по результатам работы по оценке соответствия требованиям системы стандартов, в зависимости от конкретных видов экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
При этом, кроме индекса деловой репутации, в случае заинтересованности заказчик может получить актуализированную достоверную информацию об участнике из отчёта по сертификации или «личного дела» – о материально-технической базе, опыте работы и квалификации кадров, добросовестности, истории, цитируемости, судебной практике и прочем.
То есть применение стандартов по оценке опыта и деловой репутации позволит заказчику получить максимально объективную картину о реальных возможностях и квалификации участников закупок.
Для оценки деловой репутации и составления индекса используется факторная модель, где каждый фактор рассчитывается по формуле, в основе которой лежат показатели (результаты деятельности исследуемых субъектов):
- Финансовые ресурсы.
- Материально-технические ресурсы.
- Трудовые ресурсы.
- Опыт работы.
- Репутация.
- Управление процессами.
Вместе с тем, для каждого вида экономической деятельности дополнительно разработаны особые числовые обозначения, коррелирующиеся с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), согласно которым разрабатываемые ГОСТы содержат конкретные факторы для каждого вида деятельности.
Каждому виду деятельности, согласно ОКВЭД компании, необходимо проходить процедуру «Оценки опыта и деловой репутации» отдельно с присвоением собственного индекса. Такая позиция связана с тем, что, например, для строительно-монтажных работ и поставки соответствующих материалов требуется совершенно различная организация рабочего процесса, различные специалисты и прочее, и при их совмещении в рамках одного исполнителя необходимо убедиться в достаточности обеих компетенций.
Индекс деловой репутации присваивается компании на основании полученных результатов исследования и его актуальность означает, что результаты исследования валидны на момент проведения исследования. При этом, индекс деловой репутации должен проходить обязательную процедуру актуализации. Актуализация индекса деловой репутации в целях подтверждения или изменения этого индекса наступает не позднее 12-ти месяцев с момента его присвоения.
Результатом оценки опыта и деловой репутации является выдача органом по сертификации сертификата соответствия и приложения к нему. Содержание сертификата соответствия и приложения к нему по оценке опыта и деловой репутации представлен в Приложении В ГОСТ Р 66.0.01-2017 и является обязательным при выполнении данных работ.
Приложение к сертификату даёт информацию об индексе деловой репутации и содержит информацию об организации-заявителе и значение Индекса в буквенной и численной форме. Сертификат без приложения не действителен.
Как и было сказано, сертификат соответствия и приложение к нему выдаётся органом по сертификации в рамках процедуры добровольного подтверждения соответствия. Орган по сертификации должен быть аккредитован в соответствии с законодательством об аккредитации, в соответствующей области аккредитации, и функционировать в рамках системы добровольной сертификации, зарегистрированной в уставленном порядке в Росстандарте.
Порядок выполнения работ по оценке деловой репутации подразумевает экспертную оценку, основанную на учёте мнений экспертов и аудиторов, выполняющих работу по оценке соответствия требованиям национальных стандартов по оценке опыта и деловой репутации.