Министерство строительства и ЖКХ РФ разместило проект приказа, который устанавливает основания для Национальных объединений в отказе членам экс-СРО в перечислении средств компфондов. Документ опубликован на портале нормативных актов и проходит стадию независимой антикоррупционной экспертизы. Подробности читайте в материале нашего добровольного из Самары.
***
Полностью документ называется «Об утверждении оснований для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В проекте приказа содержатся положения, устанавливающие предусмотренные действующим ранее порядком взаимодействия Национального объединения и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 статьи 55.16 ГрК РФ, утверждённым приказом Минстроя России от 29 мая 2019 года № 306/пр, обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению.
Как указывают разработчики, анализ правоприменительной практики положений Градкодекса показал, что отсутствие правового регулирования указанных отношений создаёт риски необоснованного удовлетворения заявлений о перечислении членов исключённой саморегулируемой организации в отсутствие зачисленных на специальный банковский счёт Национального объединения средств компенсационных фондов такой СРО и одновременно риски принятия Нацобъединением необоснованных решений об отказе в перечислении.
В связи с этим Минстрой приводит исчерпывающий список из шести оснований, когда член экс-СРО не имеет права на получение выплат.
1. Заявление о перечислении и прилагаемые к нему документы не содержат решения постоянно действующего коллегиального органа управления СРО о приёме заявителя в члены такой саморегулируемой организации, сведений об оплате заявителем взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) исключённой СРО, о реквизитах специального банковского счёта СРО, на который подлежат перечислению зачисленные на счёт Национального объединения средства компенсационного фонда исключённой саморегулируемой организации.
2. Повторное обращение заявителя о перечислении в случае перечисления Национальным объединением средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) исключённой СРО в размере, установленном частью 16.1 статьи 55.16 ГрК РФ по ранее поступившему заявлению о перечислении от такого заявителя.
3. Отсутствие сведений о заявителе в соответствующем реестре членов СРО, ведение которого осуществляется (осуществлялось) в соответствии со статьёй 55.17 ГрК РФ.
4. Отсутствие зачисленных на специальный банковский счёт Национального объединения средств соответствующих компенсационных фондов исключённой саморегулируемой организации в день принятия решения по такому заявлению о перечислении или отсутствие средств компенсационного фонда (компфондов), не распределённых по ранее поступившим заявлениям о перечислении других заявителей;
5. Отсутствие нераспределённых зачисленных на специальный банковский счёт Национального объединения средств соответствующих компфондов исключённой СРО в день исполнения решения о полном или частичном удовлетворении заявления о перечислении в связи с исполнением Нацобъединением обязанности по осуществлению выплат, предусмотренных частью 14 статьи 55.16 ГрК РФ.
6. Исключение из Государственного реестра саморегулируемых организаций сведений о СРО, которой принято решение о приёме заявителя в члены саморегулируемой организации.
Таким образом, пунктами 4 и 5 Минстрой России, фактически, пошёл навстречу Национальным объединениям и защитил спецсчета НОСТРОЙ и НОПРИЗ от значительной части претензий со стороны строителей.
При этом за рамками документа остаётся много острых вопросов – например, каким образом Нацобъединения должны распоряжаться доходами от лежащих на спецсчетах средствах экс-СРО? Исходя из буквы документа, эти деньги НОПРИЗ и НОСТРОЙ имеют полное право обратить в свой доход, не тратя на выплаты членам экс-СРО. Также никак не регламентируется, какова будет судьба значительной части компфондов, хозяева которых так и не обратились в Национальные объединения, либо обратились, но не смогли вернуть свои деньги.