***
Как отмечает ведомство, в 2021 году в связи с отсутствием оснований для проведения внеплановых проверок министерством внеплановые контрольные мероприятия Нацобъединений не проводились. Случаи причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям не выявлены. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований Национальными объединениями саморегулируемых организаций не выдавались.
Мониторинг поступивших в адрес министерства обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в том числе саморегулируемых организаций, выявил вопросы, которые явились основанием для актуализации обязательных требований.
Так, пунктом 5 части 6 статьи 55.5-1 Гражданского кодекса РФ к иностранным гражданам для включения сведений о них в Национальный реестр специалистов предъявляется обязательное требование о наличии разрешения на работу. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лицам, постоянно или временно проживающим в нашей стране, такое разрешение не выдаётся. В этой связи право на включение сведений в соответствующий НРС иностранного гражданина, осуществляющего свою трудовую деятельность на основании патента или в случае, когда получение специального разрешения не требуется, не могло быть реализовано.
Кроме того, Единый реестр членов саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляется Национальными объединениями в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ, в настоящее время не содержит информации о кадровом обеспечении члена саморегулируемой организации и о фактическом совокупном размере его обязательств по соответствующим договорам подряда. Вследствие этого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции.
Из содержания части 14 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» следует, что обязанность по возврату после 1 июля 2021 года в течение года взноса, внесённого юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, членство которых прекращено в саморегулируемой организации при соблюдении установленных условий, возложена исключительно на СРО. Вместе с тем случай возврата такого взноса при исключении сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра и переходе к Национальным объединениям прав на средства компенсационных фондов законодательством не был урегулирован.
В связи с вышеизложенным Минстроем России в инициативном порядке в целях актуализации обязательных требований были подготовлены соответствующие изменения в ГрК РФ, и 30 декабря 2021 года принят Федеральный закон № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Также Минстрой отмечает, что с учётом проводимой Правительством РФ совместно Банком России работы по развитию конкуренции на рынке банковских услуг и унификации требований к уполномоченным банкам для обеспечения доступа банков к публичным финансам, была принципиально изменена концепция требований к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов СРО. А именно, взамен обязательных требований к размеру основного капитала кредитной организации введён уровень кредитного рейтинга в качестве основного критерия. В указанное постановление по итогам правоприменительной практики в целях актуализации обязательных требований были внесены изменения постановлением Правительства РФ от 28 июля 2021 года № 1276.
В докладе отмечается, что в развитие норм Федерального закона № 447-ФЗ в 2022 году будут актуализированы обязательные требования нормативными правовыми актами в части:
- состава сведений Единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядка формирования и порядка ведения Единого реестра о членах СРО и их обязательствах, в том числе порядка включения в указанный реестр сведений;
- перечня документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ, состава сведений, включаемых в Национальный реестр, порядка внесения изменений в НРС, оснований для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий Нацреестр, перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из НРС;
- оснований для принятия Национальными объединениями саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 статьи 55.16 ГрК РФ.