Одно из важнейших событий минувшего года в сфере строительного саморегулирования произошло уже в последнюю неделю, когда до боя новогодних курантов оставались всего сутки. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». А вместе с ним – и важное поручение для председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. По мнению нашего добровольного эксперта из российской столицы, этот факт стал позитивным сигналом для саморегуляторов в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий.
***
Как указано в пояснительной записке к законопроекту (который уже стал федеральным законом), предлагается предусмотреть в ГрК РФ только те требования в сфере саморегулирования деятельности в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, которые существенно влияют на социально значимые риски, одновременно расширив пределы самоорганизации предпринимательского сообщества по регулированию своей деятельности.
Так, новый нормативно-правовой акт регламентирует ряд изменений по срокам принятия решений в части внесения сведений в Национальный реестр специалистов. Исключает ряд полномочий органов исполнительной власти в части регулирования компенсационных фондов и формы Единого реестра членов.
Одновременно с этим проектируется дополнение реестра членов саморегулируемых организаций информацией о работниках члена СРО, сведения о которых включены в соответствующий НРС.
Взамен требования о повышении квалификации, предъявляемого к физическому лицу, сведения о котором должны быть включены в соответствующий Национальный реестр специалистов, вводится его независимая оценка квалификации, проводимая в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Также в законопроекте были учтены поправки, которые Общественный совет по развитию саморегулирования (ОСРС) вносил в статью 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ новой частью 14.1, которая бы предусматривала право бывших членов исключённых СРО в течение года после 1 июля 2021-го подать заявление в Национальное объединение (НОСТРОЙ или НОПРИЗ) о перечислении зачисленных на счёт такого Нацобъединения компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации, членом которой являлись юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, и членство в которой было прекращено такими лицами в соответствии с настоящей статьёй, о возврате внесённых такими лицами взносов в компфонд (компфонды).
В целом законопроект стал позитивным сигналом для всего саморегулируемого сообщества. Не секрет, что отношение у власти к системе саморегулирования было и остаётся настороженным за всю уже 12-летниюю историю существования этого института. Например, Минстрой России во времена экс-руководителя этого ведомства Михаила Меня саморегуляторов вообще не жаловал и даже поговаривал о возвращении к лицензированию. В дальнейшем в адрес Союзов и Ассоциаций строителей, проектировщиков, изыскателей и их Национальных объединений также раздавалась систематическая критика – как снизу, от самих участников этих Нацобъединений, так и сверху, из коридоров власти.
Во многом такая позиция объяснима, потому что далеко не все задачи, которые изначально были поставлены перед саморегуляторами удалось выполнить. В ходе своего развития СРО-система, как и строительная отрасль в целом, столкнулись с большим количеством проблем. Отчасти в этом была вина саморегуляторов, на стартовом этапе допустивших уклон в коммерциализацию своей деятельности и не проводивших своевременную очистку рядов. Отчасти было обусловлено объективными причинами, такими как санация банковского сектора и непрерывная череда реформ, в ходе которых строительным, проектным и изыскательским СРО приходилось оперативно перестраивать свою работу и реализовывать новые задачи.
В целом Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» стал для СРО «белой меткой». Да, впереди новые преобразования и новые задачи. Но главное, что власть видит важность системы строительного саморегулирования и намерена работать с ней дальше! Структуры, которые признаны неэффективными, не реформируют и не улучшают, а заменяют на другие. В отношении СРО, как мы можем видеть, законопроект предусматривает не радикальные перемены, а тонкую, «настроечную» работу на базе уже наработанного опыта и потенциала.
Однако не стоит забывать и про то, что вместе с этим документом Президент России Владимир Путин дал поручение председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, которому предстоит до 1 июля 2022 года обеспечить проведение анализа практики применения положений законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, а также практики проведения независимой оценки квалификации в данной сфере. По итогам проведённого анализа «при необходимости» будут представлены предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.
Таким образом, задача всех саморегуляторов на ближайший период – как можно более ответственно отнестись к функциям системы СРО, с учётом новых требований законопроекта, и показать свою способность работать вместе с властью для реализации важнейших задач строительной отрасли.