Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 22 января 2014 в 10:30
0    43867

: О шествии стандартов НОСТРОЙ: профессиональные стандарты

Владимир Юсупджанов

Возвращаясь к мероприятиям Дня саморегулирования, я поделился с коллегами своими наблюдениями и выводами, вынесенными с дискуссии о ценообразовании и сметных нормативах. Сегодня же затрону другую тему, которой был посвящен круглый стол №2, и модератором на нем выступил Александр Ишин – «Профессиональные стандарты как основа повышения компетенции специалистов строительной отрасли».

Профессиональные стандарты и их содержание 12 декабря 2013 года были подробно рассмотрены представителями учебных заведений и Национального объединения строителей перед немногочисленными представителями СРО и их членами. Докладчики подробно раскрывали содержание каждого профессионального стандарта, уровни и компетенции будущих учащихся. Достаточно внимания было уделено методикам обучения в создаваемых базовых ресурсных центрах и просто ресурсных центрах и, конечно же, вопросу их финансирования.

Идиллию взаимопонимания и важности происходящего чуть-чуть подпортили вопросы неподготовленного представителя строительного сообщества. А вопросы были следующие:

1. Кому поручена разработка профессиональных стандартов?
2. Кто и каким решением поручил их разработку НОСТРОЙ?
3. Кто, кому и в каких размерах оплачивает разработку профстандартов?
4. Кем и где будут использоваться эти стандарты?
5. Что изменят профессиональные стандарты в отношениях работодателя и работника?
6. Как повлияют профессиональные стандарты на безопасность и качество строительства?
7. Кого будем учить по этим стандартам?

Ответов на эти вопросы собравшиеся не услышали: сославшись на ограниченность времени проведения круглого стола, модератор наскоро подвел итоги, а все разъяснения по поставленным вопросам перенес на возможные будущие встречи и дискуссии.

Я поискал ответы на сайте НОСТРОЙ в протоколах комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров, а затем и в статьях, опубликованных на сайте ЗаНоСтрой.РФ:

Существующий Устав НОСТРОЙ  не мешает работать тем, кто этого действительно хочет

«Телегу»  НОСТРОЙ сдвинут с точки только профессионалы

С автором первой статьи могу «согласиться» (конечно, только в кавычках) по целому ряду вопросов. Действительно, существующий Устав НОСТРОЙ:

  • не исключает возникновения конфликта интересов;
  • позволяет профессионально занимать несколько должностей (например: член Президиума, он же член Совета, он же председатель комитета, он же руководитель Ассоциации СРО, он же руководитель НП СРО и т.д.);
  • не мешает «работать», то есть осваивать смету НОСТРОЙ, не выполняя при этом предписанных функций и задач Объединения;
  • разрешает подменять одни определения и понятия другими, как, скажем, «конфликт интересов» превращается в «инициативный порядок работы».

«Согласен» и со второй статьей. «Случайное сборище личностей» представляют - избранный руководитель коллегиального органа, назначенный руководитель исполнительного органа СРО, без какого-то количества членов Советов саморегулируемых организаций. 270 СРО, каждой два руководителя - итого 540 «случайных личностей». Простите, 539 «случайных личностей», так как одна личность в это сборище не входит, а представляет альтруистическую меценатствующую фигуру, переходящую в пассионарную звезду 1-й величины.

Для справки
Альтруизм (лат. Alter – другой, другие) – понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность – то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.
Меценат – лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Вот и захотелось – как пример для себя – осознать размер бескорыстной заботы о благополучии и саморегулируемых организаций, и их членов со стороны тружеников комитета НОСТРОЙ. На какие жертвы при распределении заказов на разработку профессиональных стандартов для рабочих специальностей пошли они? Какие и сколько профессиональных стандартов разработано на добровольной и безвозмездной основе?

Сухие строчки протоколов комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров поведали о следующем. В соответствии с поручением Правительства РФ Министерство труда обязано разработать профессиональные стандарты, в том числе – в области строительства, для чего привлекается свое ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования». НОСТРОЙ в лице комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров обратился в Минтруда с просьбой не объявлять конкурс на разработку профессиональных стандартов, а поручить разработку Национальному объединению.

Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров принял решение разработать профессиональные стандарты по следующим рабочим профессиям: каменщик, бетонщик, арматурщик, сварщик и кровельщик. А в качестве разработчика стандартов утвердить все тот же Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минтруда России, с которым заключаются договоры на разработку профессиональных стандартов по требованиям Минтруда. Начальник управления развития кадрового потенциала ФГБУ «НИИ ТСС Минтруда России» пояснил стоимость разработки профстандартов и механизм ценообразования. Чувствуете начало акробатического кульбита?

Идем далее. Национальное Агентство контроля сварки (НАКС) разработало профессиональные стандарты в области сварки и родственных процессов, а НОСТРОЙ утвержден в статусе соразработчика. Так как ФГБУ «НИИ ТСС» из-за отсутствовавшей по вине Минтруда нормативной базы не справилось с разработкой профессиональных стандартов.

Ассоциация СРО «Единство» в инициативном порядке разработало три проф. стандарта: «каменщик», «столяр строительный», «штукатур», а в качестве соразработчика выступил НОСТРОЙ. То есть нормативная база отсутствует, без нее профильное НИИ не может разрабатывать профстандарты, но Ассоциацию «Единство» это не смущает, и она разрабатывает все-таки три стандарта. Правда, два из них не соответствуют принятому первоначально решению комитета.

Аппарату НОСТРОЙ предложено заключить договор с Национальным кровельным союзом на разработку профстандарта «кровельщик». И еще раз заключаются договоры с ФГБУ «НИИ ТСС» на разработку стандартов «бетонщик» и «арматурщик», в качестве субподрядчика рекомендовано АНО УЦ «Главстрой – Мосстройкадры».

Завершение акробатического кульбита. Теперь все при деле, и можно рапортовать об участии профессионального сообщества в работе над стандартами. Однако остались вопросы, не отраженные в протоколах, а к договорам любопытствующим строителям и представителям СРО не добраться. Кто кого финансирует или софинансирует? Минтруда через свой НИИ подрядчиков и субподрядчиков? Или НОСТРОЙ оплачивает (или софинансирует) и Минтруда, и НИИ, и членов комитета?

Возникает также вопрос: сколько членов НП СРО «Центрстройэкспертиза-статус», Ассоциации СРО «Единство» входит в состав комитета? Что означает загадочная фраза «заключить договора на разработку профстандарта с учетом существующей практики разработки профстандартов Министерством труда и социальной защиты РФ»? Сколько уже потрачено средств на разработку семи профессиональных стандартов из 28 миллионов 315 тысяч 850 рублей, выделенных в смете НОСТРОЙ комитету на 2013 год? Какие ресурсные центры получили финансирование от комитета  на свое развитие и обучение учащихся из 20 миллионов рублей, запланированных на эти цели в 2013 году?

Всего же комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров должен был израсходовать за год 71 миллион 675 тысяч 850 рублей. При этом смета комитета на 2014 год выглядит несравнимо скромнее: на разработку десяти стандартов из сметы НОСТРОЙ просят всего лишь 1,5 миллиона рублей, да еще 400 тысяч на методические пособия для ресурсных центров.

Из всей собранной информации вытекают следующие выводы и предложения:

1. Устав Национального объединения строителей позволяет совмещать должности (например: член Президиума, он же член Совета, он же председатель комитета, он же руководитель Ассоциации СРО, он же руководитель НП СРО и т.д.);
2. Устав Национальных объединений СРО с прописанными в них перспективными направлениями шоу-деятельности позволяют бесцельно расходовать смету на цели, не соответствующие функциям и задачам, поставленным Градостроительным кодексом России;
3. Разработка профессиональных стандартов – прерогатива Министерства труда и социальной защиты, на конкурсной основе привлекающего соисполнителей и оплачивающего их труд;
4. Разработка профессиональных стандартов к саморегулированию никакого отношения не имеет;
5. Расходы комитета по развитию системы рабочих кадров в размере 28 315 850 рублей на цели, не соответствующие функциям Национального объединения СРО, следует считать нецелевыми расходами.
6. В смете расходов НОСТРОЙ на 2014-2015 годы необходимо исключить пункт, предусматривающий выделение из взносов СРО средств на дальнейшую разработку профессиональных стандартов.

Владимир Юсупджанов

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии