В День саморегулирования очень хотелось услышать и увидеть, что к концу 2013 года подготовлено и исполнено Национальными объединениями СРО по выполнению своих целей, функций и задач. День саморегулирования – вообще хороший повод, чтобы собрать и объединить все Национальные объединения строительного сообщества – хотя бы руководителей СРО, а их общим числом более четырехсот, не говоря уже о членах СРО. К сожалению, участников было маловато, а темы для серьезного обсуждения, без сомнения, накопились. На одну из них и хотелось бы пристальное внимание коллег.
12 декабря 2013 года мне удалось поучаствовать в работе трех круглых столов по темам:
1. Стандарты организаций как эффективный инструмент обеспечения безопасности и качества в строительстве. Взаимодействие с заказчиками. Правоприменительная практика. (Модератор – Л.С. Баринова)
2. Профессиональные стандарты как основа повышения компетенции специалистов строительной отрасли. (Модератор – А.В. Ишин)
3. Развитие системы ценообразования в сфере строительства. Экспертиза достоверности сметной стоимости. (Модератор – А.В. Сорокин).
Сегодня как раз хотелось бы сосредоточить внимание читателей на третьем круглом столе, темой которого стало ценообразование в строительстве и Государственные сметные нормативы.
Не буду скрывать: я не являюсь большим специалистом в ценообразовании, и мое участие в этом круглом столе было вызвано желанием поучиться, послушать, что же нового появилось и что сделано в системе ценообразования. Прозвучало несколько выступлений о проблемах в ценообразовании и сметном нормировании, но как-то не оказалось ни одного отчета о том, что же было сделано за три года?
После выступления Валерия Мозолевского с резкой критикой самой темы круглого стола обратился к собравшимся первый заместитель начальника Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» Павел Журавлев. Тезисы 15-минутного нравоучительного выступления господина Журавлева следующие:
1. Выступающие и присутствующие в системе ценообразования ничего не понимают и, соответственно, ничего не предлагают.
2. В систему ценообразования входит так много (загибая пальцы, со знанием дела, перечислил почти все системно образующие элементы, а потом, широко разводя руками, показал как их много), что вы всего и не знаете.
3. К частному инвестору (заказчику) и генеральному подрядчику (подрядчику) система ценообразования и Государственные сметные нормативы никакого отношения не имеют. Это их – частного инвестора и подрядчика – личные проблемы. Как договорятся между собой, так оно и будет.
4. Система ценообразования и Государственные сметные нормативы необходимы только для государственного инвестора и государственного заказчика. И разработка сборников – это проблема государственных органов, в том числе Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов».
После таких слов стыдно мне стало и за свою дремучесть, и за участников круглого стола, за непонимание альтруистической деятельности руководителей подкомитетов, комитетов, Советов Национальных объединений, поэтому пришлось вступить в беседу для уточнения возникших вопросов.
Я переспросил, правильно ли понял пункты 3 и 4, и заместитель начальника ФАУ ответил утвердительно. Действительно: попытки найти проекты ГСН на сайте НОСТРОЯ ничего не дали, зато на сайте НОП их оказалось целых семь штук.
Проекты ГСН «Справочник базовых цен на…», размещенные на сайте НОП – это действительно государственные сметные нормативы на различные работы и объекты, финансируемые из федерального бюджета, и это подтверждают нормативные документы. Например, это следует из пояснительной записки проекта ГСН «Справочник базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений»:
«При разработке первой редакции проекта ГСН СБЦ ОР за основу были взяты (редакция автором не менялась) действующий в настоящее время «Справочник базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений» [15] (далее – СБЦ-1998). Этот документ внесен в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета (далее – Реестр), ведение которого осуществляет Министерство регионального развития РФ, и является документом обязательного применения при финансировании из федерального бюджета обмерных и обследовательских работ зданий и сооружений. СБЦ-1998 разработан применительно к составу и требованиям к обмерным и обследовательским работам зданий и сооружений работ определяемым положениями «Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений. СП-13-102-2003» (далее – СП-13-102-2003) [13], «Положения по техническому обследованию жилых зданий. ВСН 57-88р» (далее – ВСН57-88р) [14]».
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №21, ст. 2576) [8];
Классификация сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкция и ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.08.2009 №353 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2009, регистрационный №14940) [10]».
Содержанием ГСН, их соответствием требованиям, что взяты за основу, и т.д. я не занимался, оценить их может специалист – например, Сергей Титов. Но некоторые нюансы, на мой взгляд, существуют.
Так, на разработку Государственных сметных нормативов комитет НОП в 2013 году запланировал 7,75 миллиона рублей.
Комитет НОСТРОЙ пошел еще дальше и заложил расходы на Государственные сметные нормативы в 2013-2014 годах в сумме 44,5 миллиона рублей, соответственно сумме и работа планируется основательная. В Приложении к протоколу №8 от 03.10.2013 дан перечень проектов договоров и список подрядных организаций, которыми будут разработаны:
1. Анализ государственной сметно-нормативной базы в целях определения состава дополнений к сметным нормам на основании используемых новых технологий и строительных материалов – 1 шт. стоимостью 4 млн рублей.
2. Анализ государственной сметно-нормативной базы в целях определения состава дополнений к сметным нормам на основании используемых новых технологий и строительных материалов – 1 шт. стоимостью 3 млн рублей.
(Зачем и кому нужны два одинаковых анализа за 7 миллионов рублей?)
3. Разработка проектов государственных элементных сметных норм для включения в части ГЭСН «Скважины» и т.д. – 20 млн рублей.
4. Разработка «Концепции стратегии совершенствования системы ценообразования и финансирования строительной деятельности» - 1 шт. стоимостью 3 млн рублей.
5. Разработка проектов укрупненных нормативов цены строительства – 7 шт. ценой по 2 млн рублей каждый.
Завершая диалог, я обратился с вопросом к модератору круглого стола: зачем же на 2013-2014 годы запланировано и уже тратится 44,5 миллиона рублей (сайт НОСТРОЙ – комитет по ценообразованию) на не соответствующие функциям Национального объединения цели и не востребованные государством и строительным сообществом сборники? И это при том, что в 2011-2012 годы на разработку сборников уже было израсходовано то ли восемь, то ли десять миллионов рублей!
Реакцию модератора на мои вопросы при всем желании трудно назвать ответом по существу. «Мы же знаем, Владимир Исмаилович, что Вы всегда недовольны тем, что делает НОСТРОЙ», - заявил Алексей Сорокин.
На обсуждение читателей, моих коллег из саморегулируемых организаций, хотелось бы вынести свои выводы и предложения:
1. Уставы Национальных объединений СРО позволяют совмещать должности. Например, вице-президент НОП, председатель комитета НОСТРОЙ и руководитель СРО – все эти (или аналогичные) посты может занимать один и тот же человек.
2. Уставы Национальных объединений с прописанными в них перспективными направлениями шоу-деятельности позволяют бесцельно расходовать смету на цели, не соответствующие функциям и задачам, поставленным Градостроительным кодексом.
3. Система ценообразования (в том числе и Государственные сметные нормативы) – это прерогатива государственного регулирования.
4. Система ценообразования (в том числе и Государственные сметные нормативы) к саморегулированию никакого отношения не имеет.
5. Расходы НОСТРОЙ на ГСН в размере 44,5 миллиона рублей не соответствуют функциям Национального объединения и являются нецелевыми расходами.
6. В смете расходов на 2014-2015 годы следует исключить пункт, предусматривающий денежные средства на дальнейшую разработку сборников ценообразования.
Владимир Юсупджанов