***
Это исследование наверняка будет интересно широкому кругу саморегулируемых организаций в области строительства и проектирования, ибо позволяет понять потребности и опасения своих потенциальных членов, узнать, что движет ими при выборе СРО, и какие критерии при этом являются для них наиболее важными. А значит, изложенная ниже информация крайне важна для тех профильных СРО, что стремятся увеличить число своих членов.
Ныне в Межотраслевую ассоциацию СРО «Перспектива» входят четыре саморегулируемые организации, которые в сумме насчитывают почти четыре тысячи членов.
Проведённое исследование затронуло две строительные и одну проектную СРО:
- Саморегулируемую организацию Ассоциация строительных организаций «Поддержки организаций строительной отрасли» (СРО АСО ПОСО, СРО-С-227-01072010);
- Саморегулируемую организацию Ассоциация строителей «Межрегионстройальянс» (СРО АС МРСА, СРО-С-253-05092012);
- Саморегулируемую организацию Ассоциация проектировщиков «Содействия организациям проектной отрасли» (СРО АП СОПО, СРО-П-166-30062011).
Аватар
Составители анкеты стремились получить максимально точный аватар члена СРО, входящих в Межотраслевую ассоциацию СРО «Перспектива». Прежде всего, они анализировали пол и образование ЛВР и ЛПР – эти замечательные аббревиатуры являются сокращением терминов «лицо, влияющее на принятие решений» и «лицо, принимающее решение».
Почему фокус исследования направлен именно на них? Юридическое лицо есть бездушная правовая оболочка бизнеса, и за ней всегда стоят живые люди, которые уполномочены (либо влияют) на принятие решений в интересах предприятия.
Именно ЛВР и ЛПР анализируют информацию на этапе выбора СРО и затем инициируют вступление компании в ту либо иную саморегулируемую организацию. Обнаружилось, что в гендерном отношении здесь достигается паритет: ключевые решения являются прерогативой 50,4% мужчин и 49,6% женщин.
Эти персоны хорошо образованы. 92% из них имеют высшее образование, среднеспециальным обладают 3,2% респондентов, столько же ушли от ответа касаемо своего диплома, неполное высшее имеют 1,6% опрошенных руководителей.
Две трети (65,6%) ЛВРов и ЛПРов состоят в браке, оставшаяся треть узами Гименея не связана. При этом об отсутствии детей заявили лишь 20% ключевых руководителей. Оставшиеся 80% топ-менеджеров имеют от одного до пятерых детишек.
Его боли
Отдельный раздел исследования посвящён устремлениям членов СРО и вещам, которые их беспокоят. В списке своих главных целей на 2025 год большинство респондентов (21%) назвали развитие своего бизнеса. Однако второй среди самых частых ответов звучит весьма тревожно: выжить. Такова главная задача 10% компаний, принявших участие в опросе.
Помимо названных задач, в топ целей также вошли:
- завершить начатое;
- повысить свою прибыль;
- увеличить количество объектов.
Что касается тревог, то большинство предприятий (почти 15%) назвали своим главным опасением рост ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. Немногим меньше (10%) представителей строительного бизнеса пугает нехватка кадров.
Также общей болью опрошенных является недостаточное количество заказов, неплатёжеспособность заказчиков, рост цен на материалы и недостаток кадров с подтверждённой квалификацией – очевидно, здесь речь идёт про специалистов НРС, наличие которых необходимо в штате.
Интересной особенностью проведённого исследования стало то, что наряду с цифрами и гистограммами в нём приведены также и цитаты руководителей компаний, которые отвечали на поставленные вопросы. Этих строк немного, но они ценны, поскольку прямым текстом капитаны бизнеса, стоящие у штурвала своих компаний, сообщают о проблемах. Вот что они говорят:
«Уже более двух лет мы находимся в состоянии ожидания, и ситуация остаётся без изменений. Получить объекты очень сложно».
«Текущая обстановка беспокоит. Обстановка вообще не только по отрасли, по обстановке в целом экономики в стране, плюс, соответственно, сейчас происходит некое замораживание проектов с достаточно крупными застройщиками».
«Есть сложности с заказчиками (особенно с госзаказчиками) в части финансирования (жёсткие условия, практически отсутствует авансирование): приходится выполнять работы за свой счёт – оплата работ происходит далеко не сразу (только после прохождения всех согласований и экспертиз). Госзаказчики часто выставляют большие неустойки, которые приходится оспаривать в суде (положительный момент: суды зачастую становятся на сторону подрядчика и снижают размеры неустоек в 2-3 раза)».
Как состоявшиеся члены СРО принимали решение
Прежде всего, у них была причина, побуждающая стать членом саморегулируемой организации. ТОП-5 причин таковы:
- для выполнения предстоящих работ необходимо членство в СРО, согласно действующему законодательству;
- таково было требование заказчика;
- для участия в тендере;
- для разработки проектной документации;
- для выполнения государственного контракта.
Пожалуй, изюминкой исследования можно назвать вопрос о принципе выбора компанией СРО для вступления. Многие ЛВР и ЛПР ответили «не знаю» (36%, наиболее частый ответ), но тому есть объяснение: либо они не сами делали сей выбор, переложив его на подчинённых – либо этот выбор был сделан до того, как нынешние респонденты заняли в своих компаниях лидерские позиции.
А вот далее идут значимые критерии, которые бизнес чаще всего использует для выбора своей СРО. В ТОП-7 значимых ответов (за исключением «не знаю») в порядке убывания частоты значатся:
- репутация/отзывы/рейтинг;
- размер взносов;
- стоимость вступления;
- оперативность;
- сервис;
- надёжность;
- есть опыт сотрудничества.
В этом разделе также приведены несколько прямых цитат ЛВР и ЛПР. Вот что говорят участники рынка о своих критериях выбора СРО:
«Ценники у всех, в принципе, одинаковые. По общению. Вот именно, я с вами уже работал. Никаких лишних вопросов ни у вас ко мне, ни у меня к вам не возникало. Поэтому я с вами работаю».
«Скорость оформления, стоимость и опять же, присматривали сколько существует это объединение и сколько членов».
«По надёжности, размеру компенсационного фонда и цене вступления. Не очень дорого, но и не подозрительно дёшево».
Отдельно участников опроса просили ответить на вопрос: «Был ли для вас важен размер членских взносов»? Для большинства (75%) этот вопрос является важным при выборе СРО, оставшиеся либо безразличны к этому параметру (17,6%), или же не знали, что ответить (7,4%).
Известность и репутация СРО важны для 60,8% опрошенных. 27,2% на этот аспект внимания не обращают, оставшиеся затруднились ответить на вопрос о значимости этого критерия.
Межотраслевая ассоциация СРО «Перспектива» задаёт в опросе и достаточно прямой вопрос: «Почему выбрали нас?». И самый частый ответ снова напоминает нам о том, насколько эффективным рекламным каналом (но лишь при качественном обслуживании своих клиентов) является «сарафанное радио». Наиболее частый ответ респондентов о причинах выбора – (14,4%) – хорошие рекомендации.
Далее идёт цена (11,4%), что также вполне объяснимо.
Если вернуться к опросу, то критериями выбора «Перспективы» большинство респондентов также назвали:
- предлагаемые условия;
- положительный опыт сотрудничества;
- скорость;
- надёжность;
- сервис.
Про опыт членства в СРО Межотраслевой ассоциации «Перспектива»
Очень важным является и вопрос о том, откуда состоявшиеся члены СРО впервые узнали о ней. Здесь снова на первом месте (40,4%) рекомендации – то самое «сарафанное радио» и высокий уровень обслуживания своих клиентов. Следующим важным рекламным каналом является Интернет (36%), поэтому для СРО важно развивать свой сайт и корпоративные соцсети, делая эти ресурсы интересными и полезными для своих, в том числе, потенциальных участников.
На третьей позиции про источник информации фигурирует СРО (такой ответ дали 13,5% опрошенных). Этот ответ может объяснить цитата, включённая в текст отчёта:
«Мы посмотрели, что в вашей СРО находятся крупные проектировщики, которые являются нашими конкурентами. У нас уже был опыт, когда местная СРО, которая на Уральский регион распространяется, лишилась лицензии. И поэтому мы искали хорошую, надёжную СРО для долгосрочного сотрудничества».
Члены саморегулируемых организаций, входящих в Межотраслевую ассоциацию СРО «Перспектива», особенно ценят их за высокий уровень сервиса (30,4%) и клиентоориентированность (29,6%). Кроме того, они отмечают ценность экспертизы, надёжность и прозрачность деятельности СРО. Вот что они говорят:
«Вы идёте навстречу, это важно. Закрываете очень много вопросов. Если мы не знаем, как делать, мы можем посоветоваться с вами. Например, мы очень часто задумываемся про проектирование особо сложных, особо опасных объектов. Это высотные здания, небоскрёбы, не сказать, что это атомная энергетика, но, возможно, там ещё какие-нибудь заводы. Соответственно, ваши сотрудники могут всегда объяснить, что нам ещё необходимо, как это сделать и в какие сроки».
«Прозрачные условия, отсутствие подводных камней, то, что не душите проверками, лояльно относитесь к своим компаниям. Ну, понятно, что там минимальные требования, конечно, нужно соблюдать. Плюс надёжность, на мой взгляд, на рынке вы давно. Крупная СРО. Я знаю, что у вас есть бэкграунд по выплатам КФ. То есть вы не уходите от ответственности, а пытаетесь всё-таки решить проблему».