Заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Головин принял участие в Национальном форуме инфраструктурных компаний и подвёл итоги первого года применения ресурсно-индексного метода (РИМ) в России. Он также рассказал о том, что делает ведомство для повышения достоверности определения стоимости строительства, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры. Об этом сообщили наши коллеги из пресс-службы Главгосэкспертизы.
Для расчета сметной стоимости объекта капитального строительства необходимо обладать информацией по стоимости строительных ресурсов в разрезе регионов Российской Федерации. Согласно Градостроительному кодексу РФ, стоимость строительных ресурсов – это стоимость оплаты труда, материалов и оборудования, а также стоимость эксплуатации машин и механизмов.
Проверка расчёта размера оплаты труда, учитываемого в сметах, – одна из функций Главгосэкспертизы по нормативно-методическому обеспечению РИМа с учётом региональной специфики строительных рынков.
«До 25 апреля 2025 во исполнение постановления Правительства РФ № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» во ФГИС ЦС будут опубликованы среднемесячные размеры зарплат в отрасли за 2024 год», – сообщил участникам форума Сергей Викторович.
На текущий момент от всех регионов поступило 85 расчётов по оплате труда, из них 84 уже прошли проверку в Главгосэкспертизе и согласованы Минстроем России. По одному из расчётов региональной оплаты труда возникли замечания в связи с более, чем 4-кратным превышением среднего уровня зарплат строителей по России.
Вместе с тем по итогам 2024 года именно рост зарплаты дал основной рост – более 20% – в общем повышении стоимости строительства. Поэтому одно из предложений Главгосэкспертизы по совершенствованию методик и алгоритмов расчёта заработной платы строителей – учитывать в них не только статистику Росстата, но и отчёты компаний в Федеральную налоговую службу и другие объективные показатели. При этом важно такие же подходы к нормированию сметной оплаты труда распространить как на субъектовые, так и отраслевые показатели, чтобы исключить возможность массового перетока квалифицированных рабочих, считает господин Головин.
Ситуация с нормированием зарплат в дорожном строительстве особенно непростая, с учётом специфики строительства протяженных линейных объектов на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Поэтому региональные отличия средних размеров оплаты труда, учитываемые в контрактах по разным этапам, заведомо создают неравные условия для строителей. И этот вопрос также обсуждается на федеральном уровне с участием Главгосэкспертизы, отметил Сергей Головин.
В этом году данные для отраслевых расчётов среднемесячных размеров оплаты труда рабочего первого разряда впервые предоставило Федеральное дорожное агентство. Откорректированные расчёты показали, что в среднем ставка зарплат дорожников оказалась выше на 17 %, по сравнению с аналогичными расчётами регионов.
«Вот почему мы особенно пристально сегодня следим не только за количеством, но и чистотой данных, поступающих через ФГИС ЦС от участников отрасли по стоимости всех ресурсов, включая сметные уровень оплаты труда. Приведение их к рыночным показателям станет решением второй важнейшей задачи развития ценообразования после перехода на РИМ», – подчеркнул заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию.
Кроме того, в ходе Национального форума инфраструктурных компаний спикер рассказал о работе ведомства по развитию функционала ФГИС ЦС, сделав акцент на интеграции с биржами и торговыми площадками, а также по актуализации и наполнению новыми показателями сметно-нормативной базы ФСНБ-2022, в том числе в части дорожного строительства.
«В 2025 году Минтранс России, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и ГК «Автодор» планируют разработать 138 новых сметных норм, которые поступят для оценки в Главгосэкспертизу и затем на утверждение в Минстрой России», – сообщил Сергей Головин.