На прошедших Окружных конференциях членов НОСТРОЙ вопрос о проекте новой редакции Устава Объединения стал одним из наиболее горячо обсуждаемых. Я выступил против представленного Устава, и мою позицию поддержали коллеги в Москве. Говорил об этом в своем выступлении и заявляю снова: действующий Устав не мешает работать тем, кто этого действительно хочет.
Вот скажите, какой из пунктов существующего документа мешает руководству Нацобъединения качественно выполнять планы и решать насущные проблемы стройкомплекса? На прошедшем заседании Президиума руководитель Аппарата Илья Пономарев отчитался о фактическом исполнений сметы по целевым статьям бюджета лишь на 32,31%. Почему такие низкие показатели? Может быть, Аппарат работает не на полную мощь?
К сожалению, многие из важнейших и ожидаемых новелл так и не нашли отражение в Уставе.
В частности, в документе необходимо было предусмотреть профессионализацию деятельности Совета в полном объеме: для всех членов Совета работа в НОСТРОЙ должна являться основным местом работы на основе трудового договора. Об этом много говорилось как в преддверии барнаульского Съезда, так и после него. Между тем, проект Устава предусматривает существенные изменения в деятельности комитетов как органов Объединения. Непонятно мне и стремление ограничить членство в комитетах и сократить количество людей, которые реально работают. За вице-президентами НОСТРОЙ, избираемыми из членов Совета, я предложил бы закрепить постоянные функции.
Также неоднозначен вопрос о запрете выдачи доверенности на других лиц. Все мы люди: кто-то может заболеть или быть задействован в ином мероприятии, но при этом активно участвовать в жизни комитета. Лично я всегда готов доверить свое право голоса тому, с кем не один год работаю бок о бок по одному направлению. Озвученные мной поправки регламентируют деятельность членов Совета и вице-президентов Нацобъединения и нацелены на исправление нынешней ситуации с неисполнением своих обязанностей рядом лиц, пренебрегающих общественной деятельностью и использующих свою причастность к НОСТРОЙ в качестве дополнительных регалий.
Отмечу, что на Окружной конференции членов НОСТРОЙ по городу Москве 29 ноября проект нового Устава был отклонен, однако свои предложения по внесению изменений в действующий Устав столичные саморегулируемые организации вправе предоставлять в НОСТРОЙ.
Подводные камни
Ситуация с переписыванием регламентирующих документов несколько напоминает денежную реформу 1961 года, которая, по большому счету, кроме как сценария для комедийного фильма «Менялы», ничего и не дала.
Так и у нас – есть ФЗ №315, есть соответствующие статьи Градостроительного кодекса, создана необходимая нормативная база. И ничто не мешает профессиональному сообществу наполнить существующие законы правильным содержанием. Разве НОСТРОЙ создавался для того, чтобы каждый год (при каждом новом руководителе Аппарата) переписывать свои внутренние регламентирующие документы?
Наверное, строители ждут от нас не этого.
Пусть кто-либо – от Калининграда до Сахалина – объяснит мне, как принятие нового Устава НОСТРОЙ отразится на безопасности строительства? Я обращаюсь к членам Рабочей группы по поправкам в Устав и регламентирующие документы НОСТРОЙ: чем плох действующий Устав? Нигде же не сказано, что надо коммерциализироваться, нигде не сказано, что надо «пилить» бюджет, - ни в тексте, ни между строк.
В ситуации с Уставом мы наблюдаем банальную подмену понятий, когда средства в какой-то момент перестают быть инструментами и превращаются в цель. Это недопустимо! Устав никогда не являлся документом, однозначно регламентирующим работу организации на все случаи жизни. Стремление прописать в нем все тонкости лишь вызывает противоречия и отвлекает от решения текущих проблем. Сотрудники НОСТРОЙ – не депутаты Госдумы, разрабатывающие законы, и не юристы, считающие своей задачей создание идеального документа. Наша цель – регулирование строительной отрасли доступными нам средствами и в необходимом объеме.
Устав как раз призывает работать во благо интересов строителей. А делают это единицы. Так может, дело не в документе, а в самих исполнителях? Уверен, если каждый на своем участке деятельности будет в срок выполнять обозначенные задачи, подобных плачевных ситуаций с бюджетом не повторится.
О подготовке рабочих кадров
Как председатель комитета НОСТРОЙ по развитию системы подготовки рабочих кадров со всей ответственностью могу заявить: членам нашего комитета действующий Устав работать не мешает.
Более того, утвержденный в начале года план работы выполнен. В частности, внесено в реестр более 70 образовательных учреждений, определены базовые ресурсные центры. Одним словом, ведется масштабная и системная работа, поддержанная как образовательным сообществом, так и саморегулируемыми и строительными организациями. Колоссальная работа проделана по разработке профстандартов: мы сотрудничаем с Министерством труда и социальной защиты РФ, Национальным агентством сварки, Санкт-Петербургским Политехническим университетом, обсуждаем поступившие предложение и замечания по проектам, разрабатывая важнейшие для строителей документы. В настоящее время подготовлены уже восемь проектов профстандартов: «каменщик», «столяр строительный», «штукатур», «монтажник каркасно-обшивных конструкций», «слесарь строительный», «маляр строительный», «паркетчик» и «стекольщик».
Профстандарты разработаны Ассоциацией «Единство», которая включена 6 ноября 2013 года в базу заявок на разработку профессиональных стандартов, размещенную на официальном сайте Минтруда. О начале процедуры их обсуждений 14 ноября уведомлено Министерство труда и социальной защиты. Подчеркну, шесть разработанных проектов, в соответствии с решением комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров, уже переданы в Аппарат Национального объединения строителей.
В 2014 году мы планируем продолжить эту работу. Пользуясь «трибуной» сайта ЗаНоСтрой.РФ, призываю коллег высказать свое мнение о проектах профессиональных стандартов «паркетчик» и «стекольщик» на официальном сайте Ассоциации до 13 января 2014 года. Обсуждения по шести другим проектам профессиональных стандартов, проходившие с 12 ноября по 12 декабря, доказали эффективность такой формы общественного обсуждения.
Зачем менять Устав именно сейчас?
Подчеркну: члены комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров не видят в действующем Уставе НОСТРОЙ ни одного положения, затрудняющего реализацию текущих проектов и планов. Уверен, что принятие нового Устава лоббируют бюрократы, поскольку знаю: мои активно работающие коллеги не стремятся распылять свои усилия на принятие практически не нужного документа. Вспоминается старый анекдот: «Вам «шашечки» или ехать?» Так вот: нам нужно работать, а при старом или при новом Уставе НОСТРОЙ будут приниматься профессиональные стандарты, развиваться ресурсные центры и готовиться методическая литература для образовательных учреждений, не столь важно.
Почему членам нашего комитета старый Устав не помеха для реальной работы? Пусть кто-то из инициаторов новаций мне пояснит, как новый Устав поможет мне и моим коллегам еще более усилить нашу совместную деятельность?
Вполне логичным с этой точки зрения выглядит и идея переселения Аппарата Объединения с Малой Грузинской в здание на Софийской набережной. Судя по логике, на новом месте и с новым Уставом работа пойдет совсем иначе.
А если серьезно, давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения системного подхода.
Если комитет по развитию системы рабочих кадров реализует текущие проекты, успешно справляясь со своими непосредственными обязанностями при старом Уставе, и в то же время находятся отдельные представители, качественной работе которых мешает именно Устав – есть повод задуматься: в чем причина провала ряда этих товарищей? В Уставе ли дело или под обвинениями в непроработанности документа скрывается нежелание работать? Ответ, на мой взгляд, очевиден. Вспоминается крылатая фраза Авраама Линкольна: «Кто хочет — ищет возможности. Кто не хочет — ищет причины». Не хочу никого обидеть, но таким «активистам» следует либо отойти в сторону и не ставить палки в колеса тем, кто занимается реальной работой, либо перенимать их опыт.
Заверяю, что со своей стороны мы всегда готовы поделиться опытом по реализации текущих задач с коллегами, считающими действующий Устав административным барьером для своей деятельности.
Можно вспомнить, в 1937 году была принята, подчеркну, передовая для своего времени Конституция. И в 1977 году ее переписываем – а на подготовку и всенародное голосование нового Основного закона затрачены, между прочим, большие деньги, государственные. Аналогичная ситуация сейчас и с Уставом НОСТРОЙ. Прорабатываем, собираем Съезд, тратим деньги, голосуем, потом кадровые перестановки, а работать когда? Реорганизация, как известно, мешает сосредоточиться и лишь оттягивает решение конкретных задач отрасли.
Считаю, что интеллектуальный ресурс юристов, ратующих за изменение Устава, стоит перевести в практическую плоскость. Таким активистам, чьи усилия нельзя недооценивать, я предлагаю подключиться к разработке проектов профессиональных стандартов, которой занимается наша Ассоциация. На сегодняшний день мы выступили разработчиками восьми профессиональных стандартов для строительной отрасли, но нам еще предстоит долгая и масштабная работа. Чем тратить силы и время на переделку внутренней работы НОСТРОЙ, займитесь лучше полезным, а главное, актуальным делом. Подключайтесь к обсуждению профессиональных стандартов, публикуемых на нашем сайте, вносите свои коррективы, участвуйте в дискуссиях. Будем рады любым предложениям!
Я обращаюсь ко всем представителям профессионального сообщества: в наших силах сегодня заложить фундамент, основу развития отечественного стройкомплекса, а не переписывать вновь и вновь и без того действующие документы. Давайте не будем создавать на бумаге воздушные замки, а свой временной и интеллектуальный ресурс направлять на решение реальных задач.
Михаил Воловик