***
Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов и работ» в январе 2010 года вступило в члены Ассоциации «КСОС». Четырнадцать лет спустя Совет саморегулируемой организации принял решение исключить Общество из числа своих членов из-за нарушения следующих норм:
- требований статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ;
- пункта 8.4 Положения о членстве в Ассоциации «КСОС»;
- требований статьи 7.1. Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
- раздела 4 Положения о конфликте интересов Ассоциации «КСОС».
В своём отзыве на иск СРО оспорила заявленные требования, поскольку в период с 20 марта 2020-г по 17 февраль 2022-го генеральный директор ООО «КСМИР» Филатов Л. В. не являлся руководителем ООО «КСМИР» из-за введения в отношении Общества процедуры внешнего управления в рамках дела о несостоятельности компании. Однако господин Филатов об этом факте СРО не проинформировал, что является нарушением Положения о конфликте интересов Ассоциации.
В рамках дела № А35-6655/2024 суд внимательно изучил протокол № 5 заседания Совета Ассоциации «КСОС» от 5 апреля 2024 года, которым было оформлено исключение Общества из саморегулируемой организации. Одним из оснований для такого решения в нём было указано «нарушение требований статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Суд указал, что данной правовой нормой регулируются вопросы разработки, порядка принятия и утверждения СРО стандартов и внутренних документов саморегулируемой организации, внесения изменений во внутренние документы, срок вступления внутренних документов в силу, обязанность СРО разработать документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях и Федеральным законом о СРО. Поскольку в протоколе не указано, в чём именно выразилось нарушение Обществом указанной нормы, суд отказался принять это основание в качестве причины для исключения общества из СРО.
Далее СРО заявила о нарушении компанией подпункта 3 пункта 8.4 «Положения о членстве в Ассоциации «КСОС», в том числе о требованиях к членам саморегулируемой организации о размере, порядке расчёта и уплаты вступительного взноса, членских и целевых взносов». Указанной нормой предусмотрено право на исключение из членов Ассоциации за неоднократное в течение одного года или грубое нарушение членом СРО требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, технических регламентов, стандартов на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утверждённых Национальным объединением строителей, стандартов СРО, Положения о контроле СРО за деятельностью своих членов и (или) иных внутренних документов Ассоциации «КСОС».
При этом доказательств того, что Обществом допускались перечисленные нарушения, Ассоциация не представила. В судебном заседании представитель СРО сообщил, что членские взносы ООО «КСМИР» уплачены полностью.
Касаемо того факта, что с 20 марта 2020-го по 17 февраль 2022-го генеральный директор ООО «КСМИР» Филатов Л. В. не являлся руководителем ООО «КСМИР» в связи с введением в отношении Общества процедуры внешнего управления в рамках дела о несостоятельности компании, суд указал, что с 10 марта 2022 года сведения реестра членов СРО о лице, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ООО «КСМИР», являются актуальными.
Поэтому на момент исключения компании из Ассоциации (5 апреля 2024 года) сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа ООО «КСМИР», соответствовали действительности. Тем самым у Общества оснований для направления в СРО уведомлений не имелось.
Довод Ассоциации о том, что именно за Филатовым Л. В. закреплена обязанность о представлении информации о прекращении полномочий руководителя в силу Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» суд не принял, поскольку в период с 20 марта 2020-го по 17 февраль 2022-го внешним управляющим ООО «КСМИР» назначен Новосёлов Е. В. Он и должен был сообщить о прекращении полномочий руководителя должника, ибо с момента наделения его полномочиями органа управления юридического лица он также был наделён обязанностями об уведомлении Ассоциации и Совета «КСОС».
Относительно указанного в протоколе конфликта интересов суд отметил, что Ассоциация не уточнила, в чём именно он заключался, и какой порядок раскрытия конфликта интересов был нарушен истцом (применительно к ООО «КСМИР», как члену Ассоциации, а не Филатову Л. В., как бывшему председателю Совета СРО). Также СРО не представила доказательств наличия материальной или иной заинтересованности Филатова Л. В., которая бы повлияла на обеспечение прав и законных интересов Ассоциации «КСОС».
Ещё суд установил, что саморегулируемая организация нарушила порядок исключения ООО «КСМИР», поскольку решения Дисциплинарного комитета рекомендовать исключение Общества из членов Ассоциации не выносилось. Раз процедура исключения из членов СРО была нарушена, Общество лишилось законного права на свою защиту.
В этих обстоятельствах суд решил иск удовлетворить полностью, признав решение Ассоциации «Курская саморегулируемая организация строителей» об исключении ООО «Комбинат строительных материалов и работ» из членов СРО недействительным, и восстановил Общество в качестве члена Ассоциации.