***
Летом 2023 года Общество с ограниченной ответственностью «СКВС» по итогам состоявшегося аукциона в качестве подрядчика заключило с Ростовским областным общественно полезным фондом содействия капитальному ремонту договор на выполнение работ в МКД, расположенном в городе Батайске. В том числе Обществу предстояло отремонтировать систему теплоснабжения дома.
Эти работы подрядчику надлежало закончить до 1 октября 2023 года. Однако отремонтированные теплоцентрали дома подрядная организация сдала заказчику лишь 28 ноября 2023-го. Контрактом было предусмотрено, что при срыве Обществом срока выполнения работ заказчик вправе начислить ему неустойку.
Поэтому Фонд начислил ООО «СКВС» штраф в размере 150.878 рублей 85 копеек и направил компании претензию с требованием его оплатить. Общество этого не сделало, поэтому осенью 2024 года заказчик подал в Арбитражный суд Ростовской области иск к подрядчику о взыскании неустойки в указанном размере. В связи с тем, что на момент подписания договора с Фондом компания являлась участником СРО АС «ЮгСевКавСтрой», субсидиарным ответчиком по иску была указана также и саморегулируемая организация.
Изучив материалы дела № А53-34775/24, суд указал, что, в силу первого пункта статьи 708 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несёт ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Суд проверил представленный истцом расчёт неустойки и нашёл его арифметически верным. Поскольку ООО «СКВС» нарушило сроки выполнения работ, то заказчик правомерно начислил подрядчику штраф в полном соответствии с договором.
Саморегулируемая организация заявила три возражения против заявленных к ней требований:
- применение к ней положений статьи 399 ГК РФ о субсидиарной ответственности является необоснованным;
- в материалы дела не представлено доказательств обращения Фонда в ПАО «МТС-Банк» с требованием о взыскании суммы неустойки по спорному договору в рамках банковской гарантии;
- истец, заявляя период неустойки 57 дней, не представил в материалы дела сведения о дате направления уведомления заказчика о готовности к сдаче выполненных работ.
Также суд отметил, что, согласно части первой статьи 399 ГК РФ, субсидиарной ответственностью является ответственность, которую лицо несёт дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником. Названная норма не связывает возможность предъявления требования к субсидиарному должнику с установлением недостаточности денежных средств или имущества у основного должника или с невозможностью взыскания задолженности с основного должника. Кроме этого, положения упомянутой статьи не устанавливают обязанности кредитора предъявить требование как к основному должнику в судебном порядке перед обращением с иском к субсидиарному ответчику, так и к банку для взыскания сумм по банковской гарантии. Поэтому и второй довод СРО был отклонен.
Касаемо третьего довода суд указал, что фактической датой окончания работ на объекте является дата подписания акта о приёмке выполненных работ. Работы по ремонту системы теплоснабжения должны быть закончены к 1 октября 2023 года, фактически акт подписан сторонами лишь 28 ноября 2023 года. Дата направления заказчику уведомления о завершении работ не имеет правового значения, поэтому Фонд обоснованно начислил подрядчику неустойку до даты подписания акта включительно, то есть до момента окончания работ.
В этих обстоятельствах суд решил исковые требования удовлетворить полностью и взыскал с ООО «СКВС», а при недостаточности денежных средств с саморегулируемой организации Ассоциации «Объединение строителей Южного и Северо-Кавказского округов» в пользу Ростовского областного общественно полезного фонда содействия капитальному ремонту 150.878 рублей 85 копеек неустойки. Решение принято 20 марта, и может быть обжаловано в течение месяца.