Несомненно, важнейшим событием для профессионального саморегулируемого сообщества стало принятие на прошлой неделе депутатами Государственной Думы в первом чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Документу присвоен регистрационный номер № 779131-8, и полностью с его текстом и процессом прохождения через законодательные ступени можно ознакомиться на официальном портале парламента. Наш добровольный столичный эксперт взялся отметить самые главные новеллы документа.
***
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, одной из причин его разработки послужило то, что «мониторинг реализации положений градостроительного законодательства выявил неэффективность установленного двухстадийного механизма прекращения статуса СРО».
В настоящее время для исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций требуется подготовка решений коллегиального исполнительного органа Национального объединения и органа надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, которыми последовательно проводятся мероприятия по выявлению одних и тех же нарушений в деятельности СРО.
Законодатели считают такое положение дел неправильным: «В результате динамика исключений сведений о СРО из Государственного реестра во внесудебном порядке не соответствует росту количества недобросовестных СРО и делает невозможным обеспечение гарантированных государством прав потребителей работ и услуг, а также членов таких СРО».
Документ в целом был положительно оценён со стороны Национальных объединений. В частности, президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров выразил надежду на позитивные изменения для проектно-изыскательского сообщества: «Поправки в конечном итоге позволят увеличить стоимость проектно-изыскательских работ с 3-4-х процентов от стоимости строительства до 9-10-ти процентов, а также позволят ужесточить контроль за тем, чтобы объект был построен в строгом соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы».
Анвар Шамухамедович напомнил, что основные поправки в ГрК РФ по отдельным статьям закрепят конкретные полномочия, обязанности и зоны ответственности проектировщиков на всех стадиях жизненного цикла ОКС (включая авторский надзор, а также сопровождение стадии эксплуатации и сноса), установят зоны и меры ответственности заказчиков и застройщиков.
Законопроектом предусмотрено введение единых стандартов, обязательных для СРО, что обеспечит большую прозрачность и упорядоченность работы в строительной отрасли. Эти стандарты будут разрабатываться и утверждаться Национальными объединениями. Перечень таких стандартов, порядок их разработки, согласования и утверждения, согласно документу, будет устанавливать Минстрой России.
Такие стандарты будут содержать требования к членству в СРО, к осуществлению своих функций органами СРО, в том числе специализированными (контрольными и дисциплинарными), а также перечни мер дисциплинарного воздействия и оснований для отказа в приёме в члены СРО и исключения из них. При этом СРО самостоятельно определяет содержание своих стандартов и внутренних документов с учётом положений федеральных стандартов.
Законопроект предлагает введение системы регулярной оценки выполнения нормативных требований, проводимой Национальными объединениями. Оценка будет осуществляться на постоянной основе с применением современных информационных технологий. Это позволит оперативно выявлять нарушения и своевременно реагировать на них. Результаты такой проверки станут основанием для направления Нацобъединением обязательного для исполнения уведомления в адрес соответствующей СРО.
В отзыве на законопроект Правительство РФ указало, что постоянный мониторинг деятельности СРО Национальными объединениями и упрощённый порядок исключения сведений о СРО из Госреестра при выявлении неустранимых нарушений будут способствовать сокращению числа недобросовестных СРО. Предлагаемая законопроектом интеграция сведений Единого реестра членов СРО и их обязательств и информации из Национального реестра специалистов позволит потенциальным заказчикам определять на основе информации из открытых источников деловую репутацию подрядчика и его фактические характеристики.
Остаётся добавить, что сейчас идёт активный процесс представления поправок, который завершится 2 апреля. Так что есть все основания надеяться, что важный для саморегуляторов проект закона может быть принят во втором и третьем чтениях уже этой весной.