Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 09 августа 2016 в 11:26
86    18105

: Немного о саморегулировании и Нацобъединениях или Пан или пропал… Дню строителя посвящается!

Алексей Барсов
На волне бурных обсуждений вероятных последствий вступления в силу 372-ФЗ представляется желательным осмыслить ту роль, которую играют в строительной отрасли саморегулирование вообще и Национальные объединения в частности. Полезно также представить себе и то, какое место им может быть отведено с учётом приоритетных задач современного государственного строительства и модернизации экономики.

Этапы создания и формирования сложившегося баланса участников саморегулирования в сфере строительства, проектирования и изысканий хорошо известны читателю и не раз освещались профильными ресурсами в сети Интернет, и в первую очередь сайтом ЗаНоСтрой.РФ, а также телевидением и печатными СМИ. Было бы ошибкой считать, что к нынешнему своему состоянию саморегулирование подошло вследствие какого-то «коварного замысла» отдельного человека или группы лиц. Сценарий перекоса был заложен ещё в «младенческой» стадии, когда успешный многовековой зарубежный опыт добровольного саморегулирования наши законодатели попытались адаптировать к российским условиям, используя нормативно-правовую базу, доставшуюся нам как наследие 90-х и уходящую корнями в командно-административную систему эпохи СССР.

Такой дисбаланс не мог не отразиться на функционировании всей системы. Дальнейшее развитие было лишь логическим сценарием эволюции системы, раздираемой внутренними противоречиями и борьбой за контроль над финансовыми потоками.

Характерными особенностями этого периода является активное использование манипулятивных установок и общей деидеологизации субъектов («квазиСРО»). По мере нарастания контроля за финансовыми потоками отрасли прямо пропорционально снижается мотивация групп влияния к выполнению других важных функций саморегулирования, предписываемых Градостроительным кодексом РФ.

С принятием же в 2015 году 359-ФЗ Национальные объединения по сути перестали выполнять роль защитника корпоративных интересов всего саморегулируемого сообщества, блестяще переложив на СРО все проблемы и ответственность за ведение деятельности в сфере строительства, предоставив им на свой страх и риск таскать «из огня каштаны» с сохранением для себя возможности «снятия сливок» в виде обязательных отчислений членских взносов. При этом «своей элите» был обеспечен мощный канал поступления финансовых активов и тем самым сформированы рычаги реализации своего доминирования.

Однако неизбежные назревающие противоречия внутри групп влияния в первую очередь в НОСТРОЙ, а также поиск консенсуса и угроза существованию саморегулированию со стороны органов государственной власти, по сути привела к лоббированию и принятию 372-ФЗ, закрепившего региональный принцип членства в СРО, посредством которого часть групп влияния внутри Нацобъединений уже пытается перераспределить будущие финансовые потоки в свою пользу.

Между тем, в принятии таких поправок и состоит главное управленческое противоречие при реализации такого рода сценариев. Теперь созданная 372-ФЗ модель фактически больше не нуждается в инструменте управления в виде Национального объединения, поскольку СРО, защищённые региональным принципом, не заинтересованы в заботе об удержании своих членов и тем более не заинтересованы в координации связанных с этим процессом из центра через механизм НОСТРОЙ. Конечно, сложившаяся сейчас система пока не может быть отменена в одночасье и продолжит эволюционировать. На сегодняшней повестке дня ещё, конечно же, стоит начало и завершение слияния оставшихся двух Нацобъединений в одно СуперОбъединение НОСТРОЙПРИЗ. Но также, как в своё время Римская империя во времена императора Траяна продолжала расширяться, будучи уже смертельно заражённой вирусом сепаратизма, и спустя всего лишь сто лет (пустяк по историческим меркам) после пика своего могущества, кучки варваров под стенами Рима оказалось достаточно для того, чтобы многовековая империя пала. А на её обломках образовалось несколько десятков враждующих между собой, полуварварских королевств.

Иными словами, существующая система Национальных объединений подчиняется глобальным законам развития систем, проходя циклы развития, роста и затухания.

Неизбежно, в самом недалёком будущем возникнет конфликт интересов между окончательно оформившимся НОСТРОЙПРИЗом, стремящимся замкнуть на себя весь контроль за деятельностью СРО, и руководителями региональных СРО, эффективно замкнутыми к тому времени на руководителей отраслевых органов региональной исполнительной власти. Этот конфликт и высветит окончательно противоречия с общими задачами государственного строительства, и как следствие,приведёт сначала к упразднению Национального объединения, а спустя какое-то время, и отмене всей системы обязательного саморегулирования, вследствие её бесполезности.

Таков может быть вероятный сценарий, если Руководство НОСТРОЙ (в меньшей степени это относится к НОПРИЗ) продолжит и дальше благодушно эволюционировать, и за своими внутренними конфликтами не сможет реализовать возможность встроиться в новую архитектуру российской экономики.

А между тем такая возможность существует. При всей неоднозначности возможной оценки сегодняшнего функционирования системы, основной цели Национальные объединения всё-таки добились, обеспечив возможность аккумулировать и перенаправлять финансовые потоки, что можно использовать для практической реализации такой реформы. Логичным и правильным в этой связи выглядела бы трансформация единого Национального объединения в своего рода управляющую организацию «суперкластера» строительной отрасли с включением в его состав «управляющих компаний региональных кластеров» на базе региональных СРО, по аналогии с уже существующими в сфере промышленности и передовых технологий структурами.

Надо отметить, что при всей своей неоднозначности, нынешняя редакция Градостроительного кодекса РФ путём введения ответственности СРО за возмещение вреда за счёт средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств фактически создала предпосылки и мотивационные рычаги для более плотного погружения саморегулируемых организаций в производственные процессы своих членов и возможное привлечение членов региональных СРО к участию в программах развития строительного кластера в рамках своего региона для реализации инновационных и инвестиционных проектов. На текущем этапе организация такого рода форм инновационного и производственного развития во многом наталкивается на отсутствие финансирования и специалистов необходимой квалификации, готовых заняться координацией и составлением программы развития строительной отрасли региона. Потенциал же саморегулируемых организации может обеспечить наличие и того и другого.

При такой конструкции НОСТРОЙПРИЗ видится уже не как «общественное министерство» без законодательно установленных контрольно-надзорных функций, а как оператор координирующий и распределяющий усилия региональных кластеров-СРО в соответствии с целями и стратегическими задачами в сфере строительной отрасли. В этом качестве Национальное объединение действительно может органично вписаться в современную экономическую конструкцию, заняв важнейшую нишу, позволяющую успешно решать вопросы инновационного развития страны.

НОСТРОЙПРИЗ в качестве управляющей компании строительного суперкластера сможет осуществлять функции планирования и мониторинга процессов социально-экономического развития, включая механизмы организационного оформления («упаковки» и структурирования сложившегося отраслевого рыночного оборота в рамках экономико-правовых оболочек, электронных компьютерных систем) и взаимосвязанных информационно-аналитических платформ. Выполняя функции своего рода банка данных (дата-центра), а также занимаясь сбором и анализом информации.

Безусловно создание такой структуры потребует значительных усилий в первую очередь в части правого обеспечения такой эволюции, ведь существующие институциональные рыночные механизмы организационно не «упакованы», сложились явочным порядком и слабо структурированы в отношении участников (строительных компаний), а также потоков, объёмов и цен. Однако работать в этом направлении предстоит не на пустом месте, ведь за последние годы принят пакет законов, регламентирующих деятельность производственных кластеров (488-ФЗ «О промышленной политике в РФ» и другие), разработаны или находятся в стадии доработки стратегии и программы инновационного и промышленного развития федерального и регионального уровня.

В заключении стоит отметить, что в рамках данного материала освещены, конечно же, далеко не полно и, конечно же, не все аспекты, связанные с возможностью Нацобъединения и региональных саморегулируемых организаций соответствовать насущным потребностям государственного строительства. Намечены всего лишь общие контуры. Помимо вышеперечисленного, для успешной реализации такого манёвра не менее важна квалификация и авторитет в отрасли и на федеральном уровне тех, кто сможет возглавить этот процесс и принять на себя ответственность за его успешное завершение. Это должны быть авторитетные лидеры с опытом государственного управления и, конечно же, профессионалы в сфере строительства. Но отмечу, что других вариантов развития у саморегулирования нет. Впереди при сохранении прежней инерции видится лишь неизбежный демонтаж всей системы.

Поэтому крайне важно немного приподняться над собственными сиюминутными и меркантильными интересами, ради той страны в которой мы с Вами живём.

Вот такие мысли в канун Дня Строителя. И пользуясь случаем хочу поздравить всех читателей сайта ЗаНоСтрой.РФ с этой, в этом году юбилейной датой!


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии