В целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, СРО дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) и в пределах средств КФ ОДО несёт субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов (часть 2 статьи 55.16 ГСК РФ).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договора, субсидиарную ответственность несёт СРО в пределах одной четвёртой доли средств КФ ОДО (часть 1 статьи 60.1 ГСК РФ с 1 июля 2017 года).
Таким образом, любое неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта, повлекшее за собой убытки для заказчика или возможность применения договорных санкций (неустойки, штрафа, пени) влечёт за собой субсидиарную ответственность СРО.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 55.1 ГСК РФ с 1 июля 2017 года одной из основных целей деятельности СРО становится обеспечение исполнения членами СРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее – с использованием конкурентных способов заключения договоров).
А теперь давайте попробуем разобраться, какой инструментарий закон даёт СРО взамен их обязанностей обеспечивать надлежащее исполнение контрактов членами СРО и нести ответственность за счёт КФ ОДО, так как, согласно теории права, любым обязанностям корреспондируют соответствующие права и наоборот.
Начнём с функций СРО по контролю за своими членами. Логично, что в этой части нас также ждут изменения. Однако, насколько они адекватны новым обязанностям СРО?
Статья 55.13 ГСК РФ в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 года, значительно отличается от редакции, действующей сейчас.
Так, в части 1 статьи 55.13 ГСК РФ (здесь и далее – в новой редакции) чётко сказано, что СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов, в соответствии с ФЗ о СРО.
Открываем статью 9 ФЗ о СРО и видим, что там есть только две формы контроля: плановые и внеплановые проверки. И всё!!! Никаких тебе текущих проверок, наблюдения или мониторинга!
При этом предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО. Проводится не чаще одного раза в год.
Для проведения внеплановой проверки нужен уже юридический повод. Например, жалоба. Просто так, по желанию СРО и её органов управления, внеплановую проверку проводить нельзя.
Теперь вернёмся к статье 55.13 ГСК РФ. Согласно пункту 2 части 2 указанной статьи, СРО в рамках общего контроля осуществляет контроль за исполнением членами СРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров. И?.. И на этом всё.
Далее, читаем, что СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов, в соответствии с ежегодным планом проведения проверок СРО. Правда в отношении контроля за исполнением обязательств по контрактам на конкурентной основе указано, что такой контроль осуществляется не реже одного раза в год, то есть может проводиться и чаще… Но опять-таки, нигде нет права осуществлять такой контроль (мониторинг, наблюдение) постоянно. То есть контроль всё равно может осуществляться СРО только ad hoc.
Согласно части 6 статьи 55.13 ГСК РФ, член обязан предоставить в СРО только информацию о фактическом совокупном размере обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым им в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, а СРО обязана только проверить соответствие фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом СРО был внесён взнос в КФ ОДО. При этом ГСК РФ не содержит в себе никаких норм (хотя бы рамочного характера) о том, каким образом проводить указанную проверку соответствия, на каких принципах, какими методами и способами…
Получается, что вся норма основывается на презумпции добросовестности члена СРО, а также достоверности и полноте предоставляемой им информации. А вот чтобы доказать обратное, СРО и её органам управления и контроля придётся очень потрудиться. И будет сей труд, по нашему мнению, почти всегда на грани нарушения действующего законодательства, ибо сбор, обработка, хранение и использование информации, имеющей конфиденциальный характер, строго регламентированы.
Есть. Есть, правда, одна довольно абстрактная и бесформенная, с точки зрения юридической техники, норма в статье 55.13 ГСК РФ, согласно которой СРО вправе самостоятельно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, получить необходимую для проведения такой проверки информацию из единой информационной системы, содержащей реестр контрактов, заключённых заказчиками. Однако, право это под условием того, что, во-первых, член СРО не представил необходимых документов, указанных в части 4 статьи 55.8 ГСК РФ (в новой редакции, конечно же); во-вторых, черпать информацию СРО может только из единой информационной системы, содержащей реестр контрактов, заключенных заказчиками. Иные источники информации могут быть признаны незаконными.
Кстати, часть 4 статьи 55.8 ГСК РФ, о которой шла речь в предыдущем абзаце, также не даёт чёткого перечня документов, раскрывающих фактический совокупный размер обязательств данного члена.
А теперь давайте вспомним о том, что, согласно части 6 статьи 6 и статье 9 ФЗ о СРО, а также пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пр. НПА СРО не вправе произвольно вмешиваться в хозяйственную деятельность своих членов. СРО не является стороной по договорам подряда, в том числе для государственных и муниципальных нужд. В процессе заключения и исполнения договоров подряда СРО не участвует и не может реально повлиять ни на соответствующее исполнение обязательств в целом, ни на своевременность исполнения обязательств в частности. Содержание договоров является конфиденциальной информацией и, зачастую, коммерческой тайной хозяйствующих субъектов – сторон договора.
При этом ГСК РФ не раскрыл пределов и границ, которые бы позволяли отграничить законный контроль со стороны СРО от злоупотребления полномочиями и самоуправства.
Также СРО, по сути, исключена из круга лиц, участвующих в процессе заключения членами контрактов на конкурентной основе, то есть ставится членами и их госзаказчиками уже перед фактом заключённого, а, может быть, и уже не исполняемого контракта.
Что имеем в итоге?
1. Необходимость увеличения штата сотрудников СРО за счёт специалистов по контролю за исполнением государственных и муниципальных контрактов. И, поверьте нам на слово, это должны быть высококвалифицированные и высокооплачиваемые опытные сотрудники, причём разных специальностей.
2. Увеличение финансовых затрат для СРО при очевидном сокращении количества членов в СРО.
3. Увеличение членских взносов для оставшихся членов.
4. Постоянное состояние конфликта интересов между СРО, его органами управления и членами СРО, состояние недоверия и поводы для частной коррупции и злоупотреблений со стороны СРО.
5. Постоянные выплаты из КФ ОДО и такие же постоянные пополнения этого КФ.
Но разве проблемы негров когда-нибудь волновали шерифа?
Мечта государства в скором времени сбудется: компенсационные фонды СРО начнут «жить и работать». Однако, не думаем, что система саморегулирования долго протянет в таком состоянии…