В обсуждении нарастающей коммерциализации саморегулирования специалисты большей частью пытаются найти самые короткие пути решения этой проблемы. Однако наиболее действенными будут не быстрые шаги, а долгосрочная политика по развитию института репутации СРО.
На сегодня никаких критериев и инструментов взращивания этой самой репутации не существует, и, судя по всему, в Национальных объединениях СРО этот вопрос не выносится в первоочередную повестку дня. Неудивительно, что при таком подходе авторитет саморегулируемой организации, ее общественный вес и соответствие этическим нормам ведения дел не материализуются для нее в преимущества в среде саморегулирования.
С другой стороны, закономерным результатом отсутствия института репутации мы имеем положение, когда для строителя членство в СРО было и остается лишь «неизбежным злом» - обязательными тратами на свидетельства о допусках и компенсационный фонд, в ответ на которые строительный бизнес не получает фактически ничего. Ни гарантированную поддержку в суде и корпоративных конфликтах, ни «зеленую улицу» в отношениях с государственной властью, ни еще какие бы то ни было преференции на рынке.
В комментариях к предыдущей заметке о поиске решений проблемы коммерциализации СРО наш читатель под ником sergey Serg высказал совершенно логичное предложение: не пора ли НОСТРОЙ организовывать конкурсы не только на лучшего каменщика, но и определять лучшую СРО? «Давайте подумаем, по каким критериям составлять рейтинг для нормальных СРО. Выделить лучших и подтянуть к ним остальных», - предложил читатель.
Разумеется, такие шаги (если они и будут предприняты) не принесут быстрого результата в борьбе с коммерциализацией. Это не жалоба в Ростехнадзор и не заявление в прокуратуру – «коммерсанты» саморегулирования, вероятно, будут лишь посмеиваться, глядя, как здоровая часть СРО-сообщества пытается выстроить свой собственный рейтинг. Но движение в этом направлении необходимо и обязательно, и при грамотном подходе именно репутация СРО может, в конечном итоге, стать основным фактором очищения системы и приведения ее в цивилизованный вид.
Важно лишь, чтобы критерии, положенные в основу рейтинга СРО, имели четкое обоснование и рассчитывались по простой и доступной всем формуле, не оставляющей простора для двусмысленных толкований и субъективизма. Итоговая оценка должна формироваться не из впечатлений неких высоких жюри (будь то Совет или даже Съезд Национального объединения СРО), где решающую роль неизбежно будут оказывать разнообразные группы влияния, а из сложения баллов, полученных за осязаемые достижения и просчитанных через определенные коэффициенты.
Иными словами (если проводить аналогию с миром спорта), рейтинг СРО не может присваиваться так, как раздаются оценки в художественной гимнастике или фигурном катании, а должен суммироваться из конкретных показателей – как, например, в легкоатлетическом десятиборье. Чем больше таких факторов – тем точнее будет оценка работы СРО. Да, собрать работающую систему будет непросто. Но ведь в саморегулировании заняты далеко не самые глупые люди, и я уверен, что совместными усилиями и при широком обсуждении в профессиональной среде такая система рейтингов может быть создана в самое ближайшее время.
Отдельно хочется затронуть вопрос конкурсов строительного мастерства, которые, на мой взгляд, обязаны стать пусть и не главным, но непременным фактором в оценке деятельности СРО. В выступлениях ответственных лиц НОСТРОЙ не раз проскальзывали интонации такого рода, что конкурс «Строймастер» - это своеобразное возвращение долга строителям. Дескать, раз уж мы собираем с них деньги, то надо хотя бы взамен устраивать нашим кормильцам какой-то праздник. Пусть погуляют на славу!
Между тем, конкурсы мастерства в строительных профессиях могут и должны стать критерием оценки той работы СРО, что проводится (или, по крайней мере, должна проводиться) в рамках программ по обучению рабочих кадров. Конечно, это не означает, что грамоты и золоченые кубки следует отобрать у тех же каменщиков и плотников и вручать председателям правления партнерств. Но если результаты «Строймастера» будут учитываться в итоговом рейтинге СРО, то именно саморегулируемая организация должна активно заниматься популяризацией конкурса, расширять участие в нем своих членов, находить и привлекать из их рядов самых лучших мастеров.
Пусть сам по себе конкурс «Строймастер» так и останется праздником строителей. Они заслуживают и много большего к себе внимания, и все мы это прекрасно понимаем. Но итоги конкурсов обязаны стать прямой сферой заинтересованности СРО и работать одним из многих, но важным слагаемым в репутационном весе саморегулируемой организации.
Константин Горожанко