На недавнем круглом столе в РИА «Новости», посвященном состоянию саморегулирования, президент НОСТРОЙ Ефим Басин горько посетовал: вот, дескать, во времена СССР в стране было только на союзном уровне целых 11 строительных министерств, а сегодня даже одного нет.
Отсутствие профильного министерства не означает, конечно, что никто не стремится сегодня порулить строительной отраслью. Желающих хватает. Это и сам НОСТРОЙ, пытавшийся стать частным или, как некоторые называют, «общественным» министерством. Это и Ростехнадзор, без устали проверяющий строительные организаций и СРО. Но прежде всего, это Минрегионразвития и подведомственный ему Госстрой – структуры, которым чуть ли не сам бог велел заниматься проблемами строителей.
Но велеть-то он, может, что-то и велел. И в рамках полномочий министерства и федерального агентства тоже нечто такое пафосное о строительстве прописано. Но на практике мы видим, что стремление порулить ни в Минрегионе, ни в нынешнем Госстрое не сочетается с пониманием ответственности за строительный рынок.
От людей, по роду занятий постоянно пересекающихся с Министерством регионального развития, и от самих обитателей здания на Красной Пресне в последнее время не раз приходилось слышать удивительные вещи. Говорят, что в кажущемся кипучим котлом Минрегионе всяческая деятельность практически застыла, а градусник реальной работы упал куда-то к абсолютному нулю. Говорят, что ни одно решение невозможно согласовать, поскольку каждый исполнитель боится брать на себя ответственность и самым удачным выходом считает переброску документа на соседний стол или в соседний кабинет. Говорят, что…
Впрочем, к чему перечислять досужие разговоры, если результаты работы нынешней команды Минрегиона и Госстроя видны всем? Видно отсутствие этих самых результатов в ситуации, когда затянувшаяся волокита с принятием важнейших нормативных актов ставит под угрозу существование отрасли в целом.
Да, опять и в который раз мы говорим о новом документе, который должен был прийти еще до 1 марта (но никак не может выбраться из кабинетов министерства) на смену приказу №624. Да, снова говорим и об актуализированных ГОСТах и СНиПах, которые, по обещаниям Минрегиона, уже второй месяц как должны быть опубликованы.
Ничего этого нет и в помине. Словно издевательство над строителями и СРО-сообществом выставлен на «общественное обсуждение» проект документа о признании утратившим силу ключевого для отрасли приказа №624. Смотрите, обсуждайте, спорьте о коррупционной потенции документа, являющегося, по сути, пустышкой – много ли ума надо, чтобы всё отменить?
Но где новый приказ, определяющий виды работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства? Какие изменения произойдут в этом перечне? Что будет с теми самыми «звездочками»-астерисками, вызывавшими яростные споры в среде саморегулирования? Способна ли новая версия приказа укрепить безопасность строительства или это снова будет документ-полуфабрикат, который в ближайшие годы придется беспрерывно кромсать и дорабатывать, расплачиваясь за его «сырость» здоровьем и даже жизнями строителей?
Вот же вопросы, которые давно, много месяцев назад должны быть вынесены на всеобщее и как можно более широкое обсуждение вместе с проектом нового приказа. Но нет проекта – нет и дискуссии. Значит, как нетрудно предположить, и в тексте приказа не будет учтено мнение пятимиллионной армии российских строителей.
И тогда никого особенно не удивит, что 624-й приказ отменят прежде, чем наконец-то родится из чрева Минрегиона его «сменщик». В конце концов (возможно, именно так и рассуждают в министерстве), уже выданные свидетельства о допусках свое действие не прекратят, а если кому-то нужны новые – так ничего страшного, подождут. Тем более, что и прежние допуски все равно придется переделывать. Потом, когда-нибудь, когда перечень работ, влияющих на безопасность, наконец-то так или иначе будет подготовлен.
За последний год скандалы, кадровая чехарда и нормотворческая импотенция Минрегиона уже перестали вызывать шок в строительном сообществе. Понемногу привыкаем. Но вот как быть с Национальными объединениями, которых, судя по всему, такая ситуация волнует ничуть не больше, чем клерков в департаментах госминистерства? Неужели в НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ не понимают всей важности застрявших в Минрегионе документов? Или в Национальных объединениях СРО нет сил и стремления выступать полноценными лоббистами саморегулируемого сообщества? Чем заняты те, кому СРО поручили защищать свои интересы во властных структурах, ускорять принятие решений и учитывать в них мнение профессионалов саморегулирования?
В середине недели наша редакция отправила по электронной почте письмо в пресс-службу Минрегиона с просьбой предоставить хоть какую-то информацию о судьбе новой версии №624. Ответа нет и, вероятнее всего, так и не будет. Не пора ли этим вопросом озаботиться и Нацобъединениям СРО?
Константин Горожанко