Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 29 июля 2013 в 12:44
0    43071

: Пока Минрегион ищет «сермяжную правду» норм и правил, строители так и работают по советским СНиПам

Константин Горожанко

На состоявшемся в Петербурге выездном заседании Коллегии Минрегиона глава министерства Игорь Слюняев не смог назвать дату, когда будет утвержден и опубликован актуализированный перечень национальных стандартов и строительных правил. Между тем, долгожданное и жизненно важное для отрасли обновление правительственного распоряжения 1047-р должно было выйти в свет еще месяц назад.

Подписанное три года назад занимавшим в ту пору пост премьера правительства Владимиром Путиным распоряжение №1047-р включило в себя восемь ГОСТов и 83 СНиПа, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Говоря кратко, речь идет о ключевых нормах строительства в вопросе безопасности.

Ни для кого не секрет, что значительная часть СНиПов устарела еще до включения в правительственный перечень и не отвечает давно изменившимся реалиям строительного процесса – ни современной организации стройки, ни, тем более, революционным изменениям в технологиях. Более чем две трети действующих на сегодня норм приняты еще в прошлом веке, а значительная часть из них – это наследие советских времен.

Не нужно быть великим специалистом для понимания простого факта: за 20-30, а то и почти 40 лет (например, действующий СНиП по тепловым электростанциям датируется 1976 годом) технологии умчались так далеко вперед, что целый ряд строительных норм висит тяжелым камнем на шее строителей и не позволяет использовать передовой мировой опыт.

В прошлом году глава Минрегиона поставил четкую задачу: до 1 апреля Госстрой России должен подготовить предложения по актуализации Перечня национальных стандартов и правил, а к 1 июля 2013 года актуализированные СНиПы должны быть официально изданы и уже применяться в строительстве. Июль завершается – ни о новом Перечне, ни о его публикации ничего не слышно.

В кулуарах выездной Коллегии Минрегионразвития в Петербурге журналисты прямо поставили вопрос об этом перед главой министерства: когда строители получат обновленный перечень национальных стандартов? «В ближайшее время», - ответил Игорь Слюняев, но назвать хотя бы ориентировочную дату не решился.

Вместо этого глава министерства пустился в объяснения размаха стоящей перед Минрегионом проблемы. «Нам предстоит актуализировать более 1000 строительных норм и правил – вот представьте объем работ», - посетовал министр. «Наша задача – найти «сермяжную правду» и пойти по пути формирования надлежащей нормативно-технической базы. В одном случае она не актуализирована, в другом – она не сформирована вообще. Мы подготовили план работы на среднесрочную перспективу, такой план есть для целых коллективов разработчиков», - вот и всё, чем обнадежил журналистов (а через них и строителей) Игорь Слюняев.

Завершилось короткое общения министра с прессой, а меня не покидало ощущение какой-то недосказанности. Погодите-ка, а как же прославленные стандарты НОСТРОЙ? Вот наш эксперт Николай Четверик говорит об успешности этого направления работы, да и потрачено на создание стандартов (с учетом планов на этот год) едва ли ни полмиллиарда рублей! И это ведь не разработки времен московской Олимпиады – это документы, принятые в самое недавнее время, то есть те стандарты, по которым Национальное объединение строителей предлагает работать здесь и сейчас!

Вот, скажем, в правительственном перечне к распоряжению 1047-р содержатся нормы и правила, относящиеся к строительству автомобильных дорог (СНиП 2.05.02-85), написанные еще в 1985 году и безусловно отставшие от реалий сегодняшнего дорожного строительства. Но ведь в НОСТРОЙ разработано более двух десятков стандартов как раз по дорожному строительству – причем приняты они всего два года назад! Вот же они, казалось бы, если не готовые решения для нового автодорожного СНиПа, то, по меньшей мере, основа его?

Однако же нет – ни словом не вспомнил глава Минрегиона о столь полезных и необычайно актуальных разработках НОСТРОЙ. И снова мы возвращаемся к вопросу, а зачем же тогда вообще создаются стандарты Национального объединения строителей? Какой эффект достигнут от расходования более 400 млн рублей, щедро пущенных на разработку и принятие этих документов, если, по словам того же Николая Четверика, «они в большей части не инновационны… а некоторые из них являют собой лишь актуализированные редакции устаревших строительных норм и правил»?

Общеизвестно, что важнейшей задачей, поставленной государством перед саморегулированием, было, есть и останется в будущем обеспечение безопасности – как процесса строительства, так и его результатов. И точно так же известно и понятно всем строителям, что нормативно-техническая база, устанавливающая требования безопасности – это тот самый застарелый Перечень к распоряжению 1047-р.

И вот кто бы объяснил просто и понятно: какой прок, например, в тех же двух с лишком десятках стандартов НОСТРОЙ, посвященных дорожному строительству, если обязательной нормой (и стандартом, по которому строителю приходится отвечать перед контрольными органами) остается СНиП 1985 года? С другой стороны, если согласиться с тем, что НОСТРОЙ выпустил действительно актуальные стандарты, то почему Минрегион не может использовать их в новых СНиПах? В чем подвох-то, господа специалисты?

Константин Горожанко

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии