В НОСТРОЙ успешно реализуется «Система Стандартизации НОСТРОЙ». На мероприятия по развитию системы технического регулирования в строительстве на 2013 год запланировано 99,6 млн рублей, на создание и актуализацию документов (стандартов НОСТРОЙ) в 2011-2012 годы было израсходовано около 350 млн рублей. Основные работы к сегодняшнему дню в настоящем направлении выполнены: переведено 55 Еврокодов, разработано 55 национальных приложений, за 2,4 года создано 98 стандартов (СТО НОСТРОЙ), еще 70 в настоящее время в разработке. Еврокоды и национальные приложения переданы для дальнейшего утверждения в Министерство регионального развития России.
Отмечая положительный результат «Системы Стандартизации НОСТРОЙ», приходится констатировать тот факт, что при очень достойном финансировании СТО НОСТРОЙ они в большей части не инновационны: во многих из них отсутствует применение инновационных технологий и инновационных строительных материалов, а некоторые из них являют собой лишь актуализированные редакции устаревших строительных норм и правил.
Анализируя деятельность известных государственных корпораций (ОАО «РЖД», «Газпром» и др.), необходимо отметить, что в этих компаниях приняты программы инновационного развития и целостные системы стандартизации в области инноваций.
Так, в целях повышения эффективности инновационной деятельности в ОАО «РЖД» утверждены и введены в действие:
- Стратегия инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД»);
- Стандарт СТО РЖД 08.013-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Основные положения»;
- Стандарт СТО РЖД 08.015-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Порядок рассмотрения инновационных проектов»;
- Стандарт СТО РЖД 08.014-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Требования к закупкам инновационной продукции технического назначения»;
- Стандарт СТО РЖД 08.003-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Стадии жизненного цикла и паспортизация научно-технических работ» взамен ранее действовавшего СТО РЖД 1.08.003-2008;
- Стандарт СТО РЖД 08.004-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Порядок учета результатов» взамен ранее действовавшего СТО РЖД 1.08.004-2008;
- Стандарт СТО РЖД 08.005-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Порядок оценки эффективности инновационных проектов» взамен ранее действовавшего СТО РЖД 1.08.005-2008;
- Стандарт СТО РЖД 08.008-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Оценка эффективности дочерних и зависимых обществ научно-технического комплекса» взамен ранее действовавшего СТО РЖД 1.08.008-2009;
- Стандарт СТО РЖД 08.006-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Организация технического аудита научно-технических работ» взамен ранее действовавшего СТО РЖД 1.08.006-2009;
- Стандарт СТО РЖД 08.007-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Управление реализацией научно-технических работ» взамен ранее действовавшего СТО РЖД 1.08.007-2009.
Аналогичные преобразования происходят и в других инновационно ориентированных компаниях. По моему мнению, НОСТРОЙ в максимально короткие сроки и в крайне срочном порядке необходимо разработать Концепцию Стратегии развития инновационного саморегулируемого строительного комплекса до 2030 года, а также разработать Перечень мероприятий НОСТРОЙ по выполнению плана инновационной саморегулируемой активности в строительстве («дорожной карты») «Совершенствование института саморегулирования на основе инновационного развития строительного комплекса», одним из элементов которого должна стать Единая (комплексная) система стандартизации инноваций национальных объединений!
В настоящих документах необходимо обозначить меры по повышению эффективности строительного комплекса по следующим направлениям:
1. Развитие системы технического регулирования, включая разработку инновационных стандартов:
- в области профессиональной деятельности на основе требований к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации (п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
- инновационных стандартов строительной отрасли (в СТО НОСТРОЙ необходимо внести изменения в части внедрения в них инновационных строительных технологий и строительных материалов).
2. Оказать поддержку развития инновационной инфраструктуры в Российских научно-исследовательских университетах, других высших учебных заведениях строительной направленности, в т.ч. технопарках и инновационных кластерах;
3. В целях развития и совершенствования механизмов повышения квалификации руководителей и специалистов строительного комплекса на основе нормативно – правового обеспечения этого направления, необходимо разработать теоретико-методологической базу подготовки слушателей, в соответствии со следующими задачами:
- освоение новаций в управленческих, экономических и технологических аспектах строительного производства, в т.ч. углубленное изучение инновационных строительных технологий и строительных материалов;
- изучение проблем обеспечения безопасности строительства и качества выполнения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.
В области повышения квалификации необходимо внести изменения в методические документы в части получения допуска к видам работ, обеспечивающим безопасность строительства, а именно для повышения квалификации в области инновационности товаров, работ и услуг в строительной деятельности (в т.ч. в Методические рекомендации по формированию типовых учебных программ повышения квалификации в интересах допуска к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства).
4. Развитие и реализация инновационной составляющей строительного комплекса в рамках национальной инновационной политики, в т.ч на основе технологии «форсайт», формирование инновационной конъюнктуры рынка, привлекательности инновационных продуктов для всех участников инвестиционно-строительного процесса на основе внедрения инновационных и наилучших доступных строительных технологий и строительных материалов, развитие маркетинга инноваций, повышение эффективности системы профессионально-делового сопровождения инновационных проектов «от идеи до рынка», в том числе:
- развитие комплексной системы инвестирования инновационных строительных проектов на основе государственно-частного партнерства (далее – ГЧП);
- применение наилучших российских и передовых западных технологий на основе инновационного и инвестиционного менеджмента, контроллинга, динамической оценка эффективности, экспресс-метода бальной оценки и экспертизы инноваций и инвестиций, расчета рисков;
- развитие институтов и инструментов управления интеллектуальными активами (защиты, капитализации и коммерциализации интеллектуальной собственности) на основе проектного управления;
- создание единого реестра инновационных и наилучших доступных строительных технологий и строительных материалов, системы учета/вывода из учета, регистрации объектов учета и предоставления информации о них на основе экономической составляющей, в т.ч. об объектах интеллектуальной собственности;
- выведение на отечественный и международный рынок, в т.ч на рынок Таможенного союза, инновационных российских брендов, формирование национальной стратегии создания и продвижения инновационных продуктов российского производства, в т.ч. на основе нанотехнологий и наноматериалов;
- формирование кадрового резерва инновационного строительного комплекса на основе инновационного образовательного процесса с применением современных образовательных технологий на основе проектного подхода и системного анализа с применением информационных системных технологий, в т.ч. дистанционных (формирование отечественной школы инновационного и производственного менеджмента);
- дальнейшее развитие института саморегулирования в строительной сфере, устранение перекосов и перегибов, активизация разработки стандартов и правил саморегулирования, актуализация нынешней системы стандартизации строительного комплекса на основе гармонизации с Еврокодами (EN), развитие инновационной системы стандартизации строительного комплекса и перевод ее в разряд сводов правил (СП) и национальных стандартов (ГОСТ Р), развитие системы Национальных приложений к Еврокодам (EN), развитие системы стандартизации стран Таможенного союза на основе Технических регламентов Таможенного союза о безопасности зданий, сооружений и строительных материалов.
5. Установление обязательного участия в разработке указанных документов независимых экспертов строительного комплекса, в т.ч. на основе аудита третьей стороны, обеспечение открытости и прозрачности информации.
6. С целью расширения возможностей для использования инновационных решений в деятельности НОСТРОЙ предусмотреть создание в Аппарате НОСТРОЙ отдельного Департамента инновационной политики (по аналогии с государственными корпорациями и компаниями инновационной направленности), возможность поручения одному из вице-президентов НОСТРОЙ кураторство настоящего направления с целью систематизации инновационных управленческих решений и повышению эффективности инновационного проектного управления.
Твердо убежден в том, что НОСТРОЙ нужна Единая (комплексная) система стандартизации инноваций национальных объединений. Необходимо развить дальнейшее движение вперед и придать ему новый импульс в части участия в разработке Национальных стандартов РФ (ГОСТ Р) и Стандартов Таможенного союза, в результате применения которых на обязательной/добровольной основе будет обеспечиваться соблюдение требование Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и соблюдение требование Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Система, которая будет учитываться ФОИВ и их стуктурами, в т.ч. органами Главгосэкспертизы.
Николай Четверик