Саморегулирование в строительстве до сих не настолько укрепилось, чтобы будущее его не вызывало сомнений. При этом радующие глаз цифры государственной статистики говорят нам о постоянном росте строительного рынка. И если взять за отправную точку вполне благополучный «докризисный» 2007 год, то мы увидим, что количество организаций и предпринимателей, занятых в сфере строительства, выросло со 131 тысячи до 209 тысяч на начало прошлого года (данные Росстата).
Информация НОСТРОЙ тоже вроде бы говорит нам о росте рынка: количество членов строительных СРО, входящих в Национальное объединение, выросло с 85 тысяч организаций и предпринимателей в конце 2010 года до 101 415 на настоящий момент. Казалось бы, все благополучно, бизнес развивается, и увеличение количества СРО за те же три года – с 231 до 265 организаций – это естественный, а то даже и отстающий от темпов рынка процесс.
Однако спросите строителей: действительно ли всё так прекрасно в отрасли, что бизнес в состоянии содержать беспрерывно растущую надстройку из всё новых и новых СРО? Вы услышите в ответ, что строительные компании тысячами в год уходят из бизнеса. Что строителям – особенно малому и среднему бизнесу – не прокормить не то что армию клерков, окопавшихся в СРО, но зачастую и самих себя.
Более реальную динамику строительного рынка мы можем получить, если оценим количество людей, занятых в отрасли. И тогда мы убедимся, что, собственно, динамики никакой и нет: количество занятых в строительстве каким было в 2007 году (до финансового кризиса и до запуска саморегулирования), таким остается и по сей день, колеблясь у отметки 5,3-5,5 млн человек.
Да, новые строительные компании обильно появляются на рынке. Но они столь же стремительно и умирают. По оценкам экспертов, в среднем цикл жизни большинства строительных организаций составляет пять лет, а около половины не доживают до трехлетия и остаются «на плаву» только в бланках статистики. На их место приходят следующие, но нагрузка по выплатам в компенсационные фонды новых СРО, оплата допусков и взносов – все это ложится бременем на одних и тех же людей, работающих в строительной сфере. На каменщиков и бетонщиков, на прорабов, на руководителей бизнеса – на неизменные в сумме пять с лишним миллионов человек, на плечах которых держится российская стройка.
Нет притока кадров в строительство, следовательно, нет и расширяющейся базы для роста количества саморегулируемых организаций. Однако на практике мы видим совершенно иную картину – СРО множатся и начинают не только теснить друг друга, но и воевать за деньги строителей.
Мы видим, как сегодня система саморегулирования превращается в поле жесткой конкурентной борьбы. На нём в наиболее выигрышном положении оказываются «коммерческие» СРО, ставящие в основу своей «работы» не решение предусмотренных Градостроительным кодексом задач, а быстрое и достаточно легкое обогащение за счет строителей.
Мы пришли к кризису системы СРО, и в такой ситуации здравомыслящая часть сообщества саморегулирования должна, прежде всего, создать условия, при которых членство в СРО будет для строителей ощутимым конкурентным преимуществом на рынке, а безопасность строительства будет выгоднее безответственности. Безусловно, необходима быстрая и качественная работа с законодательством, и направлена она должна быть не только против коммерциализации СРО, но и на создание условий максимального благоприятствования тем, кто работает честно и ответственно.
При этом надо отдавать себе отчет, что саморегулирование переживает не только внутренний кризис – вся строительная отрасль сегодня перешагивает порог кризиса экономического, глубина и продолжительность которого могут быть гораздо серьезнее пережитого в 2008-2009 годах. СРО-сообщество должно быть готовым к значительному падению объема строительных работ, ведь не случайно уже сегодня во многих СРО неплатежи по взносам составляют от 10 до 40%. Есть примеры, когда в целом ряде саморегулируемых организаций осталось менее 100 строительных компаний, что фактически ставит такие СРО на грань выживания.
Саморегулируемому сообществу неизбежно предстоят ответственные решения по сокращению взносов, собираемых со строителей. Возможно, инициатором перемен должен стать НОСТРОЙ с его неоправданно раздутой сметой. В НОСТРОЙ следует кардинально изменить систему взносов: разделить ее на максимально сниженные обязательные взносы и перейти к финансированию конкретных и наиболее востребованных строителями программ с помощью целевых взносов. Прозрачность бюджетной политики, отказ от расточительства и контроль за каждым потраченным рублем должны стать основой финансовой идеологии НОСТРОЙ и распространиться на всё саморегулирование.
Константин Горожанко