В своей статье «Саморегулирование повторяет историю с лицензированием. Возможно с теми же фигурантами и лицами» Валерий Мозолевский заметил, что практически никто не говорит о становлении и развитии саморегулирования, как общественном явлении, как об элементе построения гражданского общества.
Поэтому представляю на суд читателей тезисы Концепции развития саморегулирования с некоторыми дополнениями и изменениями.
Пять лет Национальные объединения строительного сообщества пытаются выполнять пресловутые Приоритетные направления деятельности, которые не имеют ни целей, ни этапов, ни механизмов достижения целей этапа. Эта деятельность носит броуновский характер в рамках, которой судорожные движения Советов Национальных объединений как для саморегулируемых организаций, так и для их членов ни положительного, ни даже отрицательного результата не дают.
Данная Концепция может иметь общую для всего саморегулирования часть и специальные части для Национальных объединений и саморегулируемых организаций соответствующего профиля.
Следует отметить, что ни один законодательный или подзаконный акт, в сфере саморегулирования, не предполагают хоть какого-то развития, то ли постоянного, то ли устойчивого, то ли этапного. Ни один законодательный, ни один подзаконный акт не дают определения «САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ», не определяют ПРИНЦИПЫ и ЗАКОНЫ развития.
Рене Декарт сказал: «Определяйте значение слов – и вы избавите мир от половины заблуждений».
Поэтому предлагаю рассмотреть Концепцию развития системы саморегулирования, начиная со значения слов «Концепция, Развитие, Система и Саморегулирование», суть, содержание, цели Концепции.
1. КОНЦЕПЦИЯ - (от лат. conceptio – понимание, система) – комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.
Из определения Концепции выделим три нам необходимых элемента:
- комплекс взглядов на развитие саморегулирования;
- пути решения развития саморегулирования;
- задачи развития саморегулирования .
2. РАЗВИТИЕ – поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Развитие характеризуется специфическим объектом, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.
Поступательное движение, переход из одного состояния к другому будем определять исходя из наличия:
- объектов воздействия, на различных этапах и уровнях;
- структуры (механизмов) воздействия;
- источников и форм воздействия;
- направленности воздействия.
3. СИСТЕМА – СРЕДСТВО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ.
Система – это конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью, в рамках определенного интервала времени.
Функциональные элементы, отношения между ними и функции каждого элемента будем определять из среды «Национальные объединения Саморегулируемые организации Члены саморегулируемых организаций»
4. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
Здесь выделим три составляющие, которые позволяют дать определение «Саморегулированию». При этом необходимым условием понятия саморегулирования является наличие всех составляющих.
- это наличие в экономической системе элементов, свойств, позволяющих автоматически устанавливать и поддерживать желаемый режим функционирования системы.
- это неотъемлемое условие построения Гражданского общества в государстве, в том числе в отраслях экономической деятельности.
- это институт, в рамках которого группой экономических агентов создаются и изменяются легитимные (не противоречащие формальным, установленным государством) правила, регулирующие хозяйственную деятельность этих агентов, объекты контроля имеют возможность легитимно управлять поведением контролера (регулятора). [Крючкова, Обыденов, 2003].
Отсюда, суть Концепции развития системы саморегулирования заключается в разработке и внедрении в саморегулирование, саморегулируемые организации, строительные, проектные и изыскательские организации – Видения, Миссии, Принципов саморегулирования.
Видение – это идеальная точка назначения саморегулирования, саморегулируемых организаций, организации, к которой мы должны стремиться. Это образ саморегулирования, саморегулируемых организаций, организаций в намеченном будущем, в перспективе.
Миссия – описание пути движения к точке назначения – как саморегулирование, саморегулируемые организации, организации будут переходить от настоящего состояния в точку реализации Видения. Это – основные механизмы и приёмы действий
Ценность – созданная и поддерживаемая система ценностей (система понятий: что такое хорошо, что такое плохо), мобилизующая и вовлекающая строительное сообщество в поддержании Миссии на пути к Видению.
Принципы:
- Принцип добровольности
- Принцип демократизма
- Принцип сочетания управления и самоуправления
- Принцип субсидиарности (солидарности)
- Принцип открытости
- И т.д.
Тогда, Содержанием Концепции Развития системы саморегулирования может быть:
- Формирование понятия «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ»,
- Формирование Видения
- Определение ценностей саморегулирования
- Определение принципов.
- Формирование Миссии
- Определение стратегических целей.
- Определение функций Исполнителей
- Формирование и определение показателей и критериев развития.
- Определение целей этапов.
- Выполнение решений этапа.
- Оценка достигнутых результатов
- Определение целей следующего этапа.
Важным элементом Концепции будет создание дерева стратегических целей, которые, в свою очередь определяются Видением и Миссией.
В иерархии стратегических целей постоянное развитие саморегулирования – цель верхнего уровня.
Цель верхнего уровня можно разделить на две подцели (цели 1-го уровня):
- Повышение качества.
- Обеспечение безопасности.
ПОДЦЕЛЬ 1 (цель 1-го уровня) Повышение качества подразделяется на подцели (цели 2-го уровня) – экономика, образование, права, обязанности и ответственность.
ПОДЦЕЛЬ 2 (цель 1-го уровня) Обеспечение безопасности – на подцели (2-го уровня) – здоровье потребителя, работников организации и качество окружающей среды.
Дерево целей представлено на следующих рисунках. Причём уровни целей могут быть достаточно подробными и измеримыми, имеющими соответствующие показатели.
Концепция определяет стратегию действий, схема реализации представлена на рисунке.
Таким образом для Национальных объединений, саморегулируемых организаций и их членов можно разработать и определить:
– типологию моделей развития
– общую схему развития
– формирование видения
– миссии
– стратегических целей
– показатели оценки (реализации) стратегии развития
– подходы к определению показателей
– дерево стратегических целей
– показатели развития и критерии оценки
В дерево целей также включаются организационные, структурные вопросы, вопросы системы построения и управления СРО, НО и саморегулированием в целом.