Может, злодей от того и злодействует,
Что кто-то, кто действовать должен, бездействует (Немецкая поэма «Рейнеке лис» XV век)
Коллеги! А ведь это Мы бездействуем.
Мы – это саморегулируемые организации, силой закона создавшие Национальные объединения и избравшие абсолютно аморфные Советы.
Мы – это наши члены Некоммерческих партнёрств, уплачивающие членские взносы, ждущие помощи и уже махнувшие на нас рукой.
Мы – это те, кого мы делегировали в Советы и комитеты.
Наше бездействие – это единодушное вздымание рук без рассмотрения сущности голосуемых вопросов.
Наше бездействие – это равнодушное, апатичное отношение к происходящему в созданных НАМИ и неуправляемых НАМИ Национальных объединениях.
Вспомним лозунг советских времен: «Мы говорим партия – подразумеваем Ленин, Мы говорим Ленин – подразумеваем партия».
Сейчас лозунг повторяется везде и всюду, всеми и в том числе нами только в другом виде: «Мы говорим саморегулирование – подразумеваем Басин, Посохин, Кушнир и иже с ними. Мы говорим Басин, Посохин, Кушнир и иже с ними – подразумеваем НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ». Почему? Вопрос скорее праздный, а ответ уже был и заключается он в том, что с нашего молчаливого согласия и попустительства Саморегулирование продолжает болтаться в Петле Мебиуса, сотканной из бесцельных приоритетных направлений деятельности. Почему высказывания отдельных чиновников, даже если это руководители Аппаратов Советов Объединений по различным вопросам деятельности выдаются за мнения и решения Нацобъединений? Эти мнения и решения обсуждены и приняты на Съездах, Окружных конференциях, заседаниях Советов? Кризисные явления, всё, что происходит в Объединениях, обязательно находят оправдательные мотивы и тех, кто эти оправдания (разъяснения) даёт.
В своей статье «Болезни роста саморегулирования» господин А. А. Лапидус (вице – президент, председатель трёх комитетов и прочая, и прочая) сами болезни не определил, то ли детские, то ли взрослые, но проблемы прочно увязал со стоимостью квадратного метра жилья в Москве и Омске. Чем больше стоимость жилья, тем больше проблем у саморегулирования, а тут еще окончание строительства в олимпийском Сочи добавляет головную боль, где взять объекты и подряды для освободившихся компаний.
Так может, болезнь, что поразила Национальные объединения, поискать у В. И. Ленина в его работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Тогда, в широком смысле слова Саморегулирование, как институт развития строительного комплекса, элемент создания гражданского общества поставленных целей за прошедший период не достигло. А в узком смысле слова Саморегулирование и созданные на обязательном условии членства Национальные объединения для своих создателей и их членов за прошедший период ничего не сделали, потратив при этом миллиардную смету взносов.
Отсюда, основываясь на симптомах кризисных явлений болезнь, может быть только одна и называется она «клептомания».
Ещё один пример. Председатель комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий господин Ю. И. Мхитарян правильно и академически точно определил стратегические задачи НОСТРОЙ. Отметил, что эта программа обсуждается комитетами, Советом, принимается Съездом, под её реализацию формируется бюджет. Но тут же констатирует: «Однако такой программы сегодня не существует, при этом приоритетные направления деятельности её не заменяют и не полностью решают именно эти законодательно установленные задачи».
Однако, уважаемый господин председатель комитета Вам оппонирует Мистер Икс подготовивший «Справку о соответствии функций Национального объединения строителей, установленных законодательством Российской Федерации, и приоритетных направлений деятельности, утверждённых Всероссийским Съездом саморегулируемых организаций». В справке на 9-ти страницах манипулируя статьями, целями и функциями Мистер Икс приходит к удивительным выводам:
- под общественным интересом саморегулируемых организаций не понимаются интересы отдельных саморегулируемых организаций или интересы входящих в саморегулируемую организацию членов, а интересы всего профессионального сообщества. Частный интерес отдельной организации может в отдельных случаях противоречить интересам профессионального сообщества;
- проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что приоритетные направления деятельности не аналогичны функциям некоммерческой организации, а представляют собой отдельную управленческую категорию, содержанием которой является установление первоочередных задач и мероприятий по реализации функций организации;
- приоритетные направления деятельности должны соответствовать функциям организации.
Так, «не аналогичны или должны соответствовать»?
Мистер Икс приводит таблицу (то ли это кроссворд, то ли это чайнворд) соответствия функций и приоритетных направлений деятельности. Предлагаю на досуге попытаться разгадать кроссворд, представленный в таблице 1. Даю подсказку – текст выделенный красным шрифтом переставлять по столбцу «Функции объединения» вверх и вниз, черным, без расшифровки функций – это решение Мистера Икс. Все попытки решения приводили к тому, что всё, что красное собиралось напротив пункт приоритетных направлений №7. Предлагаю свой кроссворд в таблице 2, где в правом столбце проставлены основные функции Национальных объединений по Градостроительному кодексу. Условия те же, двигайте, так как одно из направлений осталось пустым. Что ещё интересно так это как понимаются выражения:
- формирование предложений – 161 471 009;
- формирование предложений по вопросам – 106 635 544;
- и т. д.
Читателям предлагается самим расшифровать понимание функций Советом и Аппаратом Объединения в рублёвом эквиваленте.
В. В. Бланк, уезжая к оленеводам, скрепя сердце согласился, что разработка сводов правил и СНиПов есть государственная политика. Он прав.
Основными целями государственной строительной политики являются:
- Развитие государственного технического регулирования.
- Регулирование градостроительной деятельности.
- Развитие системы сметного нормирования и ценообразования.
Эти цели предполагают формирование предложений, представление интересов, обсуждение вопросов и в них не просматриваются многомиллионные затраты.
За четыре года деятельности Национальных объединений у Совета и Аппарата появились и устойчиво функционирует несколько традиций.
Традиция первая. Предложения, рекомендации, инициативы и критику от саморегулируемых организаций, решения Съездов игнорировать, не принимать, их нет и, продолжать соблюдать принцип одной басни: «Совет слушает, да ест».
«Критика один из методов раскрытия противоречий развития, принцип нравственного воспитания, самовоспитания и духовного развития. Критика раскрывает противоречия, ошибки или недостатки и способствует их преодолению, нахождению лучших форм и методов развития».
Традиция вторая. Находиться в состоянии постоянного Конфликта интересов. Это состояние отвлекает (отчасти развлекает) сообщество от понимания нецелевого расходования денежных средств, от истинных фигурантов конфликта, от того, что не выполняются решения, в том числе VII Съезда.
Традиция третья. Чётко следовать принципу Парето. Для чего необходимо занимать два, лучше три руководящих кресла. При этом неважно избираются ли в эти кресла или нанимаются по трудовому договору. Главное быть в числе 20%, избранных чтобы получать 80% прибыли. И надо научиться, не смущаться и не краснеть.
Традиция четвертая...
Чтобы не расширять перечень не лучших традиций предлагается накануне Съезда обсудить, вынести на Съезд и добиться принятия решений по следующим вопросам:
- Предложенная повестка дня не позволяет обсудить работу Совета за 2013 год и утвердить работу Совета на 2014 год. В повестке дня не указаны докладчики. 24 апреля проводятся круглые столы с отчётами структурных подразделений Аппарата, но он это не Совет, а Съезд заслушивает отчёты о проделанной работе коллегиального исполнительного орган Объединения. Поэтому:
Рекомендовать Съезду принять следующую повестку дня:
- Об утверждении отчёта Совета Национального объединения строителей по исполнению приоритетных направлений деятельности за 2012 – 2013 годы.
Докладчик …
- Об утверждении отчёта Совета Национального объединения строителей по исполнению сметы расходов за 2013 год.
Докладчик …
- Об утверждении отчёта Ревизионной комиссии Национального объединения строителей.
Докладчик …
- Об утверждении плана работы Совета Национального объединения строителей на 2014 год. Докладчик …
- Об утверждении сметы расходов и доходов на нужды Совета Национального объединения строителей на 2014 год.
Докладчик …
- Об утверждении и предложений Рабочей группы, образованной VII Всероссийским съездом саморегулируемых организаций строителей, по внесению изменений в Устав Национального объединения строителей и другие регламентирующие документы Объединения.
Докладчик …
- Выборы Президента Национального объединения строителей.
Докладчик…
- О довыборах членов Совета Национального объединения строителей от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Докладчик …
- Об утверждении решения Совета Национального объединения строителей о направлении членских износов за 4 квартал 2013 года СРО «Союз строителей Амурской области» и СРО «Объединение строителей Приамурья» на цели оказания помощи гражданам, пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке.
Докладчик …
- Об учреждении Национальным объединением строителей совместно с Благотворительным фондом охраны окружающей среды «Зелёное будущее» (по поручению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации) и HП «ABOK» некоммерческого партнёрства «Национальный центр сертификации в области «зеленого» строительства».
Докладчик …
- 25 апреля с 9.00 до 12.00 часов проходит регистрация делегатов. С 12.00 до 14.00 часов работа Съезда и с 15.00 до 17.00 работа Съезда – итого 4 часа. Это время не позволит подробно обсудить волнующие СРО сообщество вопросы и принять соответствующие решения.
Предлагается рекомендовать Съезду следующий регламент работы Съезда:
9.00 – 10.00 регистрация делегатов
10.00 – 14.00 работа Съезда
15.00 – 18.00 работа Съезда.
3. По первому вопросу. В отчёте Совета об исполнении приоритетных направлений деятельности показаны достигнутые результаты в виде системы техрегулирования, системы стандартизации, системы обучения и т. д. В констатирующей части отчёта сказано, что задачи приоритетных направлений реализованы. Однако в отчёте нет целей и задач, которые достигнуты или выполнены в соответствии с целями, функциями и задачами определёнными Градостроительным кодексом и Уставом Объединения. Тем более, что исполнением приоритетных направлений деятельности занимались структурные подразделения аппарата, а не Совет Объединения.
Предлагается рекомендовать Съезду следующее решение:
- Работу Совета по исполнению приоритетных направлений деятельности считать «неудовлетворительной».
- Рекомендовать Совету разработать Программу и План работы Совета по реализации целей и функций, в соответствии с Градостроительным кодексом и Уставом.
4. По второму вопросу. На официальном сайте НОСТРОЙ 30 ноября 2013 года было размещён доклад Ревизионной комиссии об исполнении сметы только на 30%. В отчёте Совета об исполнении сметы расходов на 31 декабря уже стало более 60%. То есть всего лишь за месяц удалось увеличить исполнение сметы более чем в два раза. Начиная с 2010 года неисполнение сметы, ежегодно составляет около 30%. За это же время задолженность по членским взносам составила более 145 миллионов рублей. Статьи сметы расходов не соответствуют предписанным законами функциям и задачам Национального Объединения.
Предлагается рекомендовать Съезду следующее решение:
1). Расходы по разделам «Целевые расходы на выполнение программ и мероприятий» и «Расходы, связанные с обеспечением программ и мероприятий» считать нецелевыми расходами.
2). Ревизионной комиссии определить суммы расходов по данным разделам, их документальное подтверждение и на осеннем Съезде Объединения доложить результаты
3). Административно-хозяйственные расходы утвердить.
5. По третьему вопросу. Отчёт Ревизионной комиссии в представленных материалах отсутствует.
Предлагается ревизионной комиссии в отчёт включить ответы на следующие вопросы:
1). Соответствуют ли перспективные направления деятельности целям, задачам и функциям Объединения?
2). Что входит в понятие «Отчисления на нужды Объединения» и какие это Нужды?
3). На основании, каких договоров, постановлений или приказов осуществляется перевод еврокодов и разработка национальных приложений?
4) На основании, каких договоров, постановлений или приказов осуществляется перефразировка и переписывание СНиПов, разработка стандартов НОСТРОЙ, не имеющих никакого статуса?
5). Как осуществлялось софинансирование разработки СНиПов и стандартов НОСТРОЙ?
6). Имеет ли право Объединение заключать договора и перечислять денежные средства своим контрагентам из «отчислений на нужды Объединения»?
7). Кто является этими контрагентами?
8). Как, каким образом преодоление административных барьеров влияет на работу подрядчиков – членов саморегулируемых организаций?
9). Какую прибыль созданная СДОС НОСТРОЙ принесла в кассу Объединения?
10). Каким образом «Автоматизированная информационная система «Обеспечение административных процедур в строительстве» (АИС «ОАПС») повлияет на работу подрядчиков?
6. По четвертому вопросу. Приоритетные направления деятельности на 2014 – 2015 годы предлагается проводить на новом этапе развития, исходя из интересов членов Национального объединения и саморегулируемых организаций. Кто же является членами НОСТРОЙ и при чём здесь саморегулируемые организации? Какие цели достигнуты на предыдущем этапе развития и кто и где этот этап обсуждал? На новом этапе развития всё также отсутствуют цели этапа, достижение которых решает проблемы безопасности и качества, но предлагается три бесцельные задачи, решение которых достигается:
- актуализацией и разработкой сводов правил, стандартов НОСТРОЙ, переводом еврокодов;
- разработкой профстандартов, единой системой аттестации, повышением квалификации;
- устранением административных барьеров;
- сметным нормированием и ценообразованием.
То есть, всё тоже, что и в предыдущие четыре года. Однако есть и новые предложения, такие как:
- Организация в рамках созданного на базе Объединения технического комитета по стандартизации ТК 400 «Правила производства работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы» разработки межгосударственных стандартов на правила производства работ в строительстве на основе апробированных на практике стандартов НОСТРОЙ. Кто принимал решение о создании ТК 400, включении его структурным подразделением в Аппарат Совета и финансировании его работы? То есть содержание ТК и оплата разработки стандартов возлагается на Объединение через ТК 400. Нецелевое расходование сметы, но уже другим путём, будет продолжено.
- Приоритетным направлением работы в ближайшие два года должна стать работа над общей Концепцией развития саморегулирования в России, в том числе в строительстве. Необходимость разработки Концепции развития системы саморегулирования в России подтверждена решениями Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности ТПП Российской Федерации. Саморегулируемые организации о Концепции говорят и пишут уже более чем три года. Констатирующая часть этого пункта подтверждает отсутствие понятия «саморегулирование», принципов саморегулирования, хоть какого-либо видения развития саморегулирования.
- Необходимо расширить сферу деятельности Экспертного Совета Объединения в части разработки актуальных для строительной отрасли документов. Какую сферу и, до каких пределов её необходимо расширить? Почему какое-то структурное подразделение Аппарата будет решать законодательное и нормативное обеспечение саморегулирования без саморегулируемых организаций и их членов?
Представленный План работы почему-то назван планом работы Национального объединения, но исполнители только структурные подразделения Аппарата. Тогда это план работы Аппарата Совета НОСТРОЙ. А где же план работы Совета?
Предлагается рекомендовать Съезду следующее решение:
1). Приоритетные направления развития на 2014 – 2015 годы не утверждать.
2). План работы на 2014 год не утверждать.
3). Поручить Совету, разработать Концепцию развития системы саморегулирования на среднесрочную перспективу, Программу развития и План работы Совета на 2015 год в соответствии с целями и функциями определёнными Градостроительным кодексом и Уставом.
4). Утвердить Программу развития и План работы на осеннем Съезде Объединения.
7. По пятому вопросу. Предлагаемая смета расходов ничего нового в себе не несёт. Всё те же расходы на своды правил, стандарты, перевод еврокодов, административные барьеры, профстандарты, аттестация и т. д.
Предлагается рекомендовать Съезду следующее решение:
1). Смету расходов на выполнение целевых программ и мероприятий и обеспечение выполнения целевых программ и мероприятий не утверждать.
2). Смету расходов на административно — хозяйственные расходы утвердить.
3). Временное положение о смете доходов и расходов принять (приложение 1) и сформировать, на основании Положения, смету расходов на 2015 год к осеннему Съезду.
4). Членский взнос установить на 2014 год в размере 2.500 рублей с каждой организации члена СРО.
5). Смету расходов на 2014 год утвердить исходя из установленного членского взноса.
8. По шестому вопросу. Рабочая группа, созданная VII Cъездом НОСТРОЙ, с поставленной задачей не справилась. Подготовленный Устав не соответствует действующему законодательству. В статьи вставлены пункты не соответствующие принципам саморегулирования и ведущие вновь к возникновению конфликтов. На 7 съезде Национального объединения строителей было принято следующее решение:
1)/ Создать Рабочую группу по подготовке изменений и дополнений в регламентирующие документы Национального объединения строителей на ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПОСТУПИВШИХ от саморегулируемых организаций (из протокола съезда №7 от 04 апреля 2013 года).
Съезд поручил Рабочей группе, в рамках действующего законодательства, внести изменения в Устав, Регламент Съезда, Положение о Совете, Положение о Ревизионной комиссии, Положение о Президенте, Положение о формировании отчислений на нужды Объединения.
Предлагается рекомендовать Съезду следующее решение:
1). Рабочую группу распустить.
2). Создать новую рабочую группу по Подготовке изменений в регламентирующие документы Национального объединения строителей.
3). Принять следующие Поправки в действующий Устав Объединения (приложение 2).
4). До 30 июля рассмотреть и утвердить подготовленные документы на ОК и сдать Устав в Минюст на регистрацию.
9. По десятому вопросу. Национальное объединение строителей уже имеет созданную, абсолютно закрытую коммерческую структуру под названием «Система добровольной оценки соответствия Национального объединения строителей». В отчёте за 2013 год Системе посвящено две строчки – Система создана. Что творила и что будет творить Система в будущем году ни строчки. Оценку соответствия «зелёного» строительства можно поручить Системе. Всё равно для саморегулируемых организаций ничего не делается. С Благотворительным фондом охраны окружающей среды «Зелёное будущее» можно заключить соглашение о безвозмездном оказании услуг Объединению со стороны фонда и запрете перечисления средств Объединением на нужды фонда. Участие НП «АВОК» в создании НП попахивает конфликтом интересов.
Предлагается рекомендовать съезду следующее решение:
1). Некоммерческое партнёрство «Национальный центр сертификации в области «зеленого» строительства» не учреждать.
Владимир Юсупджанов
Таблица 1
Наименование приоритетного направления деятельности | Функции Объединения (пункты Устава) |
| пп. 2.2.3, 2.2.5 формирование предложений по вопросам государственной политики в области строительства,
осуществление методической деятельности в области саморегулирования, подготовка проектов нормативных актов, методических пособий и рекомендаций в области строительства,
|
| пп. 2.2.3., 2.2.4., 2.2.5 формирование предложений по вопросам государственной политики в области строительства,
защита интересов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство,
осуществление методической деятельности в области саморегулирования, подготовка проектов нормативных актов, методических пособий и рекомендаций в области строительства,
|
3)содействие улучшению инвестиционного климата | пп. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 представление интересов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
обсуждение вопросов государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
формирование предложений по вопросам государственной политики в области строительства,
защита интересов саморегулируемых организаций, основанных
|
4)внедрение информационно-коммуникационных технологий | пп.2.2.7, 2.2.8, 2.2.11 анализ деятельности членов Объединения, в том числе, на предмет нарушений в части несоответствия установленных обеспечение информационной открытости деятельности членов Объединения, публикация информации обведение единого реестра членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство; их деятельности |
5)поддержка малого бизнеса | пп. 2.2.4, 2.2.12 защита интересов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; выполнение иных функций, не противоречащих законодательству Российской Федерации и целям Объединения. |
6)противодействие коммерциализации саморегулирования | пп. 2.2.3, 2.2.4 формирование предложений по вопросам государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; защита интересов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; |
7) совершенствование законодательства и методологии в сфере саморегулирования | пп. 2.2.3, 2.2.5 формирование предложений по вопросам государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; осуществление методической деятельности в области саморегулирования, подготовка проектов нормативных актов, методических пособий и рекомендаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; |
Таблица 2
Наименование приоритетного направления деятельности | Функции Объединения по Градкодексу |
1)совершенствование системы технического регулирования в строительстве; | 1. обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства |
2)совершенствование систем подготовки кадров для строительной отрасли и подтверждения квалификации специалистов | 2. представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления |
3)содействие улучшению инвестиционного климата | 3. формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
|
4)внедрение информационно-коммуникационных технологий | 4.защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов |
5)поддержка малого бизнеса | 5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов |
6)противодействие коммерциализации саморегулирования | размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида, и осуществление выплат из него в соответствии с настоящим Кодексом.
|
7) совершенствование законодательства и методологии в сфере саморегулирования |
|