НОСТРОЙ объявил о разработке интернет-портала «Инвестиционная площадка». Проект входит в правительственную «дорожную карту» по улучшению предпринимательского климата в строительной отрасли. Впрочем, выгоды строительного сообщества и перспективы массового притока инвестиций через «Инвестиционную площадку» выглядят довольно сомнительно.
В сообщении комитета по инвестиционной политике НОСТРОЙ, размещенном в понедельник на официальном сайте Национального объединения, приводится будущая структура, по сути, обычного справочного сайта, громко названная Концепцией «Всероссийской информационной площадки». Предполагается, что сайт (или, как его величают, «интернет-портал») будет содержать правовую базу, нормативные акты и регламенты, координаты органов власти, порядок подачи документов. «Информация будет отображена в схемах, графиках, диаграммах», - обещают авторы Концепции. Заметим, что еще более занимательно было бы выкладывать информацию в виде комиксов и мультфильмов.
На сайте разместят рейтинги: инвестиционной привлекательности регионов и рейтинг субъектов РФ по прохождению государственных процедур. Критерии рейтингов пока выглядят достаточно туманно и самими авторами Концепции приводятся как «ориентировочные». Что получится в итоге, какова будет методология расчета рейтингов – пока остается загадкой. Вероятно, основная идея в том, чтобы шальной инвестор, задумавший вкладываться в российские регионы, заглянул в рейтинги и не ошибся в выборе самого привлекательного уголка России. Вроде как при бронировании отеля для отпуска. Посмотрел сайт и сразу понял, что надо не в Ярославской области строиться, а в Читинской. Или наоборот.
Справкой и рейтингом Концепция не ограничилась. На сайте планируется инвестиционная база (тоже справочная информация, но более часто обновляемая) и антикоррупционный раздел. В последнем обещают принимать жалобы и оформлять заявления в государственные и правоохранительные органы, в общем – бороться с коррупцией и административными барьерами силами интернета.
Если вам увиделся скепсис в моем описании этого масштабного проекта, то вы не ошиблись. Прежде всего, я искренне не понимаю, почему «Инвестиционная площадка» (даже если необходимость ее в таком виде считать неоспоримой) создается за счет строителей, зачастую и выступающих инвесторами. Работа поручена НОСТРОЙ правительством, но нужна ли эта работа СРО и их членам? Иначе говоря, является ли НОСТРОЙ винтиком в механизме власти или это независимое объединение строительных СРО, действующее в их интересах? Этот вопрос не раз уже поднимался в среде саморегулирования, в частности, когда НОСТРОЙ на взносы своих членов и за большие деньги занимался переводом Еврокодов. И если бы сегодня смета Объединения формировалась из двух составляющих – «обязательной» и «проектной», то у меня есть большие сомнения, что члены НОСТРОЙ одобрили бы выделение средств на ненужный им проект.
Во-вторых, условия для инвесторов, разнообразные особенности регионов, подробности налогообложения и прочие детали (включая и реестры инвестиционных объектов) многие годы публикуются самими регионами, в первую очередь – на официальных сайтах. Оттуда же эта информация простым копированием перекочует на «Инвестиционную площадку» - в чем тогда прорывность идеи? Или, в самом деле, наивный инвестор будет всерьез сравнивать белое с громким – условия в Магадане, скажем, с Новороссийском – и из этого сравнения принимать решения?
Наконец, создаваемая «площадка» - это всего лишь еще один (и, возьмусь предположить, довольно дорогостоящий) элемент инвестиционной политики «лежал Емеля на печи». Восемь лет назад я встречался с советником правительства Германии по прямым инвестициям Паулем Фишером. Тогда он приезжал в Россию, чтобы передать свой опыт, накопленный в работе с инвесторами в Китае, и довольно емко охарактеризовал различия в государственном подходе двух стран.
«Приход инвестора в Россию сейчас случаен, а государство ведет пассивную политику. Сидит и ждет. Пришел инвестор - государство оказывает какие-то сервисы, а потом про инвестора забывает, - констатировал доктор Фишер. – Не привыкли пока в России работать по-другому, это везде такая картина: и в Москве, Саратове или Екатеринбурге. Главное преимущество Китая – наличие стратегии в привлечении инвестиций, китайцы активно и планомерно этим занимаются. Во власти сидят образованные люди, которые умеют общаться, находить общий язык, устанавливать личные связи, а главное – постоянно работать с инвестором. Не только на этапе становления проекта, но – это очень важно – в последующий период сопровождают проект и помогают решать возникающие проблемы».
Фишер подчеркивал, что благоприятный налоговый режим – это, конечно, плюс, но не менее важен психологический фактор, фактор доверия и понимания. Печально, но восьмилетней давности оценка эксперта ни в малейшей степени не устарела до сих пор.
«Надо показать, что есть желание не только привлечь инвестора, но и долгосрочно с ним сотрудничать, - убеждал меня г-н Фишер. – В России люди, работающие с инвесторами, выглядят абсолютно немотивированными. Привлечение средств – это ведь и борьба, и игра. У вас же все выглядит так, будто люди занимаются этим по приказу, по принуждению. В Китае приезжает инвестор – его всюду приглашают, сопровождают, все улыбаются, наконец. Такой сервис, что запоминается навсегда, и потом хочется вернуться. Китай твердо отстаивает свои интересы, но при этом улыбается инвестору. Потому что понимает: без новейших технологий КНР проиграет в процессе глобализации. А Россия уже проигрывает».
«Сидим и ждем инвестора» - вот в эти слова и умещается вся суть планируемой «Инвестиционной площадки». Однако у СРО-сообщества неизбежно возникают и другие вопросы. «Для чего и для кого это делается? Сколько будет стоить это «мероприятие» и какая польза от него рядовым членам СРО? Очень похоже на попытку распила бюджета НОСТРОЙ», - выносит свой вердикт участник движения АнтиСРО Владимир Полозюк.
А что думаете вы?
Константин Горожанко