Человеку всегда было присуще желание заглянуть за горизонт. Да и в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью планирования своих действий с учётом возможного развития событий. В качестве инструментов прогнозирования нами используются различные виды анализа текущей ситуации: от высказываний ответственных лиц и использования данных Big data, до прозрений ясновидцев и расположения относительно друг друга куриных костей при проведении специальных ритуалов. Не ставя задачу подвергнуть сомнению ни один из вышеперечисленных методов, тем не менее хочу поделиться размышлениями относительно ближайшего будущего саморегулирования, учитывая текущие тренды и закономерности.
Только что закончился XII Всероссийский съезд НОСТРОЙ. Особенных неожиданностей он не принёс, почти все заявления ключевых для саморегулирования персон свидетельствуют о том, что внедрение в Градостроительный кодекс РФ изменений, предусмотренных 372-ФЗ, будет продолжено, несмотря на очевидные имеющиеся лакуны и широкие возможности для двойного толкования. Мало того, с ханжеством, достойным истинных последователей Игнасия Лойоллы и его ордена иезуитов, насаждается мнение, что эти лакуны должны заполнить неким единым внутренним духовным содержанием сами саморегуляторы.
Что ж, рассуждения о «духе» изменений оставим для идеологов. Практикам всё же больше интересно, каким трансформациям могут подвергнуться «три кита», на которых зиждется нынешняя реформа саморегулирования: «регионализация», «институт уполномоченных банков» и «компенсационный фонд ОДО».
В своей речи на Съезде и на последовавшем пресс-подходе вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак упомянул о возможности и даже желательности внесения на рассмотрение уже осенней сессии российского парламента законопроекта, облегчающего строителям возможность, не дожидаясь окончательного вступления в силу всех положений 372-ФЗ, осуществлять свою деятельность без обязательного членства в СРО. Правда о мерах, которые могли бы этому способствовать, сказано не было. По сути, де-факто Дмитрий Николаевич фактически согласился с тем, что 372-ФЗ ставившихся при его принятии задач не решит. И Правительство, в лице курирующего отрасль вице-премьера, готово к дальнейшей корректировке его положений.
Что-же собираются поменять в нынешней конструкции господин Козак и Ко? Вопрос с уполномоченными банками ясен, как Божий день. Принцип формирования двух компенсационных фондов тоже пока не подвергнется пересмотру. Нельзя также рассматривать в качестве серьёзной версии желание сократить для подрядных и субподрядных строительных организаций «ярмо барщины» (семь лет терпели и ещё полгода потерпят). Исходя из рассмотренных вариантов представляется, что чаяния отраслевых лоббистов от саморегулирования, всё-таки были с пониманием восприняты и услышаны в профильных отраслевых ведомствах и структурах, таких, например, как Росатом, Ростехнадзор и Минкомсвязь. И в этом есть своё здравое зерно, поскольку необходимость осуществления дополнительного контроля и надзора (тот же лифто- и кранопад) очевидна. Однако такой подход «затягивания гаек» вступает в противоречие с политикой, направленной на уменьшение затрат на содержание госаппарата, неоднократно озвученной Президентом РФ Владимиром Путиным, а также руководителями профильных ведомств. Определённым образом саморегулируемые организации, сформированные по отраслевому принципу и замкнутые на отраслевые ведомства, могли бы в большей степени нести на себе бремя расходов по контролю за соблюдением специализированных стандартов и правил, установленных в отраслях. Такое решение могло бы также «выпустить пар» и напряжение в самом НОСТРОЙ. Строительство слишком широко и слишком разнопланово для того, чтобы можно было его впихнуть в рамки регионального подхода.
Как всегда, до появления законопроекта структуры, лоббирующие его принятие, организуют публичное обоснование его необходимости. Как правило, с этой целью организуются круглые столы, сессии с участием отраслевых ведомств и общественных организаций. Эти мероприятия впоследствии широко освещаются бумажными и электронными СМИ. Сравнить это можно с артподготовкой перед решающим наступлением. И что же мы видим сейчас? Действительно, так и есть, подобные мероприятия уже анонсированы и должны пройти в самое ближайшее время.
Конечно же, первый блин комом – так «первой ласточкой» реотраслевизации должна стать раскритикованная на страницах сайта ЗаНоСтрой.РФ тенерифская совместная с ТПП конференция с участием столпов теоретического саморегулирования Константина Апрелева и Юрия Мхитаряна.
Однако помимо этого мероприятия 7 октября 2016 года в Москве в гостинице «Золотое Кольцо» (улица Смоленская, дом 5) состоится традиционное мероприятие СРО атомной отрасли – III Ежегодная научно-практическая Конференция «АТОМСТРОЙСТАНДАРТ-2016». Организаторами мероприятия выступают СРО атомной отрасли и Центр технических компетенций атомной отрасли (ЦТКАО). В мероприятии примут участие представители Госкорпорации «Росатом», АО «Концерн Росэнергоатом», РАН, МГСУ, Ростехнадзора, Росстандарта РФ и других структур. Сквозь заявленные темы для докладов красной нитью проходит необходимость работы по единым стандартам и требованиям, разработанным, в том числе, и при активном участии СРО в сфере строительства, проектировании и изысканий в атомной сфере. Поддержка же отраслевых ведомств в этом вопросе создаёт предпосылки для вынесения вопроса о необходимости сохранения отраслевых СРО из плоскости обсуждения в плоскость выработки законодательных норм, формирующих для отраслевиков свою нишу.
Наравне с атомщиками также заявляет о своей особости и специфичности отраслевая СРО лифтовиков, возглавляемая московским координатором НОСТРОЙ Иваном Дьяковым. Как уже говорилось выше, осенний кранолифтопад объективно способствуют сближению позиций НОСТРОЙ и Ростехнадзора по сохранению отраслевой СРО со своими профессиональными стандартами, объединяющей предприятия в сфере монтажа, ремонта и обслуживания лифтов.
Однако если в случае с «атомными» строителями и лифтовиками всё более-менее очевидно, то вот относительно нефтяников и газовиков, связистов и дорожников всё гораздо сложнее, поскольку отраслевые требования более размыты. Хотя несомненно, что в условиях новой саморегулируемой реальности после принятия 372-ФЗ становится всё более очевидным, что контроль за деятельностью своих членов превращается уже из пустой декларации во вполне материальную ответственность. И здесь объединение строителей по отраслевому принципу может действительно повлиять на качество и результаты работ.
Единственной интригой в ходе этих предварительных игр и законодательных инициатив является вопрос, в какой же форме будет закреплён отход от жёстких форм регионализации. Ведь есть опасение, что сквозь приоткрытую дверцу помимо отраслевых СРО смогут просочиться и саморегулируемые организации, построенные на межрегиональном принципе членства, являющие отраслевыми только на бумаге.