Разработанный Минстроем России проект «Стратегия инновационного развития строительной отрасли РФ до 2030 года» необходимо доработать – таков вердикт рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ. Вывод ожидаемый, так как ещё при обсуждении документа, было много высказано критических замечаний по содержательной части, а её идеологическая составляющая, откровенно пахла нафталином.
Констатация существующего, просто унизительного состояния отрасли в целом, не была оригинальной, а повторяла давно известные истины: «Медленно внедряются прогрессивные сборные конструкции заводского изготовления. Недостаточно применяются крупноблочные и крупнопанельные конструкции и облегчённые кирпичные кладки, отстаёт развитие заводского стандартного домостроения.
Жилищное строительство в сельской местности также отстаёт от потребностей, что является следствием неудовлетворительной организации сельского строительства и его слабой производственно-технической базой. Далеко не во всех колхозах имеются постоянные строительные бригады, мало создано межколхозных строительных организаций и предприятий...». Эта цитата из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР»!!!
Чем отличается современный вариант, от варианта полувековой давности?
Проект Стратегии констатирует: «Производительность труда в отрасли сохраняется на низком уровне, что обусловлено в первую очередь инертностью участников строительного рынка, низким спросом на инновации вследствие высокого спроса на жильё и загнанностью отраслевой науки. В отрасли отсутствуют современное отечественное программное и информационное обеспечение». Или ещё: «…расширение практики комплексного освоения территории, включая малоэтажную застройку, повышение энергоэффективности жилья, переход на новый уровень индустриального домостроения и применение типовых проектов, формирование цивилизованного рынка аренды жилья, включая муниципальное жильё, создание условий для внедрения инноваций и повышения производительности труда».
Однако раскрытие эти темы в Стратегии не получили…
Хотя в мире давно известны инструменты и способы инновационных преобразований, давно используются стимулирующие развитие способы, а мы всё изобретаем свой путь. Минстрой не пытается стать ведущим органом в отрасли, он констатирует и предполагает, но это не конструктивная позиция.
Постоянные перепалки с Минпромторгом России о роли отраслей в развитии «Заводских технологий» вводят в тупик все программы инновационных и технологических преобразований в строительстве.
Так, 10 июня 2016 года письмом в Государственную Думу № 21586-ОГ/07 за подписью заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олега Бетина было отмечено, что «согласно Правил подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года N 1636), эта область относится к компетенции Министерства промышленности и торговли РФ». Однако постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 года N 9 в пункт 3 внесены изменения, и это теперь зона ответственности Минстроя. Как это понимать?
Давно известно, что повышение эффективности строительства, внедрение инноваций, снижение затрат, повышение качественных характеристик, весь этот перечень достигается одним путём: перераспределением объёма работ между работами, выполняемыми в заводском цехе и работами на строительной площадке!
Из истории: «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 годы предусматривает создание в нашей стране новой отрасли промышленности – фабрично-заводского производства сборных жилых домов и стандартизации деталей для домостроительства» (Аркадьев М.А., «О жилищном строительстве в СССР, М., 1949 г., стр. 63).
Стратегия не делает акцент на смене формата строительства жилья, оставляя приоритет многоэтажной застройке, хотя Правительство неоднократно акцентировало внимание на развитии строительства малоэтажного жилья и ориентировало строителей на 70% от общего объёма. Без изменения стимуляции строительства «малоэтажки», без массовой, типовой застройки, задачу не решить. Ведь это самый главный инструмент снижения стоимости одного квадратного метра жилья, самый действенный и не требующий дополнительных затрат способ! Не надо строить эконом жильё, сокращая удобства и применяя второсортные материалы, надо правильно управлять ресурсами, создавая поточное производство и повышая качество и производительность труда! Вещи элементарные, но, увы, редко используемые.
В Стратегии фиксируется «применение саморегулирования», но пути развития этого института отсутствуют, что сегодня, более чем актуально, на фоне переживаемого кризиса.
Есть замечания, есть предложения, а значит, работа делается, перспективы отрасли и пути её развития формируются, что внушает оптимизм и надежду!