Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 18 октября 2016 в 08:49
1    13284

: Строительная отрасль «засиделась» на месте

Владимир Бондаренко
Разработанный Минстроем России проект «Стратегия инновационного развития строительной отрасли РФ до 2030 года» необходимо доработать – таков вердикт рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ. Вывод ожидаемый, так как ещё при обсуждении документа, было много высказано критических замечаний по содержательной части, а её идеологическая составляющая, откровенно пахла нафталином.

Констатация существующего, просто унизительного состояния отрасли в целом, не была оригинальной, а повторяла давно известные истины: «Медленно внедряются прогрессивные сборные конструкции за­водского изготовления. Недостаточно применяются крупноблочные и крупнопанельные конструкции и облегчённые кирпичные кладки, отстаёт развитие заводского стандартного домострое­ния.

Жилищное строительство в сельской местности также отстаёт от потребностей, что является следствием неудовлетворительной организации сельского строительства и его слабой производствен­но-технической базой. Далеко не во всех колхозах имеются по­стоянные строительные бригады, мало создано межколхозных стро­ительных организаций и предприятий...». Эта цитата из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР»!!!

Чем отличается современный вариант, от варианта полувековой давности?

Проект Стратегии констатирует: «Производительность труда в отрасли сохраняется на низком уровне, что обусловлено в первую очередь инертностью участников строительного рынка, низким спросом на инновации вследствие высокого спроса на жильё и загнанностью отраслевой науки. В отрасли отсутствуют современное отечественное программное и информационное обеспечение». Или ещё: «…расширение практики комплексного освоения территории, включая малоэтажную застройку, повышение энергоэффективности жилья, переход на новый уровень индустриального домостроения и применение типовых проектов, формирование цивилизованного рынка аренды жилья, включая муниципальное жильё, создание условий для внедрения инноваций и повышения производительности труда».

Однако раскрытие эти темы в Стратегии не получили…

Хотя в мире давно известны инструменты и способы инновационных преобразований, давно используются стимулирующие развитие способы, а мы всё изобретаем свой путь. Минстрой не пытается стать ведущим органом в отрасли, он констатирует и предполагает, но это не конструктивная позиция.

Постоянные перепалки с Минпромторгом России о роли отраслей в развитии «Заводских технологий» вводят в тупик все программы инновационных и технологических преобразований в строительстве.

Так, 10 июня 2016 года письмом в Государственную Думу № 21586-ОГ/07 за подписью заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олега Бетина было отмечено, что «согласно Правил подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года N 1636), эта область относится к компетенции Министерства промышленности и торговли РФ». Однако постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 года N 9 в пункт 3 внесены изменения, и это теперь зона ответственности Минстроя. Как это понимать?

Давно известно, что повышение эффективности строительства, внедрение инноваций, снижение затрат, повышение качественных характеристик, весь этот перечень достигается одним путём: перераспределением объёма работ между работами, выполняемыми в заводском цехе и работами на строительной площадке!

Из истории: «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народ­ного хозяйства СССР на 1946 – 1950 годы предусматривает создание в нашей стране новой отрасли промышленности – фабрично-завод­ского производства сборных жилых домов и стандартизации дета­лей для домостроительства» (Аркадьев М.А., «О жилищном строительстве в СССР, М., 1949 г., стр. 63).

Стратегия не делает акцент на смене формата строительства жилья, оставляя приоритет многоэтажной застройке, хотя Правительство неоднократно акцентировало внимание на развитии строительства малоэтажного жилья и ориентировало строителей на 70% от общего объёма. Без изменения стимуляции строительства «малоэтажки», без массовой, типовой застройки, задачу не решить. Ведь это самый главный инструмент снижения стоимости одного квадратного метра жилья, самый действенный и не требующий дополнительных затрат способ! Не надо строить эконом жильё, сокращая удобства и применяя второсортные материалы, надо правильно управлять ресурсами, создавая поточное производство и повышая качество и производительность труда! Вещи элементарные, но, увы, редко используемые.

В Стратегии фиксируется «применение саморегулирования», но пути развития этого института отсутствуют, что сегодня, более чем актуально, на фоне переживаемого кризиса.

Есть замечания, есть предложения, а значит, работа делается, перспективы отрасли и пути её развития формируются, что внушает оптимизм и надежду!


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии