Проблема жилья, это основная головная боль Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ сегодня. Это – показатель, который определяет уровень его работы. Направления по решению данной проблемы определены и заявлены, есть и программные документы, принятые Правительством РФ и озвученные Президентом страны. Одним из таких направлений является увеличение объёмов строительства жилья, в малоэтажном формате.
Эффективность такого строительства заложена в применении технологий заводской готовности домокомплектов и в больших объёмах типового строительства. Если многоэтажный формат строительства жилья уже давно привлекателен для бизнеса, так как это городская застройка, где покупательная способность населения намного выше, то регионы и сельские территории не могут привлечь застройщиков выгодными проектами. Именно, там требуются усилия Минстроя по организации комплексного строительства в больших объёмах, что позволит применять индустрию нового поколения и наладить поточное строительство современного малоэтажного жилья и инфраструктурных объектов высокого качества, по доступной цене.
Однако действия Минстроя в этом направлении не системны и не логичны. Вот и предложенная Публичная Декларация целей и задач Минстроя на 2016 год, таких мероприятий не декларирует. Все шесть ключевых целей, так или иначе, связаны со строительством многоэтажного жилья, где есть уже промышленные центры и налажена работа строительных организаций, где и без участия Минстроя есть результаты. Для регионов и сельских территорий остаются «дикие» бригады или «самострой», что сопровождается строительством жилья неудовлетворительного качества и отсутствием перспективы развития. Без проведения специальных мероприятий и разработки новых регламентов, без организации отношений Государства и бизнеса, в регионы не придёт современная индустрия, а малоэтажное строительство жилья, так и останется на низком уровне.
Проблема жилья обостряется, и конца этому процессу не видно. Не буду перечислять факторы, влияющие на это, остановлюсь на главном. По моему мнению, Государство не осознаёт свою роль в этом процессе. Минстрой, как инструмент, реализации Государственной политики в вопросе обеспечения жильём народа, ждёт, а её, как таковой, в этом вопросе нет. Хотя Декларации на эту тему присутствуют: «Каждый гражданин РФ имеет право на жильё». 40 статья Конституции РФ, а согласно статьи 2 Федерального Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», граждане имеют право на жилище. «Это право обеспечивается путём предоставления жилья в домах государственного, муниципального жилищного фонда. На условиях договора найма, аренды, либо путём приобретения жилья в частную собственность».
Основы отношений Государства и народа прописаны, но нет действий. Региональные власти сетуют на отсутствие денег,
Минстрой занят законами и регламентами отношений с регионами, а жильё стареет, разваливается, дорожает, и растут тарифы по его содержанию. В стране сложная экономика, Государство пишет программы, пытается финансировать, по остаточному принципу, но всё ли делается в организационном плане.
Строительство в «топовых» городах России, это не жильё для народа, это дорого, да и не весь народ живёт в городах. Ипотека, хороший финансовый инструмент, но не для всех, им может воспользоваться только малая часть населения. Но именно эти направления сегодня на слуху, именно они подаются как основные, обеспечивающие решение проблемы жилья.
Но 20 – 25 процентов населения, это не весь российский народ! Бодрые отчёты по росту объёмов строительства жилья радости не добавляют. Особенно не понятны доклады министра Минстроя России по росту строительства жилья в 2015 году и цели достижения ипотеки по сумме один триллион рублей. Основное строительство ведётся в крупных годах, и часть его не заселяется, почему оно входит в отчёт, как достижение Минстроя? Это вложенные капиталы в недвижимость, для их сохранения и приумножения.
Да, у нас сложное соотношение доходов граждан и стоимости жилья. При таком соотношении трудно решать жилищную проблему, но почему не используются проверенные инструменты, которые применялись и применяются в других странах, а родились в России? Начало заводского или мануфактурного домостроения находится в России. При Иване Грозном, город Свияжеск был построен, из заранее подготовленных домокомплектов, в течение одного лета. Самое большое применение «Заводское домостроение» получило в годы первых пятилеток, когда мы строили больше всех быстросборного жилья. Сегодня «Заводское домостроение» без государственного присмотра, так как Минстрою России это не по профилю, а Минпром России занимается только строительными материалами, куда не относятся домокомплекты. Вот так, направление, которое может обеспечить строительство современного, качественного, дешевого жилья, не имеет внимания Государства. Могут опять сказать, что это задача бизнеса, но без регламентов, ГОСТов, типовых решений это сделать сложно, а, во-вторых, заводское домостроение эффективно при строительстве больших поселений, а не посёлков в 50 – 200 домов. Где подводка коммуникаций, дорога и инфраструктура, сделают это жильё золотым. Надо строить жилые комплексы в тысячи малоэтажных домов, куда сами придут организации обслуживания и содержания. А если вспомнить русские общины и их жизненный уклад, вот вам и Жилищные Накопительные Кооперативы, и способ решать проблему платёжеспособности. Ведь это прообраз Строительных Сберегательных Касс Европы, так успешно работающих по решению проблемы жилья.
Это всё организационные мероприятия, реализация которых может существенно сдвинуть решение проблемы жилья, и всё это при минимальных затратах. Кто должен инициировать такие преобразования, если не Минстрой? Однако десяток писем в адрес этого ведомства с предложениями, вызывают раздражение и ответы – отписки. Да и реакция других ветвей власти не оригинальна и конструктивизмом не отличается.
Может, ждут, что проблема рассосётся?