В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в каждой НКО (в том числе и в НОСТРОЙ) должен быть самостоятельный баланс или Смета. Теоретически возможно отсутствие Сметы при наличии самостоятельного баланса (бюджета организации), но на практике Смета доходов и расходов (далее – Смета) обязательна для подтверждения целевого использования полученных целевых средств и подтверждения этого факта перед налоговыми органами.
Иными словами, во избежание налоговых последствий для НКО законодатель предусмотрел наличие сбалансированной по доходам и расходам Сметы доходов и расходов.
Согласно требованиям налогового законодательства, использование не по целевому назначению имущества (в том числе и денежных средств), результатов работ, услуг, полученных в рамках целевых поступлений, целевого финансирования (за исключением бюджетных средств) признается внереализационным доходом налогоплательщика в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного и уголовного законодательства РФ.
Отсутствие сбалансированной Сметы по единообразной величине доходов и расходов является одним из условий возникновения налоговых рисков, в частности – применения налога на прибыль.
Таким образом, необходимость составления, утверждения и исполнения Сметы доходов и расходов, содержащей подписи руководителя и главного бухгалтера организации с расшифровкой даты составления, обусловлена налоговым и гражданским законодательством РФ.
Более того, без составления Сметы доходов и расходов достоверное заполнение утвержденной Приказом Минфина России от 22.07.2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» формы №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» в состав ежегодной бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций не представляется возможным.
Во избежание судебных споров с фискальными органами целесообразно составлять Смету доходов и расходов таким образом, чтобы по окончании налогового периода не оставалось неиспользованных остатков целевых средств. По окончании этого периода необходимо составлять отчет об исполнении Сметы в той же форме, в которой она предварительно была утверждена высшим коллегиальным органом управления НКО.
Утверждение Сметы на предстоящий финансовый год без утверждения итогов деятельности предыдущего года неприемлемо. При этом отчет о деятельности за предыдущий финансовый год должен быть представлен к утверждению по форме, утвержденной к исполнению. Такая практика будет способствовать укреплению бюджетно-финансовой дисциплины НКО.
Вместе с тем, отсутствие нормативных документов, закрепляющих Порядок, сроки составления и исполнения Сметы доходов и расходов, способствует усилению налоговых и финансовых рисков НКО.
В представленном проекте Регламента не закреплены источники возникновения затрат, иными словами – доходов (целевых поступлений). Тогда как Перечень доходов, относимых к целевым поступлениям, определен Налоговым кодексом РФ и является закрытым. Так, к целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся:
- осуществленные в соответствии с законодательством РФ о НКО вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ;
- имущество, переходящее НКО по завещанию в порядке наследования (пп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ);
- суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности НКО (пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ);
- средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ);
- совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов (пп. 5 п. 2 ст. 251 НК РФ);
- использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям (пп. 7 п. 2 ст. 251 НК РФ);
- имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности (пп. 11 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Как видно, в Перечне источников отсутствует такой источник как «дефицит»!
Таким образом, во избежание налоговых рисков и судебных тяжб НКО обязана утвердить прозрачный Регламент составления и исполнения Сметы доходов и расходов. На основании этого Регламента следует сформировать «доходную часть» сметы исключительно из обозначенного НК РФ перечня источников.
Также в п.3.1 Регламента необходимо расшифровать целевые показатели, обозначенные в Градостроительном кодексе в соответствии с п.8 ст.55.20:
«…8. Основными функциями Национальных объединений саморегулируемых организаций являются:
1) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
3) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
4) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;
5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов;
6) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида, и осуществление выплат из него в соответствии с настоящим Кодексом».
Владимир Кобзаренко