Обсуждение и поиск решения проблемы коммерциализации вызвали огромный резонанс и множество комментариев на сайт ЗаНоСтрой.РФ. К сожалению, разговор в значительной части выступлений вместо попытки найти конструктивные решения ушел в переход на личности и критиканство. Между тем, сегодня профессиональному сообществу нужно сначала собрать воедино все возможные варианты решений и лишь потом уже пускать в ход критику, выбирая лучшее и отсеивая малопродуктивные идеи.
К этому и хочется призвать коллег. Я суммировал все свои предложения, высказанные в ходе дискуссии, и передаю их для использования и для обсуждения на сайте. Отдаю себе отчет, что часть моих предложений могут восприниматься как «революционные», есть спорные идеи, а есть вообще не воспринимаемые частью нашего «сообщества». Однако что-то конкретное надо делать, иначе этот карточный домик рухнет.
Итак, какие шаги необходимы, чтобы победить «гидру коммерциализации» саморегулирования и неправомерной выдачи (продажи) свидетельств о допуске к выполнению работ в строительстве?
Предлагаю следующий комплекс мер и решений:
1. Формирование СРО по субъектам Федерации, как и сформирована Россия. Это даст уменьшение коммерциализации СРО минимум на 50-60% и позволит лучше организовывать работу и взаимодействие с заказчиками, властными, контрольными и надзорными органами. Будет более понятна роль НОСТРОЙ. Сегодня все межрегиональные СРО – маленькие НОСТРОЙ, а из-за организационных вопросов повторяются проблемы лицензирования. Формирование СРО вне границ субъекта противоречит нормам ФЗ-315 и нормам логики организации некоммерческих партнёрств.
2. Отказ от электронных аукционов в закупках в строительстве имеет ещё и политическое значение в части развития и укрепления саморегулирования в строительстве. Одной из основных причин «торговли» или недобросовестной выдачи свидетельств о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов, являются именно электронные аукционы, для участия в которых достаточно лишь представить «порой ничего не значащую бумажку», которая имеет форму свидетельства. При этой системе заказчикам запрещено (возможно, специально) представлять реальную квалификацию специалистов и рабочих, финансовую устойчивость организации и их реальный опыт работы в качестве описания объекта закупок, проектную и рабочую документацию (а это уже на грани абсурда и преступления), что уже предопределяет неэффективное использование выделяемых бюджетных средств.
Только реальная предквалификация участников закупок в строительстве кардинально изменит ситуацию и с коммерциализацией саморегулирования, и пресечёт фактически преступную деятельность недобросовестных и коммерческих СРО строителей, как сейчас это будет происходить с изыскателями и с проектировщиками, у которых будут двухэтапные торги.
Это даст реальное снижение коммерциализации минимум на 50%.
3. Необходимо принять логичное решение, что исключение члена саморегулируемой организации из СРО означает его полное исключение из системы саморегулирования и лишение его руководителя и собственника прав заниматься строительной деятельностью на срок до двух лет. Такого строителя не имеет право принять никакая СРО, как и включённых в реестр недобросовестных поставщиков. Если исключает члена какая-то СРО, это означает, что по таким же причинам его исключили и все остальные СРО. Иначе какая-то насмешка, и это развращает саморегулирование.
Мы не знаем примера, когда исключённый член саморегулируемой организации оспорил решение СРО в суде. Значит, он не должен быть принят нигде. Если какая-то СРО приняла такое решение, нужен жёсткий спрос с гендиректора и всех членов Правления СРО и принудительное лишение строителя уже этого допуска без разбирательства по сути. Исключённое СРО может оспорить в суде только исключение из СРО. Лишение свидетельства после неправомерного его принятия не может им или этим СРО быть оспоренным.
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
4. Добровольный выход из СРО строителей равнозначен добровольному отказу от строительной деятельности. Срок нового возобновления этой деятельности – не менее одного года, при этом руководители не лишаются прав организовать другую компанию и заниматься строительной деятельностью. Необходимо учитывать, что СРО формируются по субъектным признакам.
5. Полная информационная открытость НОСТРОЙ через его сайт. Информационное пространство СРО и НОСТРОЙ должно замыкаться на НОСТРОЙ. Т.е. он обязан вести интегрированные реестры, например:
а) Обобщённый реестр информационной открытости по всем пунктам, прописанным в законе и в Приказе Минэкономразвития (ФЗ №113) по горизонтали и по всем СРО по вертикали. На этом сайте проставлять индекс или место каждой саморегулируемой организации в рейтинге СРО строителей по этому показателю.
б) Обобщённый реестр количества членов СРО (по каждому СРО) и величине компенсационного фонда с определением средней величины на одного члена СРО. Опять рейтинг СРО и красная линия, ниже которой СРО по количеству членов менее 100 и по средней величине КФ на одного члена менее 300 тыс. рублей, а жёлтая линия – ниже которой величина КФ на одного члена менее средней величины КФ всех СРО за минусом ниже 300 тысяч.
в) Реестр всей переписки НОСТРОЙ с органами власти и управления (исх. и вх. - ответы).
г) Реестр переписки НОСТРОЙ со СРО, т.е., с членами НОСТРОЙ.
д) Реестр всех судебных дел НОСТРОЙ.
е) Реестр всех аттестованных специалистов членов СРО с привязкой к строительным организациям и СРО.
ж) Полный интерактивный реестр всех строительных организаций всех СРО строителей с возможностью их группировки по субъектам Федерации, по СРО, по алфавиту и по другим признакам.
з) Возможно и другие реестры информации.
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
6. Установить максимальное количество членов СРО строителей, чтобы аппарат СРО мог его нормально обслуживать и исполнять все необходимые функции (например, до 600 членов).
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
7. Разработать и утвердить стандарт совместной работы нескольких СРО строителей (сколько их есть в субъекте) в одном субъекте Федерации между собой и с органами власти, управления, контроля и надзора всех уровней субъекта.
То же стандарт СРО строителей, проектировщиков и изыскателей в одном субъекте Федерации по работе между собой и с органами власти, управления, контроля и надзора всех уровней субъекта.
8. Законом или стандартом саморегулирования необходимо ввести обязательные квалификационные требования как к специалистам строительной организации для получения Свидетельства о допуске к работам, так и к членам органов управления СРО и НОСТРОЙ, таких как:
а) Генеральный директор СРО – высшее строительное образование и стаж работы не менее 10-15 лет.
б) Руководитель контрольного отдела СРО – высшее строительное образование и стаж работы не менее десяти лет.
в) Инспекторы контрольного отдела – строительное образование. С высшим – стаж работы не менее пяти лет, со средне-техническим – стаж не менее семи лет.
г) Члены Правления СРО (руководители строительных организаций, члены партнёрства) – высшее строительное образование, стаж работы не менее десяти лет.
д) Подобные требования и к руководителям коллегиального исполнительного органа Национального объединения строителей, а также к руководителям комитетов НОСТРОЙ. Весьма жёсткие требования (высшее образование и стаж не менее 15 лет в строительстве) для президента и вице-президентов НОСТРОЙ.
е) Такие же требования должны быть к руководителям департаментов и управлений НОСТРОЙ.
ж) Должны быть понятные и разумные квалификационные требования ко всем работникам Аппарата НОСТРОЙ.
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
Если мы сами себя уважаем, мы не должны допускать, чтобы в Совете Национального объединения строителей (и тем более – в исполнительном органе) присутствовали и принимали решения (или влияли на их принятие) не строители, а люди, которые никогда не занимались строительством.
Из этого и вырастает коммерциализация саморегулирования, так как многие занимались тем же самым и при лицензировании. Надоело! Надоела гнилая практика НОСТРОЙ и то, что за четыре года эта проблема – коммерциализация саморегулирования в строительстве – так и остается без решения.
Система лицензирования просто перетекла в выдачу свидетельств при переходе на саморегулирование. Поэтому никакого саморегулирования в строительстве сейчас нет.
Строительное сообщество сейчас не имеет никакого веса или значения для Минрегиона и других министерств и ведомств. Мы как строители, как саморегулируемое строительное сообщество ни одного решения не можем провести через коридоры власти и управления (тот же обновленный приказ №624, вопросы закупок в строительстве, изменения в Градостроительном кодексе и пр.), а также вопросы РТН.
Саморегулирование состоялось только для коммерческих СРО и для кормящихся около них. И это ужасно и печально.
Если НОСТРОЙ не решит все вопросы строителей в ФЗ-44 (закупки в строительстве) и в отношениях между заказчиками, подрядчиками и субподрядчиками, тогда можно сказать, что прошедшие четыре года потеряны для строителей и необходимо всё начинать сначала.
Если я не прав, то, уважаемые коллеги, скажите, в чём именно и что нам необходимо делать дальше? Нам и всем строителям вокруг нас?
9. Конечно же важно, чтобы в стандарте саморегулирования «Организация коллегиального органа управления СРО (Правления) и осуществления его работы» в самом Правлении более половины численности его членов были руководителями малого бизнеса и не менее 25% численности – представители среднего бизнеса (годовой оборот от 400 млн до 1 млрд рублей). Это хоть как-то будет соответствовать реальному удельному весу компаний малого и среднего бизнеса в партнерствах, и это тоже очень важно.
Это даст снижение коммерциализации минимум на 20%.
10. Важно, чтобы в коллегиальных руководящих органах СРО и НОСТРОЙ было максимальное количество руководителей чистых подрядчиков (работающие по договору) и минимум руководителей компаний-застройщиков. В противном случае интересы именно подрядчиков, которые работают только по свидетельствам о допусках в соответствии с перечнем работ по Приказу №624, мало интересует и Правление СРО и коллегиальный орган управления НОСТРОЙ – Совет.
Зачастую эти руководители просто не знают интересов строителей-подрядчиков, а смотрят на них как заказчики. И тогда возникает своеобразный конфликт интересов.
Это даст снижение коммерциализации минимум на 20%.
11. Эффект коммерциализации саморегулирования укрепляется и некорректной организацией самой структуры управления Национального объединения строителей. Это зашло далеко, но не понимается и не воспринимается руководством исполнительного органа НОСТРОЙ. Только по этой причине имеем реально 15-20% коммерциализации саморегулирования в строительстве.
Приведенные мной проценты снижения коммерциализации, конечно же, нельзя суммировать – они могут поглощаться или корректироваться в зависимости от комплекса принимаемых мер. Однако уверен, что при выполнении всех описанных требований феномен коммерциализации саморегулирования будет практически уничтожен.
Валерий Мозолевский