Уважаемые коллеги! Нужно принять все необходимые меры, чтобы не повторить ужасы правоприменения электронных аукционов при закупках в строительстве. Этот метод торгов пустил в распыл большинство строительных организаций малого и среднего бизнеса. Они теряли квалификацию и основные средства (строительное оборудование, квалифицированные кадры, технологии). Единственный критерий – цена – деквалифицировал технических заказчиков, особенно на муниципальном уровне. Качество и безопасность стремительно снижаются, и последствия этого уже сейчас сказываются по всей стране.
В муниципалитетах практически все объекты дешевле 500 млн рублей. Решением, заложенным в проекте постановления правительства, будет заложен крах строительного комплекса в регионах России, а о его развитии не может быть и речи.
При этом зарплаты строителей стремительно падают. Во многих (если не в большинстве) регионах сейчас зарплата строителей ниже, нежели в других отраслях, не говоря уже о бюджетниках. Скоро квалифицированный строитель будет раритетом и исключением, так как снижение НМЦ контракта более 10% несовместимо с исполнением проектного решения и с выплатой достойной зарплаты строителям. Не напрасно в регионах набор на строительные факультеты вузов проблематичен. Укомплектование специалистами служб заказчика в среднем 60-70%, такая же комплектность строительных организаций. О проектных организациях сейчас вообще разговор отдельный. Необходимо поднять реальную востребованность квалифицированного персонала специалистов и рабочих. В том числе, и особо – через квалификационные требования в закупках. Это важный и реальный рычаг.
Как показал неудавшийся опыт с ФЗ-94, электронные аукционы в строительстве не способствуют и не требуют квалифицированных кадров специалистов и рабочих, не требуют новой технологии и применения новой техники или современных материалов. Эта технология при закупках в строительстве весьма коррупционно ёмкая и способствует сговорам и критическому снижению качества и безопасности. На этой технологии выросли схемы сговоров участников торгов через электронных посредников или с использованием электронных роботов.
В интернете полно предложений от «фирм», за 3,5% от НМЦ практически гарантирующих победу на аукционах со снижением цены максимум на 5%. Сейчас появились подобные «специалисты» и регионального масштаба. И это – порождение электронных аукционов. Такой бандитизм необходимо прекратить и перевести закупки в строительстве на общемировые принципы. Необходимо прекратить опыты на строителях – это уже опасно.
Задача закупок – эффективное использование бюджетных средств, а не безответственное снижение стоимости объектов по принципу «чем хуже (дешевле) – тем лучше». При этом непонятно, как можно выполнить требования Градостроительного кодекса и технических регламентов – выполнять работы в соответствии с проектной документацией? Ведь только это обеспечивает безопасность и качество объектов.
Необходимо учесть, что изыскания, проектирование и строительство, реконструкция или капитальный ремонт объектов – это взаимосвязанные и взаимозависимые процессы инвестиционно-строительной деятельности. Строительство – это завершающий и самый тяжелый этап, связанный с реальной опасностью для строителей и окружающих.
В ФЗ-44 уже определено, что торги на изыскания и проектирование будут проходить через двухэтапные конкурсы. Из этого следует, что завершающий этап инвестиционно-строительного процесса также должен проходить по конкурсным процедурам, но ни в коем случае не по процедурам закупок биржевых товаров (как памперсы, порошки, автомобили и прочее). В ФЗ-223 все закупки в строительстве выведены из электронных аукционов. И это правильно.
Нам необходимо вернуть строительную отрасль в разумные рамки выбора подрядчика, а не выбора наименьшей цены. Такого безответственного подхода, как у нас, нет больше ни в одной стране мира.
Считаю возможным закупки строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов стоимостью до 60 млн рублей вести на открытых конкурсах. До 3 млрд рублей – на двухэтапных конкурсах (с предквалификацией), а более 3 млрд рублей – на конкурсах с ограниченным участием. Закупки строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов являются особо сложными и не являются закупками биржевого товара.
Контракт заключается не на покупку или на поставку товара, а на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт конкретного объекта капстроительства. Для этого выбираются не поставщики, а подрядчики.
До настоящего времени в России не разработан закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд в соответствие со статьей 768 Гражданского Кодекса РФ. И этот факт также указывает, что закупки в строительстве выходят за рамки ФЗ-94 и ФЗ-44.
Практически во всех странах мира есть специальные законы о закупках в строительстве. Считаю, что в России на этом этапе необходимо готовить отдельное постановление правительства РФ для регулирования закупок в строительстве и ни в коем случае не допустить возврата электронных аукционов при осуществлении закупок в строительстве.
Убедительно прошу на всех уровнях влияния поддержать такую позицию комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве. Мы готовы участвовать на любых совещаниях по рассмотрению этого вопроса и в любое удобное время.
Валерий Мозолевский