Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 23 июля 2013 в 08:49
0    44414

: Рекомендации по информационной открытости СРО вскоре станут обязательными требованиями

Константин Горожанко

Всего за один день, 22 июля, широкие круги СРО-сообщества узнали сразу две важные вещи об одном вопросе. Во-первых, Минэкономразвития вот-вот закончит общественное обсуждение приказа, конкретизирующего требования к раскрытию информации саморегулируемыми организациями. О том, что флажок на часах министерства упадет всего через десять дней, сообщил на нашем сайте и в письме коллегам гендиректор СРО «Сахалилнстрой» Валерий Мозолевский.

Во-вторых, он же вскоре дополнил свое сообщение ответом, полученным из недр Минэконома: да, сроки обсуждения заканчиваются, но самого приказа в природе не существует. То есть общественность может критиковать, высказывать замечания и предложения, оценивать «регулирующее воздействие» - только это пока разговор беспредметный, а проект документа не готов даже в черновике.

Однако едва понедельничное солнце перевалило за зенит, как история с проектом министерского приказа получила развитие. Почти одновременно на сайтах НОСТРОЙ и НОИЗ был размещен текст рекомендаций, подготовленных по итогам месячной давности парламентских слушаний в Госдуме на тему «Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли».

И на сегодня, за девять дней до окончания открытого Минэкономразвития общественного обсуждения, эти рекомендации остаются единственным документом, ряд положений которого, по всей видимости, и ляжет в основу будущего приказа, касающегося всех без исключения организаций, занятых в строительном саморегулировании.

Итак, какими же будут требования по раскрытию информации, предъявляемые к СРО? Оставим в стороне долгие преамбулы и отсылки к законам (о самом свежем из них – ФЗ №113 от 7 июня – мы не раз писали на нашем сайте), не будем повторяться про штрафные санкции и разъяснять элементарные термины, а перейдем к сути подзаконного акта, каким и станет приказ Минэконома. Что же и как именно должны предавать гласности саморегулируемые организации, каким образом они превратятся в «прозрачные» общественные структуры?

По мнению участников парламентских слушаний, СРО обязаны публиковать на своем сайте в интернете:

Общие сведения

а) наименование и структура саморегулируемой организации, место ее нахождения, адрес электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов;
б) сфера деятельности саморегулируемых организаций;
в) устав некоммерческой (саморегулируемой) организации, решение о присвоении статуса саморегулируемой организации;
г) копии свидетельств о:
- включении некоммерческой организации в государственный реестр юридических лиц;
- постановке на учет в налоговом органе (индивидуальный налоговый номер);
д) информация о структуре и компетенции органов управления СРО, о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, о лице, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа управления СРО; сведения о руководителях постоянно действующего коллегиального и исполнительного органов управления СРО, его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе, за рубежом при их наличии (фамилии, имена, отчества, адреса электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов);
е) решения, принятые уполномоченными органами управления саморегулируемой организации;
ж) указание сайта органа надзора за деятельностью СРО и сайта национального объединения саморегулируемых организаций.

Сведения о членах СРО

а) наименование члена СРО, адрес его местонахождения, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, ИНН, адрес сайта в сети интернет (при наличии), контактный телефон;
б) дата начала осуществления профессиональной или предпринимательской деятельности (дата выдачи свидетельства о членстве в СРО, дата выдачи свидетельства о допуске к работам или дата выдачи иного документа, разрешающего осуществлять деятельность), сведения о приостановлении, возобновлении или прекращении действия свидетельства о допуске к работам;
в) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член СРО имеет свидетельство о допуске;
г) максимальный размер возможного возмещения из средств компенсационного фонда вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности;
г) максимальный размер возмещения страховой организацией вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности, по договору страхования, реквизиты страхового полиса или договора страхования (дата, номер, наименование страховой организации, ее ИНН и ОГРН);
д) информация о проведенных проверках члена СРО (дата проведения проверки и вид: плановая или вне плановая), состав выявленных нарушений (при их наличии);
е) информация о случаях нарушения качества работ, услуг, выявленных после окончания выполнения работ, или услуг в гарантийный период или в срок исковой давности;
ж) информация о примененных мерах дисциплинарного воздействия к члену СРО, и по каким основаниям;
з) информация о судебных исках СРО к члену и члена к СРО, а также исках, поданных саморегулируемой организацией в интересах своих членов.

Информация о деятельности саморегулируемой организации

а) порядок подачи документов и приема в члены СРО, порядок выдачи свидетельства о членстве в СРО или свидетельстве о допуске к работам, или иного документа СРО;
б) требования к членству в СРО и к выдаче свидетельств о допуске к работам;
в) реестр членов саморегулируемой организации (ведется в установленном порядке с учетом требований к составу и структуре содержащейся в нем информации);
г) порядок прекращения (приостановления) членства в СРО, порядок лишения свидетельства о допуске к работам;
д) о порядке проведения и принятия решений органами управления саморегулируемой организации (в т.ч. положения об этих органах);
е) порядок формирования компенсационного фонда СРО, его размещения, порядок выплаты средств из компенсационного фонда, размер сформированного компенсационного фонда на определенную дату (например, на первое число квартала), информация о составе и стоимости имущества компенсационного фонда, о фактах осуществления выплат и об основаниях таких выплат;
ж) порядок страхования гражданской ответственности членов СРО (в том числе, требования к сумме страхового покрытия и страховым организациям, а также к содержанию договора страхования);
з) порядок проведения контрольных мероприятий в отношении своих членов СРО (основание, порядок назначения проверки, виды проверок, назначение лиц для проведения проверки, итоги проведения проверки, действия должностных лиц по итогам проверки);
и) порядок применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО (основание, процедуры дисциплинарного производства, перечень мер, действия должностных лиц СРО по итогам принятия решения о применении мер дисциплинарного воздействия);
к) положение о раскрытии информации, устанавливающее порядок обеспечения информационной открытости деятельности СРО и ее членов;
л) порядок разработки стандартов и правил СРО (процедура, орган, порядок утверждения), сведения о принятых документах;
л) порядок подачи и рассмотрения жалобы на действия члена СРО и ответ на жалобу;
м) порядок принятия решений СРО по возмещению вреда (ущерба, убытков и т.д.), причиненного недостатками выполненных работ;
н) порядок возмещения причиненного вреда (ущерба, убытков и т.д.).
о) о созданном при СРО третейском суде, о его деятельности;

Документированная информация о деятельности СРО с обеспеченным доступом надзорных органов

а) финансово-экономическая деятельность СРО (смета расходов, заключение аудиторской и ревизионной комиссии, бухгалтерская отчетность за последние пять лет и др.);
б) анализ деятельности своих членов (порядок сбора СРО отчетности и представление ее членами СРО, перечень информации, используемой при анализе деятельности членов СРО, порядок проведения анализа и порядок его использования и раскрытия, сводный итоговый анализ деятельности членов СРО);
в) сводная информация о текущей деятельности СРО (количество и основания проведенных проверок, примененных мер дисциплинарного воздействия, поступивших вопросов от потребителей, членов СРО, государственных органов и органов по надзору за деятельностью СРО, и ответы на них);
г) о выполненных мероприятиях по устранению выявленных органом надзора нарушениях;
д) о судебных разбирательствах, в которых участвует саморегулируемая организация;
е) о документах третейского суда, объеме исполнения вынесенных им решений, содержании третейской оговорки;
ж) о взаимодействии СРО и органов государственной и муниципальной власти (экспертные заключения на нормативные правовые акты, соглашения, жалобы и письма), в том числе, при защите прав членов СРО;
з) о проведенных органом надзора за деятельностью СРО проверках, и решениях, принятых на основании таких актов.

Как видим, вопрос о наличии сайта саморегулируемой организации даже не обсуждается – это обязательное первейшее требование. Удивляют при этом постоянные оговорки об указании (при наличии) адресов электронной почты. Это, простите, как? Сайт есть, выделен специальный домен, а основного средства электронной обратной связи может и не быть? Странно, если учесть, что на дворе XXI век.

Примечательно появление в рекомендациях понятия «документированная информация». Под этим определением авторы подразумевают размещение официального документа в электронном виде с наличием особого реквизита – электронной цифровой подписи. Таким образом – хотят этого СРО или нет, готовы или еще не очень – электронная подпись приходит в саморегулирование, мало того – она становится обязательной при размещении на сайте СРО материалов, определенных как «документированная информация».

Если вышеперечисленные пункты являются обязательными к публикации на сайтах саморегулируемых организаций, то в остальном творчество СРО может оставаться практически не ограниченным. Так, по мнению авторов рекомендаций, было бы логично и полезно размещать на сайтах СРО позицию руководителей организации по злободневным вопросам саморегулирования и строительства, информацию о проводимых выставках, семинарах, симпозиумах, благотворительных мероприятиях и т.д., а также информацию об ограничении прав СРО и ее должностных лиц.

Востребована также будет информация о проводимых торгах на строительство, реконструкцию и капремонт, а также о предложениях членов СРО по заключению возможных контрактов на строительство. Словом, при желании и должной фантазии всякая СРО сможет превращать свой сайт в широкопрофильный информационный портал. Однако все это уже в виде произвольной программы и при условии, что четыре обязательных раздела полностью заполнены актуальными данными.

В Минэкономразвития признают, что в нынешней практике раскрытия информации СРО полно нарушений, а установленные требования «соблюдаются не в полном объеме». Причин этому в министерстве видят целых три:

1) отсутствие в законодательстве четких формулировок о составе, структуре и объеме подлежащей размещению документированной информации СРО (добавим от себя – а разве не для этого создается соответствующий приказ?);
2) коммерциализация саморегулирования отдельными управленцами СРО или стоящими за их спиной темными личностями, которым невыгодно правильно и полно раскрывать информацию о деятельности СРО;
3) отсутствие действенного контроля за деятельностью как СРО, так и их национальных объединений со стороны государственных органов надзора и контроля.

Однако оптимисты Минэкономразвития полагают, что эти факторы не только не свидетельствуют о невозможности прозрачности отечественного саморегулирования, но наоборот – «подчеркивают возможность, важность и необходимость построения такой системы».

А далее в рекомендациях слушаний появляется загадочная формулировка, реализация которой, вероятно, еще влетит СРО-сообществу в немалую копеечку: «Должен быть создан такой информационный ресурс, в котором вся многоуровневая структура информации будет доступна и легко анализируема».

Иначе говоря, вы, специалисты саморегулирования, создавайте свои сайты, приводите их в соответствие требованиям, финансируйте сайты Национальных объединений, но готовьтесь, что придется раскошелиться еще и новый информационный ресурс, который волшебным образом всё объединит в единое целое.

Тут же следует расшифровка, которая, на мой взгляд, не только не вносит ясность, но наоборот донельзя запутывает в беспорядочный клубок все благие намерения разом: «Определение единого порядка создания и ведения официальных сайтов саморегулируемых организаций, установление единых требований к объему и порядку предоставления саморегулируемой организацией информации о своей деятельности, при условии интеграции с информационными системами «Государственные услуги» и «Открытое Правительство», позволит обеспечить автоматическое получение всей необходимой информации о деятельности саморегулируемой организации в оперативном режиме, проводить на ином качественном уровне контрольные мероприятия органами надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в режиме «онлайн», получать необходимые статистические и аналитические данные с целью выработки государственной политики в различных отраслях экономической деятельности, а также построения и укрепления долговременных экономических связей между различными добросовестными субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности как в нашей стране, так и за рубежом». Конец цитаты.

При каком условии интеграции? Каким образом могут быть интегрированы сайты (зачастую созданные на самодеятельном уровне, буквально на коленке) в Барнауле, Петрозаводске, Орле и Якутске? Что там и как будет автоматически с них получаться, какой надзор за всеми сразу в режиме «онлайн», а также долговременные связи за рубежом? Хочется сказать: ребята, умерьте свои фантазии! Если у министерства залежались неосвоенные десятки миллиардов на информационные прожекты, то ради бога – выстраивайте свою тотальную интеграцию и скрещивайте, условно говоря, уссурийского тигра с псковским снетком. Но что-то подсказывает, что этот проект века планируется претворить в жизнь за счет СРО. И потому хотелось бы услышать и нам, и полезно это будет знать в Минэкономе: как СРО-сообщество оценивает такие затеи, и нужны ли в принципе саморегулированию подобные мегапроекты?

Участники слушаний пришли к выводу, что при подготовке ко второму чтению изменений в Градостроительном кодексе ряд вопросов раскрытия информации потребует определенных уточнений. В частности, предполагается учесть следующее:

1) Под принципами открытости деятельности СРО следует понимать:
а) размещение информации саморегулируемой организации по уникальному адресу страницы сайта в интернете;
б) обеспечение беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации неограниченному кругу лиц.
При этом будет запрещено ограничение доступа к информации СРО, в том числе путем специальной регистрации пользователей, запросами паролей, требованиями специфических идентификаторов сведений и пр.
2) закрепить за организацией, объединяющей СРО конкретной сферы профессиональной и (или) предпринимательской деятельности, права (а в сфере обязательного саморегулирования – обязанности) принятия корпоративных документов - стандартов деятельности саморегулируемых организаций и их национальных объединений по вопросам информационной открытости.
3) В целях повышения эффективности ответственности за нарушение требований раскрытии информации о деятельности СРО установить следующий алгоритм ответственности:
а) при первичном нарушении (неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении) СРО обязанностей по раскрытию информации наступает административная ответственность в виде штрафа;
б) повторное в течение календарного года нарушение (неисполнение и(или) ненадлежащее исполнение) СРО обязанностей по раскрытию информации влечет наложение административного наказания в виде штрафа в двукратном размере по отношению к первому случаю;
в) неоднократное (более двух) в течение календарного года нарушение (неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение) СРО обязанностей по раскрытию информации должно являться наказанием в виде лишения некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации.
Обратим ваше внимание, что многократные нарушения требований по раскрытию информации сможет привести к ликвидации статуса СРО – и такую норму планируется закрепить в Градостроительном кодексе. Так что вопрос прозрачности деятельности для СРО перестает быть третьестепенным.
4) Отразить необходимость и целесообразность ведения саморегулируемыми организациями реестров регламентов (перечень которых должен быть нормативно определен), регулирующих деятельность и определяющих взаимоотношения в СРО.
Основным в системе реестров должен стать единый реестр членов СРО, указывается в рекомендациях парламентских слушаний. Целью ведения единого реестра должно стать предоставление расширенной информации о членах СРО и их деятельности, позволяющей обеспечить репутационное соперничество как среди субъектов предпринимательской и(или) профессиональной деятельности, так и среди СРО. «Ведение такого реестра предусматривается как единая точка раскрытия информации, что позволит обеспечить полноту, своевременность и оперативность, как раскрытия информации, так и получения такой информации потребителями различных категорий, включая государственных и муниципальных заказчиков. Координацию и мониторинг за ведением такого реестра должно осуществлять национальное объединение саморегулируемых организаций на базе норм, установленных нормативным документом, принятым высшим органом управления такого национального объединения саморегулируемых организаций», - витиевато поясняют авторы документа.
5) Учитывая, что информационная открытость СРО невозможна без информационной открытости деятельности органов по надзору за деятельностью СРО, возложить на органы по надзору за деятельностью СРО обязанность по своевременному (в срок не более десяти дней со дня получения информации) размещению в реестре СРО копий предписаний об устранении нарушений законодательства саморегулируемыми организациями, а также копий документов о применении мер административной ответственности в отношении СРО.

Завершается пространный документ парламентских слушаний собственно рекомендациями, адресованными различным ветвям власти:

1. Госдуме и Совету Федерации:
1.1. В приоритетном порядке рассматривать законопроекты, направленные на совершенствование деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и национальных объединений саморегулируемых организаций соответствующего вида в целях усиления ответственности, контроля и надзора за их деятельностью для эффективной реализации задач, предусмотренных законодательством.
1.2. Обеспечить в период осенней сессии 2013 года рассмотрение во втором и третьем чтениям проект федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства).

2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Ускорить подготовку и внесение в Госдуму поправок правительства к проекту Федерального закона №50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства) с учетом настоящих рекомендаций.
2.2. Организовать системное информационное взаимодействие с органами государственного надзора для оценки выполнения СРО положений ст.5513 – 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации, анализа и выявления системных причин аварий и происшествий на объектах капитального строительства.
2.3. Принять меры по усилению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и за ведением реестра указанных организаций.
2.4. Создать при участии национальных объединений строительной отрасли систему постоянного мониторинга исполнения СРО норм градостроительного законодательства и саморегулирования в части информационной открытости.
2.5. Обеспечить, в том числе с участием национальных объединений строительной отрасли, создание открытой системы информационного взаимодействия участников градостроительной деятельности, для формирования в установленном законом порядке соответствующих информационных ресурсов и предоставления информации о саморегулируемых организациях.
2.6. Обеспечить подготовку Министерством экономического развития Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего утверждение требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций.

От себя же я тоже хотел бы добавить некоторую рекомендацию или, скорее, пожелание тем терпеливым читателям, что все-таки продрались сквозь толщу цитируемых выше канцелярских формулировок до конца текста.

Уважаемые специалисты, профессионалы саморегулирования! Не сомневаюсь, что большинству из вас не составит труда уложиться в любые требования закона о раскрытия информации СРО и приказов Минэкономразвития. Главная проблема мне видится не в этом. Настоящая прозрачность в работе подразумевает, что все участники процесса – главным образом, строители и специалисты СРО – общаются на одном, всем доступном человеческом языке. Просмотрите еще раз приведенные цитаты из рекомендаций парламентских слушаний. Прочитайте сам документ. Насладитесь формулировками вроде «официальное озвучивание позиций политики деятельности саморегулируемой организации руководством саморегулируемой организации». Поэзия, не правда ли?

Раскрытие информации, честность и чистота возможны, на мой взгляд, только тогда, когда смысл (или его отсутствие) не упаковывается в чудовищное нагромождение пустых казенных слов. Давайте даже о самых сложных вещах говорить друг с другом просто и понятно!

Константин Горожанко

Рекомендации парламентских слушаний на тему «Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли»

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии