Используя пропедевтику, практические навыки применения существующего «отраслевого» законодательства, формирования, учёта и контроля компенсационных фондов саморегулируемой организации (далее – КФ СРО), новелл, касающихся компенсационного фонда возмещения вреда (КФ ВВ) и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО), при наличии критического мышления, используя диалектику и логику, а так же знания о разнице между инструментами, организационными механизмами и предметами, объектами и субъектами, различие между методами, методиками и методологиями, предлагаю взглянуть на правовое положение «средств компенсационных фондов», равно как бухгалтерский и налоговый учёт этих самых средств (далее – средств КФ).
Возможно, сильно не удивлю, но до сей поры должной правовой регламентации КФ СРО нет.
Парадокс заключается в том, что средства КФ СРО:
1) юридически являясь собственностью некоммерческой организации, имеющей статус СРО,
2) фактически такой собственностью не являются!
Ни в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее – ГрК РФ), ни в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) не установлены нормы, определяющие особый режим в отношении компенсационных фондов СРО.
Именно обстоятельства, описываемые ниже, в совокупности или отчасти привели к негативным тенденциям и дискредитации системы саморегулирования в строительстве.
И здесь хочется отметить, что данный текст подготовлен именно вниманию должностных лиц, в том числе ответственным за финансовый учёт и отчётность организации (бухгалтерам), так и как собственно руководителям некоммерческих организаций, имеющих статус СРО, несущих бремя административной и уголовной ответственности.
В целях обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведённых ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, СРО, руководствуясь своим Законом, обязана формировать КФ. К сожалению, с начала действия этой нормы никаких инструктивных и методических документов по бухгалтерскому и налоговому учёту этих средств законодатель не предусмотрел. Само понятие «учёт средств компенсационного фонда» не было закреплено в действующем законодательстве. Ситуация не сильно изменилась и с выходом масштабных изменений в ГрК РФ, связанных с введением в действие федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ (далее – ФЗ-372).
Сведения о размере и составе средств КФ для многих потребителей работ и услуг, членов СРО, несмотря на предпринятые законодателем меры об информационной открытости СРО, не стали прозрачными и доступными. Тогда как, имущество СРО формируется за счёт открытых и прозрачных источников, указанных в части1 статьи12 федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – 315-ФЗ).
Бухгалтерский учёт СРО в целом аналогичен бухгалтерскому учёту других хозяйствующих субъектов, то есть СРО в обязательном порядке ведут бухгалтерский учёт и сдают бухгалтерскую отчётность, поскольку такая обязанность установлена пункте1 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. «О бухгалтерском учете»1 (далее – 402-ФЗ).
До настоящего времени вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения средств КФ разъяснялись лишь отдельными письмами Министерства финансов России, имеющими неоднозначный правовой статус, причём регламентированы лишь общие правила учёта процентов по договорам депозитного вклада и правила учёта ценных бумаг (всецело защищая интересы кредитных учреждений). Другими словами: существующая урегулированность инструктивными документами Министерства финансов «присутствует не в полном объёме».
Здесь стоит заметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их регистрации (утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009), письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
С полным текстом статьи можно ознакомится перейдя по этой ссылке
Основные выводы:
Законодателем до сих пор не закреплён за средствами КФ особый режим в форме «фондов общественных финансов».
Вследствие того, что изначально правовое положение средств КФ СРО (в том числе бухгалтерский и налоговый учёт) должной правовой регламентации не получил, а вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения средств КФ разъяснялись лишь инструктивными письмами, имеющими неоднозначный правовой статус, в совокупности привело к путанице в бухгалтерском учёте этих средств, способствовало проявлению негативных тенденций и дискредитации системы саморегулирования в строительстве.
Действующим законодательством в случаях обнаружения фактов несоответствия данных бухгалтерского учёта с фактическим наличием средств КФ, предусмотрены отдельные виды ответственности должностных лиц, в том числе уголовная.
Руководитель СРО в отличие от главного бухгалтера, несёт ответственность за все сферы деятельности организации, и чаще главного бухгалтера привлекается к административной и уголовной ответственности, поскольку именно его решения являются для организации определяющими.
Вследствие того, что изначально правовое положение средств КФ СРО (в том числе бухгалтерский и налоговый учёт) должной правовой регламентации не получил, а вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения средств КФ разъяснялись лишь инструктивными письмами, имеющими неоднозначный правовой статус, в совокупности привело к путанице в бухгалтерском учёте этих средств, способствовало проявлению негативных тенденций и дискредитации системы саморегулирования в строительстве.
Действующим законодательством в случаях обнаружения фактов несоответствия данных бухгалтерского учёта с фактическим наличием средств КФ, предусмотрены отдельные виды ответственности должностных лиц, в том числе уголовная.
Руководитель СРО в отличие от главного бухгалтера, несёт ответственность за все сферы деятельности организации, и чаще главного бухгалтера привлекается к административной и уголовной ответственности, поскольку именно его решения являются для организации определяющими.
Предложение:
Национальному объединению НОСТРОЙ в соответствии с частями 3 и 8 статьи 55.20 ГрК РФ:
– разработать проект нормативно-правового документа, закрепляющего за средствами компенсационных фондов СРО строительного комплекса особый режим в форме «фондов общественных финансов»;
– обратиться в Минстрой России и Минфин России для санкционирования разработки и утверждения нормативного правового документа, регулирующего бухгалтерский учёт средств компенсационных фондов СРО строительного комплекса.
– разработать проект нормативно-правового документа, закрепляющего за средствами компенсационных фондов СРО строительного комплекса особый режим в форме «фондов общественных финансов»;
– обратиться в Минстрой России и Минфин России для санкционирования разработки и утверждения нормативного правового документа, регулирующего бухгалтерский учёт средств компенсационных фондов СРО строительного комплекса.