Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 31 августа 2016 в 08:51
19    17019

: Учёт средств КФ и ответственность должностных лиц СРО стройкомплекса

Владимир Кобзаренко
Из прошлого, большинство из нас отвечали на вопросы, например, по работе Ленина В. И. «Государство и революция»: «Учёт и контроль – вот главное, что требуется для… правильного функционирования первой фазы коммунистического общества». И хорошо помним этот лозунг «Учёт и контроль!» («Как организовать соревнование»). К сожалению, вольно или не вольно, здравый смысл превратился в моралитэ (фр. moralité) или проще – приобрёл анекдотическую формулу: «Социализм это строжайший учёт, и контроль за учётом, и надзор за контролем, и проверка надзора, и анализ проверки, и ревизия анализа, и наблюдение за ревизией. Так и работайте, товарищи! В. Ленин». Именно поэтому, используя такую аллегорию, обосновывают отказ от бумажных носителей (ну не хочется людям «плодить бумажки-отчёты») и переходить на электронные носители (которые имеют свойство неожиданно выходить из строя)…

Используя пропедевтику, практические навыки применения существующего «отраслевого» законодательства, формирования, учёта и контроля компенсационных фондов саморегулируемой организации (далее – КФ СРО), новелл, касающихся компенсационного фонда возмещения вреда (КФ ВВ) и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО), при наличии критического мышления, используя диалектику и логику, а так же знания о разнице между инструментами, организационными механизмами и предметами, объектами и субъектами, различие между методами, методиками и методологиями, предлагаю взглянуть на правовое положение «средств компенсационных фондов», равно как бухгалтерский и налоговый учёт этих самых средств (далее – средств КФ).

Возможно, сильно не удивлю, но до сей поры должной правовой регламентации КФ СРО нет.

Парадокс заключается в том, что средства КФ СРО:

1)​ юридически являясь собственностью некоммерческой организации, имеющей статус СРО,

2)​ фактически такой собственностью не являются!

Ни в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее – ГрК РФ), ни в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) не установлены нормы, определяющие особый режим в отношении компенсационных фондов СРО.

Именно обстоятельства, описываемые ниже, в совокупности или отчасти привели к негативным тенденциям и дискредитации системы саморегулирования в строительстве.

И здесь хочется отметить, что данный текст подготовлен именно вниманию должностных лиц, в том числе ответственным за финансовый учёт и отчётность организации (бухгалтерам), так и как собственно руководителям некоммерческих организаций, имеющих статус СРО, несущих бремя административной и уголовной ответственности.

В целях обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведённых ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, СРО, руководствуясь своим Законом, обязана формировать КФ. К сожалению, с начала действия этой нормы никаких инструктивных и методических документов по бухгалтерскому и налоговому учёту этих средств законодатель не предусмотрел. Само понятие «учёт средств компенсационного фонда» не было закреплено в действующем законодательстве. Ситуация не сильно изменилась и с выходом масштабных изменений в ГрК РФ, связанных с введением в действие федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ (далее – ФЗ-372).

Сведения о размере и составе средств КФ для многих потребителей работ и услуг, членов СРО, несмотря на предпринятые законодателем меры об информационной открытости СРО, не стали прозрачными и доступными. Тогда как, имущество СРО формируется за счёт открытых и прозрачных источников, указанных в части1 статьи12 федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – 315-ФЗ).

Бухгалтерский учёт СРО в целом аналогичен бухгалтерскому учёту других хозяйствующих субъектов, то есть СРО в обязательном порядке ведут бухгалтерский учёт и сдают бухгалтерскую отчётность, поскольку такая обязанность установлена пункте1 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. «О бухгалтерском учете»1 (далее – 402-ФЗ).

До настоящего времени вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения средств КФ разъяснялись лишь отдельными письмами Министерства финансов России, имеющими неоднозначный правовой статус, причём регламентированы лишь общие правила учёта процентов по договорам депозитного вклада и правила учёта ценных бумаг (всецело защищая интересы кредитных учреждений). Другими словами: существующая урегулированность инструктивными документами Министерства финансов «присутствует не в полном объёме».

Здесь стоит заметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их регистрации (утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009), письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
 
С полным текстом статьи можно ознакомится перейдя по этой ссылке
 

Основные выводы:

Законодателем до сих пор не закреплён за средствами КФ особый режим в форме «фондов общественных финансов».

Вследствие того, что изначально правовое положение средств КФ СРО (в том числе бухгалтерский и налоговый учёт) должной правовой регламентации не получил, а вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения средств КФ разъяснялись лишь инструктивными письмами, имеющими неоднозначный правовой статус, в совокупности привело к путанице в бухгалтерском учёте этих средств, способствовало проявлению негативных тенденций и дискредитации системы саморегулирования в строительстве.

Действующим законодательством в случаях обнаружения фактов несоответствия данных бухгалтерского учёта с фактическим наличием средств КФ, предусмотрены отдельные виды ответственности должностных лиц, в том числе уголовная.

Руководитель СРО в отличие от главного бухгалтера, несёт ответственность за все сферы деятельности организации, и чаще главного бухгалтера привлекается к административной и уголовной ответственности, поскольку именно его решения являются для организации определяющими.

Предложение:

Национальному объединению НОСТРОЙ в соответствии с частями 3 и 8 статьи 55.20 ГрК РФ:
– разработать проект нормативно-правового документа, закрепляющего за средствами компенсационных фондов СРО строительного комплекса особый режим в форме «фондов общественных финансов»;
– обратиться в Минстрой России и Минфин России для санкционирования разработки и утверждения нормативного правового документа, регулирующего бухгалтерский учёт средств компенсационных фондов СРО строительного комплекса.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии