Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 23 мая 2013 в 19:11
0    43234

: ЖКХ останется без саморегулирования. Строители следующие?

Константин Горожанко

В период «межсъездовского» затишья, пока Национальные объединения СРО на время снизили градус внутренних разборок, в решение проблем отрасли активно вмешалась федеральная власть. Прошедшее во вторник совещание у вице-премьера Дмитрия Козака должно стать тревожным сигналом для российского саморегулирования.

Обсуждавшийся на совещании законопроект о лицензировании деятельности управляющий компаний в сфере ЖКХ, казалось бы, не имеет прямого отношения к строительной отрасли. Но разрабатываемые в правительстве принципиальные решения в ближайшем будущем затронут не только жилищное хозяйство.

Как пишет «Коммерсант», основывающийся на информации собственных источников, в ходе обсуждения у вице-премьера идея лицензирования рынка ЖКХ получила поддержку представителей Минэкономразвития и администрации президента.

В недрах Госдумы, тем временем, готовится уже ко второму чтению другой законопроект – предусматривающий повышение ответственности управляющих компаний через введение обязательного саморегулирования в сфере жилищного хозяйства. Будущий закон вызвал острые дискуссии в среде профессионалов, при этом многие специалисты (в том числе и член Экспертного клуба ЗаНоСтрой.РФ Андрей Миронюк) практически не сомневались, что саморегулирование в ЖКХ – это лишь вопрос времени. Однако прозвучавшее и одобренное на совещании у Дмитрия Козака предложение о лицензировании, выдвинутое рабочей группой по проблемам ЖКХ при правительстве РФ, ставит крест на перспективах создания системы саморегулирования в этой отрасли, и думский законопроект теперь почти гарантированно будет отправлен в мусорную корзину.

Разработчики из правительственной рабочей группы прямо называют лицензирование в ЖКХ альтернативой саморегулированию, и тут никакого простора для толкований не остается. Вдоволь насмотревшись на склоки и конфронтацию в Национальных объединениях сферы строительства, правительство приходит к неизбежному выводу о низкой эффективности саморегулирования и необходимости усиления роли государства на рынке. В публикации же «Коммерсанта» опыт саморегулирования строителей вообще характеризуется как «неудачный».

Как следствие, фактический отказ правительства от введения саморегулирования, вероятнее всего, получат и застройщики. Перспективы создания Ассоциации (или Национального объединения) застройщиков жилья обсуждаются с марта этого года, когда на Российском инвестиционно-строительном форуме с соответствующей инициативой выступил Леонид Казинец. С того времени процесс объединения застройщиков не сильно продвинулся, и даже если эта организация все-таки будет сформирована, функционал ее, судя по всему, окажется много скромнее того, что задумывался идеологами проекта. По крайней мере, к такому выводу нас подталкивают решения все того же федерального правительства.

Так, не дождавшись саморегулирования застройщиков (или утратив веру в его потенциал), Минрегионразвития начинает сооружать параллельный механизм «взаимного страхования», направленный, прежде всего, на преодоление проблем в долевом строительстве. При этом, как пишет «Коммерсант», в министерстве всерьез обсуждаются и «способы получить контроль над строительным саморегулированием как таковым».

Напомним, что поставленная главой государства задача по улучшению позиций России в международном рейтинге Doing Business по-прежнему актуальна, и Национальным объединениям СРО отводилась в ней значительная роль. Однако прогресс в этом направлении явно меньше ожидаемого: со 120-го места в 2012 году Российская Федерация продвинулась лишь на восемь позиций, тогда как президент Владимир Путин обозначил ориентиром для правительства на 2015 год 50-е место в рейтинге.

Вполне вероятно, что федеральная власть не станет дожидаться взрыва активности от погруженных во внутренние разборки деятелей Национальных объединений СРО, а предпочтет решать проблему самостоятельно – путем лицензирования, директив и тотального госконтроля над строительной отраслью, закрыв, тем самым, все эксперименты с саморегулированием.

Говорить о полном разочаровании правительства в системе саморегулирования, наверное, преждевременно, но поводов всерьез задуматься СРО-сообществу уже более чем достаточно. В немалой степени судьба всего саморегулирования в строительстве оказалась сейчас в руках членов рабочей группы, созданной в НОСТРОЙ и занимающейся реформированием Национального объединения.

Результаты работы группы Опекунова – Петрова сегодня не слишком заметны ни СРО-сообществу, ни, тем более, властным структурам. По словам члена рабочей группы, президента СРО НП «Сфера-А» Ильи Константинова, реформаторы «пока не имеют единого мнения о том, что должно быть конечным результатом их усилий», а сроки принятия решений по итогам работы группы могут быть перенесены с сентября этого года на февраль или даже октябрь 2014 года.

Устроят ли такие темпы федеральную власть – большой вопрос. Мы призываем профессионалов саморегулирования высказать свои соображения по этому поводу в Экспертном клубе ЗаНоСтрой.РФ, а также принять участие в открытом на сайте голосовании и дать свою оценку – что, по вашему мнению, означает отказ от саморегулирования для застройщиков и управляющих компаний в сфере ЖКХ?

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии