Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 26 октября 2016 в 08:51
59    16008

: Гамбургер? Хачапури? – Нет! Дайте что-нибудь своё, региональненькое…

Алексей Барсов
Интересные вещи порой узнаёшь, начав чуть глубже изучать какой-нибудь уже хорошо перекопанный и, казалось бы, очевидный вопрос. В процессе ознакомления с зарубежным опытом, связанным с разрешительной деятельностью в строительной отрасли не перестаю совершать маленькие открытия. И совсем в ином свете начинают восприниматься аргументы сторонников или противников нынешних трендов в саморегулировании. На этот раз хочу поделиться своими соображениями и рассмотреть особенности деятельности разрешительной системы ещё двух зарубежных стран. С некоторых пор на внешнеполитической арене они выступают в качестве союзников. Впрочем, некорректно было бы говорить о них, как о равных стратегических партнёрах. Речь идёт о Грузии и… Соединённых Штатах Америки.

Почему же именно эти две страны стали предметом этой статьи я поясню ниже в разделе ВЫВОДЫ.

США

Итак, США. В этой стране регулирование профессиональной деятельности проектировщиков и строителей осуществляется посредством лицензирования и аттестации персонала. История лицензирования в США насчитывает более ста лет. Первая американская лицензия была выдана в 1907 году в штате Вайоминг. К началу пятидесятых годов прошлого века законодательно лицензирование было установлено во всех штатах страны. Лицензирование осуществляется и регулируется профильным правительственным органом каждого отдельного штата – регистрационными коллегиями. Коллегии создаются по видам профессиональной деятельности и могут объединять родственные специальности. К примеру, архитекторов и дизайнеров интерьеров или изыскателей и инженеров-строителей. Члены коллегии назначаются, как правило, губернатором штата из числа лицензированных профессионалов, рекомендованных профессиональными обществами и ассоциациями штата. В состав коллегии также вводится представитель общественности для представления интересов потребителей услуг специалистов, регулируемых данной коллегией. Помимо выдачи лицензий и регистрации архитекторов, проектировщиков и изыскателей коллегии осуществляют ведение реестра выданных лицензий.

Порядок лицензирования профессиональной деятельности изыскателей и проектировщиков в США является одной из самых строгих в мире. Получение профессионального образования и прохождение производственной практики не является достаточным условием для выдачи лицензии. Соискателю также требуется сдать серию экзаменов, которые по сложности значительно превышают уровень студенческих экзаменов, сдаваемых в период обучения в высшем профессиональном учебном заведении. Лицензия является свидетельством того, что лицензиат закончил специализированное учебное заведение; обладает достаточным практическим опытом, приобретенным под наблюдением лицензированного архитектора или инженера и успешно сдал экзамен по специальности. Таким образом, лицензия является подтверждением профессиональной пригодности специалиста для оказания архитектурных или инженерно- проектных услуг в области строительства.

В отличие от лицензирования, аккредитация персонала не является обязательным разрешительным инструментом. Её назначение заключается в документальном подтверждении соответствия профессиональных человеческих ресурсов квалификационным требованиям в какой-либо узкоспециализированной области. Также аккредитация играет существенную роль в установлении уровня и размера оплаты специалистов в зависимости от его специализации и опыта практической работы. Разница в оплате аккредитованного и не аккредитованного специалиста в среднем составляет порядка 1/3 или 2000-2500 долларов США.

Непосредственно для проектных организаций, функционирующих в форме юридического лица действует механизм регистрации профессиональной деятельности. Регистрация производится уполномоченными учреждениями исполнительной власти штатов и имеет двухступенчатую систему. Первая ступень характеризуется заявительным порядком, и регистрация строительной компании осуществляется на общих основаниях Секретарём штата. Для регистрации проектной компании требуется согласование регистрационной коллегии о наличии в штате лицензированных специалистов. Регистрация второй ступени требует, чтобы 2/3 владельцев проектного предприятия были профессиональными архитекторами, инженерами или изыскателями, имеющими соответствующую лицензию. Руководителем предприятия – который осуществляет каждодневное управление производственной деятельностью предприятия – обязательно должно быть лицо, имеющее архитектурную или инженерную лицензию штата, в котором производится регистрация предприятия. Если проектное предприятие имеет филиалы, в каждом филиале должен работать хотя бы один лицензированный архитектор. Перерегистрация производится каждые два года. С регистрируемого предприятия взимается небольшой регистрационный сбор.

Важной особенностью функционирования строительного комплекса является, обусловленное законодательной самостоятельностью субъектов федерации наличие своего строительного кодекса в каждом штате. И несмотря на то, что до сих пор активно идут процессы по их гармонизации, это обстоятельство и обуславливает то, что лицензия инженера, проектировщика и в особенности архитектора являются действительными исключительно на территории того, штата где они выданы. Справедливости ради стоит отметить, что в отдельных случаях между штатами заключаются специальные соглашения об их взаимном признании на своих территориях, но этот факт конечно не является определяющим.

Специалисты полагают, что высокий уровень коррупции, имеющий место быть в строительном комплексе США, как раз укоренился и существует по сию пору именно благодаря существованию запутанных и зачатую противоречащих друг другу норм технического регулирования в каждом штате. Процесс гармонизации строительных норм базирующийся на парацентрическом нормировании запущенный в начале 2000-х во многом тормозится из-за различных финансовых возможностей штатов. Словом, говорить о том, что в США существует какая-то идеальная модель техрегулирования не приходится, но приемлемое качество работ всё же достигается за счёт жёсткой системы лицензирования специалистов и контроля за соблюдением ими требований.

ГРУЗИЯ

Моё любопытство по отношению к Грузии совсем не случайно. Бывшая союзная республика, когда-то входившая в состав СССР, получила в наследство примерно тот же самый свод норм и правил, что и Российская Федерация. И примерно такой же набор сопутствующих проблем в строительной отрасли. И если мы в какой-то момент пошли по пути введения отраслевого саморегулирования, под влиянием экспертов ВТО, прежде всего из стран ЕС, то Грузия оказалась при проведении реформ целиком под влиянием заокеанских экспертов. Кроме того, она является первым государством на территории постсоветского пространства, где была предпринята попытка внедрения норм технического регулирования полностью по сценариям, предложенным международными, в первую очередь экспертами из США. Реформы, развернувшиеся в Грузии, начиная с 2005 года носили ярко выраженный антикоррупционный характер. А своей целью ставили либерализацию предпринимательской деятельности в сфере строительства. С учётом нехватки финансов и отсутствия собственных разработчиков разработка новых технических нормативов произведена путём адаптации для Грузии международных, глобальных и зарубежных, преимущественно американских технических нормативов. В этой работе, продолжающейся и по сию пору Правительство страны делает ставку на привлечение средств частных инвесторов и государственной помощи США. При полном отсутствии внятного плана, надо признать, что безусловно реформирование системы технического регулирования оказало положительное влияние на отрасль, в первую очередь уничтожив административные барьеры и сведя коррупцию к минимуму.

До 2005 года лицензирование профессиональной деятельности проектировщиков и строителей в Грузии было обязательным. Однако с введением в действие Закона No 1775 «О лицензиях и разрешениях» от 24 июня 2005 года, эти виды деятельности не подлежат лицензированию. Принятие закона было обусловлено не только антикоррупционной политикой грузинского Правительства, но и практически полным отсутствием в стране какой-либо стройной системы, которая позволяла бы объективно оценивать уровень профессиональной квалификации специалистов строительных специальностей.

Оказание проектных и подрядных услуг в настоящее время производится только на основе государственной регистрации предприятий, дающей право осуществлять предпринимательскую деятельность. Естественно, в рамках регистрации предпринимательской деятельности профессиональная квалификация субъектов предпринимательства проверке не подлежит. В долгосрочной перспективе отсутствие такого механизма является существенным фактором профессиональной деградации отечественных специалистов и ведёт к снижению конкурентоспособности местных кадров. Ситуация с низким качеством отечественных трудовых ресурсов также усугубляется тем, что с переходом учебного процесса на государственный язык, значительно снизился уровень подготовки выпускников высших и средних специальных учебных заведений.

Недостаточная квалификация местных специалистов заставляет многих инвесторов в строительной отрасли полагаться практически целиком на услуги иностранных инженеров и рабочих. В результате, неспособность профессионального образования готовить трудовые ресурсы требуемой квалификации и нежелание работодателей использовать трудовые ресурсы, не обладающие требуемой квалификацией, создаёт замкнутый круг.

ВЫВОДЫ

Подводя итог своему исследованию, хочется, как это ни странно звучит, поблагодарить тех, кто участвовал в двухтысячных годах в разработке проекта реформы, за то, что они всё-таки не последовали в полной мере советам новомодных заграничных экспертов в том числе и представлявших ВТО. Всё же благодаря их позиции у нас сохранилась и продолжает формироваться система именно российского техрегулирования, с учётом особенностей и специфики нашей страны. Ведь сравнение процедур и регламента организации допуска к проведению строительных работ в двух этих странах, а также анализ задач, стоящих перед службами, отвечающими за техническое регулирование, очередной раз подчёркивает тот давно известный факт, что в отношениях с другими странами США придерживаются политики двойных стандартов. И рекомендации заокеанских светил и европейских гуру, в своё время подаривших России систему саморегулирования, ни их собственный опыт, не должны восприниматься, как истина в последней инстанции, или панацея, призванная излечить российский строительный комплекс.

Вместе с тем, нельзя не отнестись скептически и к нынешней тенденции регионализировать отрасль, растащив её по субъектам. Такой подход приведёт к созданию ещё больших административных барьеров на местах, создавая предпосылки к удушению и сдерживанию развития строительной сферы. Перетащив на себя функции допуска на рынок субъектов строительной деятельности и контролируя на местах реестры специалистов (которые, впрочем, ещё только предстоит создать), следующим шагом может стать создание своих нормативов технического регулирования, другим словами своих маленьких региональных градкодексиков. И если в США и странах Европейского Союза такая система сложилась исторически, в том числе и исходя из широких прав и полномочий отдельного штата или государства, а также по причине доминирующей роли частного капитала, то для России в силу уклада её экономики и государственного устройства этот путь неприемлем в принципе. Россия уже проделала тот путь, к которому ещё только стремится Америка, она уже имеет свой единый, для всей федерации Градостроительный кодекс. Так зачем же нам пытаться брать на вооружение, то, от чего другие отказываются.

Исходя из оценки опыта других стран успешных и не очень, можно в очередной раз констатировать, что в первую очередь повышению качества строительства и внедрению новых технологий будет способствовать только персональная ответственность архитекторов, проектировщиков и инженеров. Реализовать это можно через создание профессиональных ассоциаций и союзов, контролируемых именно федеральными органами власти, через унифицированные системы непрерывного образования. Сохранится или нет саморегулирование у нас в стране, или его сменит какая иная форма разрешительной деятельности не так уж принципиально, в конечном счёте. Важнее другое, пока мы все тут рассаживаемся по регионам и решаем вопросы сохранности компенсационных фондов, взаимоотношений с руководителями субъектов и национальных объединений по-прежнему происходят аварии, строятся некачественные объекты по некачественным проектам и гибнут люди. А ответственных за это как не было, так и нет.
 
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии