Тот факт, что требования к включению физических лиц в Национальный реестр специалистов, равно как требования к обеспеченности членов СРО специалистами из НРС, являются трудновыполнимыми и обременительными можно считать общепризнанным.
Не секрет, что изначально требования к стажу лиц, необходимому для их включения в НРС, были установлены без детальной проработки или попросту «взяты с потолка» с прицелом на их корректировку в процессе применения на практике.
Предложения о снижении этих требований успели прозвучать с трибун Окружных конференций СРО практически во всех федеральных округах. Накануне XV Всероссийского съезда строительных СРО они были поддержаны Экспертным советом НОСТРОЙ. Звучали такие предложения и в выступлениях представителей СРО на самом Форуме (однако, так и не были поставлены на голосование). Вопрос о необходимости снижения требований неоднократно ставился комитетом по строительству Общероссийской общественной организацией «Опора России». Совсем недавно предложения о снижении требований материализовались в законопроекте, внесённом в Государственную Думу РФ от лица Государственного Собрания Республики Мордовия.
Казалось бы, во исполнение функций, возложенных на НОСТРОЙ пунктами 2 и 3 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ, Дирекции Нацобъединения надлежало обобщить предложения предпринимательского сообщества и в консолидированном виде донести их до уполномоченных федеральных органов государственной власти и Аппарата Правительства Российской Федерации.
Хотели, как лучше?
Есть основания предполагать, что предложения предпринимательского сообщества не вдохновили Дирекцию НОСТРОЙ. А потому ею было принято решение о проведении собственного анализа целесообразности снижения требований к включению в НРС.
Результаты анализа ожидаемо не совпали с позицией предпринимательского сообщества. Своим пониманием вопроса Дирекция поделилась в нашумевшей публикации, размещённой 9 октября этого года на официальном сайте Национального объединения под директивным заголовком «15.225 членов СРО следует проверить на соответствие требованиям законодательства в первую очередь».
Основным аргументом против снижения требований послужил тот выявленный Дирекцией факт, что в этом случае (цитирую): «льгота охватит более 50% строительных компаний – членов СРО».
По мнению Дирекции, это якобы (цитирую): «противоречит первоначальной идее введения НРС – внося изменения в законодательство, Правительство Российской Федерации ставило цель совершенствовать систему саморегулирования в строительной отрасли, повысить безопасность и качество строительства, а вводя НРС – повысить персональную ответственность специалистов строительных и проектных компаний».
Пытаться усмотреть логику в вышеприведённых умозаключениях Дирекции занятие, по-видимому, бесперспективное. Единственно, в чём точно не приходится сомневаться так это в том, что, вводя НРС в качестве инструмента для совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли, Правительство Российской Федерации не могло предвидеть, что НРС практически с самого начала станет инструментом для раскручивания с новой силой маховика коррупции.
Тем не менее, получилось именно так, как получилось. Чтобы не быть голословным достаточно обратиться к результатам мониторинга проведённого комитетом по строительству Общероссийской общественной организации «Опора России». Согласно данным опроса представителей малого и среднего строительного бизнеса, 78,1% респондентов отметили, что наличие специалистов, сведения о которых внесены в НРС, не оказывает влияния на качество выполняемых работ, при этом 65,2% опрошенных получали предложения по внесению специалистов в НРС за денежное вознаграждение.
Истоки коррупции
За время, прошедшее со дня вступления в силу 372-ФЗ, в поведении более чем 50% строительных компаний, упомянутых в публикации НОСТРОЙ, обнаружились следующие закономерности.
С одной стороны – их твёрдое намерение сохранить за собой право на заключение договоров генподряда, а заодно не потерять денежные средства, внесённые в качестве взносов в компенсационные фонды СРО.
С другой стороны – отсутствие в штате большинства этих строительных компаний необходимого количества специалистов, которые отвечали бы установленным требованиям к включению в НРС.
Дирекция НОСТРОЙ предельно чётко изложила свою позицию по этому поводу в релизе, посвящённом состоявшейся Окружной конференции СРО по Приволжскому федеральному округу.
Вот выдержка этого из данного релиза: «В отношении компаний – членов СРО, у которых нет в штате двух специалистов НРС, Окружная конференция рекомендовала саморегулируемым организациям в качестве меры дисциплинарного воздействия применять приостановление деятельности с последующим исключением. Завершить указанную работу координатор рекомендовал до 1 января 2019 года. Сотрудники НОСТРОЙ взяли на себя обязательства по мониторингу требований внутренних документов СРО ПФО на предмет наличия положений, позволяющих принимать дисциплинарные меры к членам, которые не обеспечили наличие двух специалистов, и исключать их из своих рядов».
Такая позиция Дирекции поставила больше половины действующих членов СРО, в штате которых не оказалось двух специалистов, отвечающих требованиям к включению в НРС, перед следующей альтернативой.
За денежное вознаграждение через посредников «впихнуть» в НРС собственных специалистов, либо за сравнительно меньшее денежное вознаграждение приобрести у тех же посредников документы, подтверждающие наличие в штате членов СРО специалистов-призраков, уже включенных в НРС.
В свою очередь, Дирекция в дополнение к проведению собственного мониторинга обеспеченности членов СРО специалистами-призраками анонсировала также осуществление деятельности, вообще не поддающейся пониманию.
Здесь имеется в виду слежка за тем, чтобы фамилии призраков, указанные в документах, купленных каждым членом СРО, не повторялись в аналогичных документах, купленных другими членами СРО (подробнее о раздвоении специалистов рассказывалось в первой части данной публикации. А во второй части, напомню, были показаны специалисты из НРС глазами законопослушных членов СРО).
В процессе формирования Национального реестра специалистов Дирекция неоднократно заверяла предпринимательское сообщество в том, что включение специалистов в НРС осуществляется в строгом соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минстроя России.
Для оценки правдоподобия подобных заверений достаточно обратиться к логике. Трудно представить себе образ предпринимателя, который в течение длительного времени за приличные деньги рекламировал бы предоставление такой услуги, которая в действительности не может быть им предоставлена.
Между тем, массированной рекламе о включении в НРС, в том числе в короткие сроки, в сложных случаях и так далее, скоро исполнится два года. Сравнительно недавно к рекламе о включении в НРС присовокупились также предложения о продаже заинтересованным строительным организациям специалистов, уже включённых в Национальный реестр.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что бизнес, связанный с включением в НРС и с торговлей призраками, включёнными в НРС, процветает и, как минимум, окупает расходы на его рекламу.
В этой связи, заверения Дирекции НОСТРОЙ о её непричастности к этому бизнесу вызывают вполне обоснованные сомнения.
И немного статистики
В приведённой ниже таблице представлены любопытные данные Яндекса о количестве запросов по словосочетанию «Национальный реестр специалистов» с разбивкой по месяцам за период с декабря 2016 года по октябрь 2018-го.
Количество запросов в Яндексе по словосочетанию
«Национальный реестр специалистов»
Год |
Месяц |
Количество запросов |
2016 |
Ноябрь | 470 |
Декабрь | 439 | |
2017 |
Январь | 558 |
Февраль | 1.122 | |
Март | 3.560 | |
Апрель | 7.412 | |
Май | 13.245 | |
Июнь | 29.962 | |
Июль | 41.897 | |
Август | 40.378 | |
Сентябрь | 32.338 | |
Октябрь | 30.165 | |
Ноябрь | 25.116 | |
Декабрь | 19.907 | |
2018 |
Январь | 16.713 |
Февраль | 19.114 | |
Март | 22.313 | |
Апрель | 20.462 | |
Май | 17.374 | |
Июнь | 15.447 | |
Июль | 20.268 | |
Август | 33.238 | |
Сентябрь | 204.434 | |
Октябрь | 108.234 |
Обращает на себя внимание почти шестикратный по сравнению с августом 2018-го всплеск количества запросов, которое пришёлся на сентябрь этого же года. Объяснение этому феномену можно найти, если обратиться к новостной ленте официального сайта НОСТРОЙ.
Именно сентябрь 2018 года ознаменовался активизацией деятельности Дирекции по мониторингу обеспеченности членов СРО специалистами из НРС, а также анонсированием работ по выявлению раздвоения специалистов. В этом же месяце было объявлено о создании в этих целях департамента информационных технологий и анализа данных.
Если принять во внимание наличие прямой корреляции между количеством запросов и объёмами продаж, то становится понятным, что результатом сентябрьской деятельности Нацобъединения стало содействие торговцам специалистам-призракам в шестикратном увеличении объёмов продаж.
Вопрос о заинтересованности в этом Дирекции НОСТРОЙ представляется риторическим и во многом объясняет то упорное игнорирование ею предложений предпринимательского сообщества о снижении требований к специалистам, о котором шла речь в самом начале. Остаётся лишь надеяться на то, что голос предпринимательского сообщества всё-таки будет услышан.
Несколько слов хотелось бы адресовать руководителям тех СРО, которые по разным причинам поспешили рапортовать Дирекции НОСТРОЙ о высокой обеспеченности своих членов специалистами из НРС.
Их бесспорная заслуга перед Дирекцией состоит в том, что им лучше, чем руководителям других СРО удалось мобилизовать своих членов к приобретению призраков. Возможно, они лучше, чем их коллеги были мотивированы Дирекцией.
Что же касается ответа на вопрос о том, в какой мере потраченные на призраков деньги смогут повлиять на качество и безопасности выполняемых членами этих СРО работ, то пусть он останется на совести руководителей этих СРО.
Вместо P. S.
В качестве Post Scriptum хочется выразить сожаление о том, что возможность попадания в НРС за деньги окончательно похоронила надежды настоящих специалистов в области строительства на то, что наличие сведений о них в Нацреестр когда-нибудь станет публичным подтверждением их высочайшего профессионального статуса.