Тот факт, что требования к включению физических лиц в Национальный реестр специалистов, равно как требования к обеспеченности членов СРО специалистами из НРС, являются трудновыполнимыми и обременительными можно считать общепризнанным.
Не секрет, что изначально требования к стажу лиц, необходимому для их включения в НРС, были установлены без детальной проработки или попросту «взяты с потолка» с прицелом на их корректировку в процессе применения на практике.
Предложения о снижении этих требований успели прозвучать с трибун Окружных конференций СРО практически во всех федеральных округах. Накануне XV Всероссийского съезда строительных СРО они были поддержаны Экспертным советом НОСТРОЙ. Звучали такие предложения и в выступлениях представителей СРО на самом Форуме (однако, так и не были поставлены на голосование). Вопрос о необходимости снижения требований неоднократно ставился комитетом по строительству Общероссийской общественной организацией «Опора России». Совсем недавно предложения о снижении требований материализовались в законопроекте, внесённом в Государственную Думу РФ от лица Государственного Собрания Республики Мордовия.
Казалось бы, во исполнение функций, возложенных на НОСТРОЙ пунктами 2 и 3 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ, Дирекции Нацобъединения надлежало обобщить предложения предпринимательского сообщества и в консолидированном виде донести их до уполномоченных федеральных органов государственной власти и Аппарата Правительства Российской Федерации.
Хотели, как лучше?
Есть основания предполагать, что предложения предпринимательского сообщества не вдохновили Дирекцию НОСТРОЙ. А потому ею было принято решение о проведении собственного анализа целесообразности снижения требований к включению в НРС.
Результаты анализа ожидаемо не совпали с позицией предпринимательского сообщества. Своим пониманием вопроса Дирекция поделилась в нашумевшей публикации, размещённой 9 октября этого года на официальном сайте Национального объединения под директивным заголовком «15.225 членов СРО следует проверить на соответствие требованиям законодательства в первую очередь».
Основным аргументом против снижения требований послужил тот выявленный Дирекцией факт, что в этом случае (цитирую): «льгота охватит более 50% строительных компаний – членов СРО».
По мнению Дирекции, это якобы (цитирую): «противоречит первоначальной идее введения НРС – внося изменения в законодательство, Правительство Российской Федерации ставило цель совершенствовать систему саморегулирования в строительной отрасли, повысить безопасность и качество строительства, а вводя НРС – повысить персональную ответственность специалистов строительных и проектных компаний».
Пытаться усмотреть логику в вышеприведённых умозаключениях Дирекции занятие, по-видимому, бесперспективное. Единственно, в чём точно не приходится сомневаться так это в том, что, вводя НРС в качестве инструмента для совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли, Правительство Российской Федерации не могло предвидеть, что НРС практически с самого начала станет инструментом для раскручивания с новой силой маховика коррупции.
Тем не менее, получилось именно так, как получилось. Чтобы не быть голословным достаточно обратиться к результатам мониторинга проведённого комитетом по строительству Общероссийской общественной организации «Опора России». Согласно данным опроса представителей малого и среднего строительного бизнеса, 78,1% респондентов отметили, что наличие специалистов, сведения о которых внесены в НРС, не оказывает влияния на качество выполняемых работ, при этом 65,2% опрошенных получали предложения по внесению специалистов в НРС за денежное вознаграждение.
Истоки коррупции
За время, прошедшее со дня вступления в силу 372-ФЗ, в поведении более чем 50% строительных компаний, упомянутых в публикации НОСТРОЙ, обнаружились следующие закономерности.
С одной стороны – их твёрдое намерение сохранить за собой право на заключение договоров генподряда, а заодно не потерять денежные средства, внесённые в качестве взносов в компенсационные фонды СРО.
С другой стороны – отсутствие в штате большинства этих строительных компаний необходимого количества специалистов, которые отвечали бы установленным требованиям к включению в НРС.
Дирекция НОСТРОЙ предельно чётко изложила свою позицию по этому поводу в релизе, посвящённом состоявшейся Окружной конференции СРО по Приволжскому федеральному округу.
Вот выдержка этого из данного релиза: «В отношении компаний – членов СРО, у которых нет в штате двух специалистов НРС, Окружная конференция рекомендовала саморегулируемым организациям в качестве меры дисциплинарного воздействия применять приостановление деятельности с последующим исключением. Завершить указанную работу координатор рекомендовал до 1 января 2019 года. Сотрудники НОСТРОЙ взяли на себя обязательства по мониторингу требований внутренних документов СРО ПФО на предмет наличия положений, позволяющих принимать дисциплинарные меры к членам, которые не обеспечили наличие двух специалистов, и исключать их из своих рядов».
Такая позиция Дирекции поставила больше половины действующих членов СРО, в штате которых не оказалось двух специалистов, отвечающих требованиям к включению в НРС, перед следующей альтернативой.
За денежное вознаграждение через посредников «впихнуть» в НРС собственных специалистов, либо за сравнительно меньшее денежное вознаграждение приобрести у тех же посредников документы, подтверждающие наличие в штате членов СРО специалистов-призраков, уже включенных в НРС.
В свою очередь, Дирекция в дополнение к проведению собственного мониторинга обеспеченности членов СРО специалистами-призраками анонсировала также осуществление деятельности, вообще не поддающейся пониманию.
Здесь имеется в виду слежка за тем, чтобы фамилии призраков, указанные в документах, купленных каждым членом СРО, не повторялись в аналогичных документах, купленных другими членами СРО (подробнее о раздвоении специалистов рассказывалось в первой части данной публикации. А во второй части, напомню, были показаны специалисты из НРС глазами законопослушных членов СРО).
В процессе формирования Национального реестра специалистов Дирекция неоднократно заверяла предпринимательское сообщество в том, что включение специалистов в НРС осуществляется в строгом соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минстроя России.
Для оценки правдоподобия подобных заверений достаточно обратиться к логике. Трудно представить себе образ предпринимателя, который в течение длительного времени за приличные деньги рекламировал бы предоставление такой услуги, которая в действительности не может быть им предоставлена.
Между тем, массированной рекламе о включении в НРС, в том числе в короткие сроки, в сложных случаях и так далее, скоро исполнится два года. Сравнительно недавно к рекламе о включении в НРС присовокупились также предложения о продаже заинтересованным строительным организациям специалистов, уже включённых в Национальный реестр.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что бизнес, связанный с включением в НРС и с торговлей призраками, включёнными в НРС, процветает и, как минимум, окупает расходы на его рекламу.
В этой связи, заверения Дирекции НОСТРОЙ о её непричастности к этому бизнесу вызывают вполне обоснованные сомнения.
И немного статистики
В приведённой ниже таблице представлены любопытные данные Яндекса о количестве запросов по словосочетанию «Национальный реестр специалистов» с разбивкой по месяцам за период с декабря 2016 года по октябрь 2018-го.
Количество запросов в Яндексе по словосочетанию
«Национальный реестр специалистов»
Год |
Месяц |
Количество запросов |
2016 |
Ноябрь | 470 |
Декабрь | 439 | |
2017 |
Январь | 558 |
Февраль | 1.122 | |
Март | 3.560 | |
Апрель | 7.412 | |
Май | 13.245 | |
Июнь | 29.962 | |
Июль | 41.897 | |
Август | 40.378 | |
Сентябрь | 32.338 | |
Октябрь | 30.165 | |
Ноябрь | 25.116 | |
Декабрь | 19.907 | |
2018 |
Январь | 16.713 |
Февраль | 19.114 | |
Март | 22.313 | |
Апрель | 20.462 | |
Май | 17.374 | |
Июнь | 15.447 | |
Июль | 20.268 | |
Август | 33.238 | |
Сентябрь | 204.434 | |
Октябрь | 108.234 |
Обращает на себя внимание почти шестикратный по сравнению с августом 2018-го всплеск количества запросов, которое пришёлся на сентябрь этого же года. Объяснение этому феномену можно найти, если обратиться к новостной ленте официального сайта НОСТРОЙ.
Именно сентябрь 2018 года ознаменовался активизацией деятельности Дирекции по мониторингу обеспеченности членов СРО специалистами из НРС, а также анонсированием работ по выявлению раздвоения специалистов. В этом же месяце было объявлено о создании в этих целях департамента информационных технологий и анализа данных.
Если принять во внимание наличие прямой корреляции между количеством запросов и объёмами продаж, то становится понятным, что результатом сентябрьской деятельности Нацобъединения стало содействие торговцам специалистам-призракам в шестикратном увеличении объёмов продаж.
Вопрос о заинтересованности в этом Дирекции НОСТРОЙ представляется риторическим и во многом объясняет то упорное игнорирование ею предложений предпринимательского сообщества о снижении требований к специалистам, о котором шла речь в самом начале. Остаётся лишь надеяться на то, что голос предпринимательского сообщества всё-таки будет услышан.
Несколько слов хотелось бы адресовать руководителям тех СРО, которые по разным причинам поспешили рапортовать Дирекции НОСТРОЙ о высокой обеспеченности своих членов специалистами из НРС.
Их бесспорная заслуга перед Дирекцией состоит в том, что им лучше, чем руководителям других СРО удалось мобилизовать своих членов к приобретению призраков. Возможно, они лучше, чем их коллеги были мотивированы Дирекцией.
Что же касается ответа на вопрос о том, в какой мере потраченные на призраков деньги смогут повлиять на качество и безопасности выполняемых членами этих СРО работ, то пусть он останется на совести руководителей этих СРО.
Вместо P. S.
В качестве Post Scriptum хочется выразить сожаление о том, что возможность попадания в НРС за деньги окончательно похоронила надежды настоящих специалистов в области строительства на то, что наличие сведений о них в Нацреестр когда-нибудь станет публичным подтверждением их высочайшего профессионального статуса.
#81600 Миша Бровкин 14.11.18 в 11:39
#81613 Валерий Мозолевский 14.11.18 в 13:07
Обратите внимание, и кто там помог не принять решения? Где много младо-СРО и осколков коммерческих КВАЗИ-СРО?
#81614 Миша Бровкин 14.11.18 в 13:12
#81650 Миша Бровкин 15.11.18 в 08:12
#81653 CРОница Истории 15.11.18 в 08:22
Они не только сняты с рассмотрения, но скорее всего появятся в таблице рекомендуемых к отклонению для рассмотрения на съезде, ежели вчера Совет не принял решение уже их отклонить и не выносить на рассмотрение Съезда
#81602 Сергей Титов 14.11.18 в 11:54
● Еще раз повторю должную право/установку; изменения требований к стажу Специалистов по организации строительства (с 10 до 5 лет) — необходимо вводить не ранее закрепления этапов Реформы ценообразования, а также проектного финансирования для Застройщиков. Локальные сметы и Акты сдачи-приемки работ придется составлять ПОКА (с 01.01.2019 года), — строго на основе Государственных сметных нормативов, методик применения, индексов; а ЗАТЕМ (с 01.07.2019 года) региональных сметных цен на ресурсы ФГИС ЦС (см. КСР - классификатор строительных ресурсов) Минстроя. ... Форму № КС-1 (локальная смета) в составе ССР (* сводный сметный расчет) — должен визировать ГИП (НОПРИЗ). Отчетные формы КС-2 (Акт) в Договорах должен заверять: «Организатор строительного производства», — НРС (НОСТРОЙ) для контроля действительных членов строительных СРО при повышении персональной ответственности специалистов за реализацию проектов (ПСД) в рамках форм технического надзора и взаимо/расчетов: «Заказчик - Ген/подрядчик - субподрядчики», — в условиях ввода дополнительной ответствености СРО средствами КФ ОДО по № 372-ФЗ. ... Замечу, что в подчинении у «организатора строительного производства» может находиться на Объекте стройки несколько производителей работ для выполнения видов работ СМР согласно Приказа № 624. ... ● Короче, реализация формулы: "Организатор строительного производства = производитель работ + сметчик". — ИЛИ, будет значительно ХУЖЕ
(если не сказть ТРУБА), когда Минстрой врубит (и на полную катушку) ресурсный метод расчетов, чего членам СРО не избежать. Сроки выше.
#81603 Миша Бровкин 14.11.18 в 12:01
#81605 Сергей Титов 14.11.18 в 12:07
Понято не правильно; о связи (конвергенции) Реформ
саморегулирования и ценообразования говорю давно.
#81606 Александр Сергеевич 14.11.18 в 12:08
Стаж работы, а точнее его уменьшение уже не очистит национальный реестр специалистов от липовых документов и неработающих специалистов.
Раньше надо было думать (с)
#81607 Сергей Титов 14.11.18 в 12:11
P.S. Более 920 предложений по разработке новых норм получено в 2018 году — Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой проводит работу по дополнению сметно-нормативной базы сметными нормами на новые технологии, применяемые в строительстве, в т.ч. импортозамещающие, инновационные, направленные на прогрессивные и рациональные методы производства работ. ... В процессе формирования плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2019 год поступило 921 предложение по актуализации, также разработке новых сметных нормативов.
Рассмотрение предложений и формирование окончательной редакции проекта плана находится на заключительном этапе и будет завершено до конца 2018 года. Минстрой призывает всех участников строительного процесса — подключаться к работе.
#81612 Валерий Мозолевский 14.11.18 в 13:05
Сергей. Не надо нести околесицу. Или вы вкупе с Коммерсантами от посредников включения "мёртвых душ" в НРС и торговлей ими? То-есть, вы говорите, подождите, у ребят как раз ЖАТВА с помощью дирекции НОСТРОЙ и некоторых руководителей средней руки Минстроя России.
Не надо помогать им! Они или безграмотные относительно цели создания НРС, или они реально играют на стороне руководителей конгломератов коммерческих СРО и созданных этими же фигурантами МЛАДО - СРО.
И так уже многим понятно, что вы "дуркуете" ценовыми несуразностями уже второй год. Обратите на это внимание.
#81615 Валерий Мозолевский 14.11.18 в 13:13
Сам НРС меня вообще не беспокоит. Там могут фигурантами коммерциализации внесены мёртвые, фиктивные документы вообще без живых людей. Это их дело.
Главное, что бы в НРС было достаточно нормальных специалистов со стажем не менее 5-ти лет.
Ведь на стройке должны быть реальные и живые специалисты, которые будут проверяемыми и реально организовывали строительное производство на объекте.
А балласт "аля- дирекция НОСТРОЙ" пусть там болтается, как г... в луже. Кому это мешает.
Поймите, реально специалистов должно быть не менее 300 000, такмкак должна быть конкуренция между ними за рабочие места, к тому же работодатель должен на рынке нанять специалиста с конкретным опытом. Дорожника, монтажника, мостовика, подземные коммуникации и пр.
#81617 Сергей Титов 14.11.18 в 13:23
Валерий Павлович, встречно скажу, что "ДУРКУЕТЕ" вы. ...
В частности, почему в выступлении в СФ, не сформулировали то, о чем выше пишет Миша Бровкин: "Выполнение работ по договорам ген/подряда (на основании ПСД; проектно - сметной документации) обеспечивается специалистами по организации строительства (НРС), сведения о которых включены в НРС"?!?
#81619 Сергей Титов 14.11.18 в 13:36
P.S. Уточню вопрос специально для вас Валерий Павлович:
"Кто на Объекте строительства составляет форму № КС-2",
— полагаете, сметчик из НРС НОПРИЗ: "ВЕРШИТ ДЕЛА"?!?
#81621 Алёна 14.11.18 в 14:56
Руководителя Сро не волнует кто и в каком количестве будет высасывать деньги из его членов! О чем ещё можно говорить?
#81604 Александр Сергеевич 14.11.18 в 12:05
Только полная передача ведения национального реестра специалистов, а возможно и полная отмена, положит конец коррупционным схемам и растущему спросу на покупку документов "мертвых душ".
#81608 Александр Нестеров 14.11.18 в 12:17
Передача ведения национального реестра специалистов в Минстрой не решит вопросы, поднятые в статье.
#81610 Александр Сергеевич 14.11.18 в 12:30
Возможно. Но не решусь делать скоропостижных выводов, учитывая уход Х.Д. Мавлиярова.
#81618 Валерий Мозолевский 14.11.18 в 13:23
По моему, из Минстроя РФ необходимо убрать всех, прии ком расцвела коммерция и кто сейчас костьми ложится, что бы оставить статус-КВО. Тоже в НОСТРОЙ. По другому, будет кирдык и саморегулированию, как таковому. Президент России второго Госсовета по этому вопросу не соберёт. Вина - руководство НОСТРОЙ и нутро Минстроя. В этом я сейчас уверен.
#81620 Алексей Романович 14.11.18 в 14:04
#81609 Александр Сергеевич 14.11.18 в 12:18
Пересмотрев данные в очередной раз изумился таланту дирекции НОСТРОЙ. Стоило анонсировать мониторинг членов саморегулируемых организаций на наличие специалистов, включенных в национальный реестр специалистов, как заинтересованность выросла более чем в 6 раз! Браво!
#81633 Полианна 14.11.18 в 16:55
Да уж, цифры действительно впечатляют... Только вот, как говорится, это всё косвенные доказательства. За руку никого не поймали же...
#81639 Владимир Полозюк 14.11.18 в 18:17
А мож АнтиСРОнные тройки узаконить?
За принадлежность к СРО-классу, за пропаганду СРО, и сочуствующих СРО подвергать высшей мере социально-строительной защиты с приведением приговора в течение 24 часов???
#81611 CРОница Истории 14.11.18 в 12:38
Антон Мороз, член совета НОСТРОЙ, член советаНОПРИЗ, почетный строитель России, к.э.н.:
— ФЗ N°372 ужесточил условия деятельности СРО по большей части критериев. Вызвало волнение, что общественные организации, чьи интересы затрагиваются, фактически не могли принять участия в обсуждении, поскольку закон был принят в короткие сроки. Но это не дало недобросовестным организациям времени избавиться от существующих проблем. Добропорядочные организации больших проблем с исполнением N°372-ФЗ не испытывают. Существует несколько обсуждаемых моментов. Первое — высокая планка стажа. Второе — серьезные требования к квалификации специалистов. Третье — перечень специальностей, подходящий для включения в нацреестр специалистов. У Минстроя и совета НОСТРОЯ однозначная позиция: стаж должен быть сохранен. Что касается допуска специалистов со средним специальным строительным образованием и стажем от 10 лет, то считаю, что они достойны включения в реестр. Так же, как и прошедшие профессиональную переподготовку на строительную специализацию и имеющие необходимый стаж. См. статью «Первый тайм отыграли».
#81632 Полианна 14.11.18 в 16:31
Мне кажется такой провал с НРС переплюнул даже все махинации, которые происходили в разное время с единым реестром членов СРО. Просто крах и ужас! Это Вам не саморегулирование, которое то состоялось, то нет. Это полный развал системы специалистов, на которой кто-то явно неплохо заработал...
#81640 Владимир Полозюк 14.11.18 в 18:24
МногоАнна!
Вы такая наивная, что продолжаете чистосердечно заблуждаться вместе с В. П. Мозолевским, что СРО придумано для "предотвращения ущерба жизни и здоровью... и повышения качества" ???
АнтиСРО исьтьчо в 2009 годе сформулировало:
СРО - это узаконенное ВОРОВСТВО и ГРАБЕЖ рядовых строителей..