Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 14 ноября 2018 в 11:11
26    935

: Вредные советы для СРО (третья часть), или Кому выгодны завышенные требования к специалистам НРС

Евгений Карант
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», положения, содержащие трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям относятся к факторами, создающим условия для проявления коррупции.

Тот факт, что требования к включению физических лиц в Национальный реестр специалистов, равно как требования к обеспеченности членов СРО специалистами из НРС, являются трудновыполнимыми и обременительными можно считать общепризнанным.

Не секрет, что изначально требования к стажу лиц, необходимому для их включения в НРС, были установлены без детальной проработки или попросту «взяты с потолка» с прицелом на их корректировку в процессе применения на практике.

Предложения о снижении этих требований успели прозвучать с трибун Окружных конференций СРО практически во всех федеральных округах. Накануне XV Всероссийского съезда строительных СРО они были поддержаны Экспертным советом НОСТРОЙ. Звучали такие предложения и в выступлениях представителей СРО на самом Форуме (однако, так и не были поставлены на голосование). Вопрос о необходимости снижения требований неоднократно ставился комитетом по строительству Общероссийской общественной организацией «Опора России». Совсем недавно предложения о снижении требований материализовались в законопроекте, внесённом в Государственную Думу РФ от лица Государственного Собрания Республики Мордовия.

Казалось бы, во исполнение функций, возложенных на НОСТРОЙ пунктами 2 и 3 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ, Дирекции Нацобъединения надлежало обобщить предложения предпринимательского сообщества и в консолидированном виде донести их до уполномоченных федеральных органов государственной власти и Аппарата Правительства Российской Федерации.

Хотели, как лучше?

Есть основания предполагать, что предложения предпринимательского сообщества не вдохновили Дирекцию НОСТРОЙ. А потому ею было принято решение о проведении собственного анализа целесообразности снижения требований к включению в НРС.

Результаты анализа ожидаемо не совпали с позицией предпринимательского сообщества. Своим пониманием вопроса Дирекция поделилась в нашумевшей публикации, размещённой 9 октября этого года на официальном сайте Национального объединения под директивным заголовком «15.225 членов СРО следует проверить на соответствие требованиям законодательства в первую очередь».

Основным аргументом против снижения требований послужил тот выявленный Дирекцией факт, что в этом случае (цитирую): «льгота охватит более 50% строительных компаний – членов СРО».

По мнению Дирекции, это якобы (цитирую): «противоречит первоначальной идее введения НРС – внося изменения в законодательство, Правительство Российской Федерации ставило цель совершенствовать систему саморегулирования в строительной отрасли, повысить безопасность и качество строительства, а вводя НРС – повысить персональную ответственность специалистов строительных и проектных компаний».

Пытаться усмотреть логику в вышеприведённых умозаключениях Дирекции занятие, по-видимому, бесперспективное. Единственно, в чём точно не приходится сомневаться так это в том, что, вводя НРС в качестве инструмента для совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли, Правительство Российской Федерации не могло предвидеть, что НРС практически с самого начала станет инструментом для раскручивания с новой силой маховика коррупции.

Тем не менее, получилось именно так, как получилось. Чтобы не быть голословным достаточно обратиться к результатам мониторинга проведённого комитетом по строительству Общероссийской общественной организации «Опора России». Согласно данным опроса представителей малого и среднего строительного бизнеса, 78,1% респондентов отметили, что наличие специалистов, сведения о которых внесены в НРС, не оказывает влияния на качество выполняемых работ, при этом 65,2% опрошенных получали предложения по внесению специалистов в НРС за денежное вознаграждение.

Истоки коррупции

За время, прошедшее со дня вступления в силу 372-ФЗ, в поведении более чем 50% строительных компаний, упомянутых в публикации НОСТРОЙ, обнаружились следующие закономерности.

С одной стороны – их твёрдое намерение сохранить за собой право на заключение договоров генподряда, а заодно не потерять денежные средства, внесённые в качестве взносов в компенсационные фонды СРО.

С другой стороны – отсутствие в штате большинства этих строительных компаний необходимого количества специалистов, которые отвечали бы установленным требованиям к включению в НРС.

Дирекция НОСТРОЙ предельно чётко изложила свою позицию по этому поводу в релизе, посвящённом состоявшейся Окружной конференции СРО по Приволжскому федеральному округу.

Вот выдержка этого из данного релиза: «В отношении компаний – членов СРО, у которых нет в штате двух специалистов НРС, Окружная конференция рекомендовала саморегулируемым организациям в качестве меры дисциплинарного воздействия применять приостановление деятельности с последующим исключением. Завершить указанную работу координатор рекомендовал до 1 января 2019 года. Сотрудники НОСТРОЙ взяли на себя обязательства по мониторингу требований внутренних документов СРО ПФО на предмет наличия положений, позволяющих принимать дисциплинарные меры к членам, которые не обеспечили наличие двух специалистов, и исключать их из своих рядов».

Такая позиция Дирекции поставила больше половины действующих членов СРО, в штате которых не оказалось двух специалистов, отвечающих требованиям к включению в НРС, перед следующей альтернативой.

За денежное вознаграждение через посредников «впихнуть» в НРС собственных специалистов, либо за сравнительно меньшее денежное вознаграждение приобрести у тех же посредников документы, подтверждающие наличие в штате членов СРО специалистов-призраков, уже включенных в НРС.

В свою очередь, Дирекция в дополнение к проведению собственного мониторинга обеспеченности членов СРО специалистами-призраками анонсировала также осуществление деятельности, вообще не поддающейся пониманию.

Здесь имеется в виду слежка за тем, чтобы фамилии призраков, указанные в документах, купленных каждым членом СРО, не повторялись в аналогичных документах, купленных другими членами СРО (подробнее о раздвоении специалистов рассказывалось в первой части данной публикации. А во второй части, напомню, были показаны специалисты из НРС глазами законопослушных членов СРО).

В процессе формирования Национального реестра специалистов Дирекция неоднократно заверяла предпринимательское сообщество в том, что включение специалистов в НРС осуществляется в строгом соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минстроя России.

Для оценки правдоподобия подобных заверений достаточно обратиться к логике. Трудно представить себе образ предпринимателя, который в течение длительного времени за приличные деньги рекламировал бы предоставление такой услуги, которая в действительности не может быть им предоставлена.

Между тем, массированной рекламе о включении в НРС, в том числе в короткие сроки, в сложных случаях и так далее, скоро исполнится два года. Сравнительно недавно к рекламе о включении в НРС присовокупились также предложения о продаже заинтересованным строительным организациям специалистов, уже включённых в Национальный реестр.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что бизнес, связанный с включением в НРС и с торговлей призраками, включёнными в НРС, процветает и, как минимум, окупает расходы на его рекламу.

В этой связи, заверения Дирекции НОСТРОЙ о её непричастности к этому бизнесу вызывают вполне обоснованные сомнения.

И немного статистики

В приведённой ниже таблице представлены любопытные данные Яндекса о количестве запросов по словосочетанию «Национальный реестр специалистов» с разбивкой по месяцам за период с декабря 2016 года по октябрь 2018-го.

Количество запросов в Яндексе по словосочетанию
«Национальный реестр специалистов»

 

Год

Месяц

Количество запросов

2016
Ноябрь 470
Декабрь 439






2017
Январь 558
Февраль 1.122
Март 3.560
Апрель 7.412
Май 13.245
Июнь 29.962
Июль 41.897
Август 40.378
Сентябрь 32.338
Октябрь 30.165
Ноябрь 25.116
Декабрь 19.907





2018
Январь 16.713
Февраль 19.114
Март 22.313
Апрель 20.462
Май 17.374
Июнь 15.447
Июль 20.268
Август 33.238
Сентябрь 204.434
Октябрь 108.234


Обращает на себя внимание почти шестикратный по сравнению с августом 2018-го всплеск количества запросов, которое пришёлся на сентябрь этого же года. Объяснение этому феномену можно найти, если обратиться к новостной ленте официального сайта НОСТРОЙ.

Именно сентябрь 2018 года ознаменовался активизацией деятельности Дирекции по мониторингу обеспеченности членов СРО специалистами из НРС, а также анонсированием работ по выявлению раздвоения специалистов. В этом же месяце было объявлено о создании в этих целях департамента информационных технологий и анализа данных.

Если принять во внимание наличие прямой корреляции между количеством запросов и объёмами продаж, то становится понятным, что результатом сентябрьской деятельности Нацобъединения стало содействие торговцам специалистам-призракам в шестикратном увеличении объёмов продаж.

Вопрос о заинтересованности в этом Дирекции НОСТРОЙ представляется риторическим и во многом объясняет то упорное игнорирование ею предложений предпринимательского сообщества о снижении требований к специалистам, о котором шла речь в самом начале. Остаётся лишь надеяться на то, что голос предпринимательского сообщества всё-таки будет услышан.
Несколько слов хотелось бы адресовать руководителям тех СРО, которые по разным причинам поспешили рапортовать Дирекции НОСТРОЙ о высокой обеспеченности своих членов специалистами из НРС.

Их бесспорная заслуга перед Дирекцией состоит в том, что им лучше, чем руководителям других СРО удалось мобилизовать своих членов к приобретению призраков. Возможно, они лучше, чем их коллеги были мотивированы Дирекцией.
Что же касается ответа на вопрос о том, в какой мере потраченные на призраков деньги смогут повлиять на качество и безопасности выполняемых членами этих СРО работ, то пусть он останется на совести руководителей этих СРО.

Вместо P. S.

В качестве Post Scriptum хочется выразить сожаление о том, что возможность попадания в НРС за деньги окончательно похоронила надежды настоящих специалистов в области строительства на то, что наличие сведений о них в Нацреестр когда-нибудь станет публичным подтверждением их высочайшего профессионального статуса.
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #81600 Миша Бровкин 14.11.18 в 11:39

    Участники XIX практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области», состоявшейся в северной столице 1 ноября, также констатировали, что (цитата): "Регламент ведения Национального реестра специалистов в строительной сфере предъявляет формальные и избыточные требования к специалистам для внесения в реестр. Предложения окружных конференций Санкт-Петербурга и СЗФО об уточнении требований к стажу специалистов и базовому образованию не приняты".
    11
    • #81613 Валерий Мозолевский 14.11.18 в 13:07

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Обратите внимание, и кто там помог не принять решения? Где много младо-СРО и осколков коммерческих КВАЗИ-СРО?

      3

      #81614 Миша Бровкин 14.11.18 в 13:12

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      На мой взгляд, самый интересный вопрос заключается в следующем. Зачем вообще нужно чисто коррупциогенное требование о наличии в штате члена СРО специалистов из НРС по месту основной работы? Фирмами-однодневками оно легко обходится путем покупки документов на мертвых душ или призраков. Законопослушных членов СРО это требование буквально толкает на то же самое, что и является основной причиной коррупции. Более того, член СРО не обязан обеспечивать выполнение работ по договорам генподряда силами именно заявленных специалистов. Такое требование оказалось бы невыполнимым, в силу чего Градкодекс не запрещает привлекать для этих целей любых иных специалистов из НРС. В этой связи вопрос - почему для обеспечения безопасности и качества строительства не признается достаточным требование, установленное частью 2 статьи 52 Градкодекса. А именно, выполнение работ по договорам генподряда обеспечивается специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в НРС. Реальные специалисты должны организовывать выполнение работ на стройплощадках. А будут ли мертвые души только лишь по документам числится в штате члена СРО к безопасности и качеству строительства никакого отношения не имеет.
      14

      #81650 Миша Бровкин 15.11.18 в 08:12

      Ответ пользователю: Валерий Мозолевский

      По слухам в ходе вчерашнего заседания Экспертного совета по категорическому предложению Исполнительного директора НОСТРОЙ вопросы снижения минимального стажа специалистов, минимального количества специалистов в микропредприятий строительного бизнеса были сняты с рассмотрения. Если эта информация соответствует истине, то Исполнительный директор окончательно сбросил с себя маску коррупционера и уже полностью идннтифицировал себя любимого с профессиональным сообществом. Полагаю, не стоит сомневаться в том, что он не откажется так просто от попыток законодательно поддержать им же созданную общефедеральную сбытовую сеть по торговле специалистами-призраками. Ибо вряд ли он в свое время занял должность Исполнительного директора для того, чтобы жить на одну зарплату.
      4

      #81653 CРОница Истории 15.11.18 в 08:22

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Они не только сняты с рассмотрения, но скорее всего появятся в таблице рекомендуемых к отклонению для рассмотрения на съезде, ежели вчера Совет не принял решение уже их отклонить и не выносить на рассмотрение Съезда

      3

    #81602 Сергей Титов 14.11.18 в 11:54

    ● Еще раз повторю должную право/установку; изменения требований к стажу Специалистов по организации строительства (с 10 до 5 лет) — необходимо вводить не ранее закрепления этапов Реформы ценообразования, а также проектного финансирования для Застройщиков. Локальные сметы и Акты сдачи-приемки работ придется составлять ПОКА (с 01.01.2019 года), — строго на основе Государственных сметных нормативов, методик применения, индексов; а ЗАТЕМ (с 01.07.2019 года) региональных сметных цен на ресурсы ФГИС ЦС (см. КСР - классификатор строительных ресурсов) Минстроя. ... Форму № КС-1 (локальная смета) в составе ССР (* сводный сметный расчет) — должен визировать ГИП (НОПРИЗ). Отчетные формы КС-2 (Акт) в Договорах должен заверять: «Организатор строительного производства», — НРС (НОСТРОЙ) для контроля действительных членов строительных СРО при повышении персональной ответственности специалистов за реализацию проектов (ПСД) в рамках форм технического надзора и взаимо/расчетов: «Заказчик - Ген/подрядчик - субподрядчики», — в условиях ввода дополнительной ответствености СРО средствами КФ ОДО по № 372-ФЗ. ... Замечу, что в подчинении у «организатора строительного производства» может находиться на Объекте стройки несколько производителей работ для выполнения видов работ СМР согласно Приказа № 624. ... ● Короче, реализация формулы: "Организатор строительного производства = производитель работ + сметчик". — ИЛИ, будет значительно ХУЖЕ
    (если не сказть ТРУБА), когда Минстрой врубит (и на полную катушку) ресурсный метод расчетов, чего членам СРО не избежать. Сроки выше.

    1
    • #81603 Миша Бровкин 14.11.18 в 12:01

      Ответ пользователю: Сергей Титов

      Сергей Титов, цитирую Вас: "Изменения требований к стажу Специалистов по организации строительства (с 10 до 5 лет) — необходимо вводить не ранее закрепления этапов Реформы ценообразования, а также проектного финансирования для Застройщиков". То есть, следуя Вашей логике, до закрепления этапов Реформы ценообразования во всем том, что так или иначе связано с НРС, должна процветать коррупция. Я правильно Вас понял?
      4

      #81605 Сергей Титов 14.11.18 в 12:07

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Понято не правильно; о связи (конвергенции) Реформ
      саморегулирования и ценообразования говорю давно.

      1

      #81606 Александр Сергеевич 14.11.18 в 12:08

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Стаж работы, а точнее его уменьшение уже не очистит национальный реестр специалистов от липовых документов и неработающих специалистов.

      Раньше надо было думать (с)

      5

      #81607 Сергей Титов 14.11.18 в 12:11

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      P.S. Более 920 предложений по разработке новых норм получено в 2018 году — Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой проводит работу по дополнению сметно-нормативной базы сметными нормами на новые технологии, применяемые в строительстве, в т.ч. импортозамещающие, инновационные, направленные на прогрессивные и рациональные методы производства работ. ... В процессе формирования плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2019 год поступило 921 предложение по актуализации, также разработке новых сметных нормативов.

      Рассмотрение предложений и формирование окончательной редакции проекта плана находится на заключительном этапе и будет завершено до конца 2018 года. Минстрой призывает всех участников строительного процесса — подключаться к работе.

      1

      #81612 Валерий Мозолевский 14.11.18 в 13:05

      Ответ пользователю: Сергей Титов

      Сергей. Не надо нести околесицу. Или вы вкупе с Коммерсантами от посредников включения "мёртвых душ" в НРС и торговлей ими? То-есть, вы говорите, подождите, у ребят как раз ЖАТВА с помощью дирекции НОСТРОЙ и некоторых руководителей средней руки Минстроя России.

      Не надо помогать им! Они или безграмотные относительно цели создания НРС, или они реально играют на стороне руководителей конгломератов коммерческих СРО и созданных этими же фигурантами МЛАДО - СРО.

      И так уже многим понятно, что вы "дуркуете" ценовыми несуразностями уже второй год. Обратите на это внимание.

      2

      #81615 Валерий Мозолевский 14.11.18 в 13:13

      Ответ пользователю: Александр Сергеевич

      Сам НРС меня вообще не беспокоит. Там могут фигурантами коммерциализации внесены мёртвые, фиктивные документы вообще без живых людей. Это их дело.

      Главное, что бы в НРС было достаточно нормальных специалистов со стажем не менее 5-ти лет.

      Ведь на стройке должны быть реальные и живые специалисты, которые будут проверяемыми и реально организовывали строительное производство на объекте.

      А балласт "аля- дирекция НОСТРОЙ" пусть там болтается, как г... в луже. Кому это мешает.

      Поймите, реально специалистов должно быть не менее 300 000, такмкак должна быть конкуренция между ними за рабочие места, к тому же работодатель должен на рынке нанять специалиста с конкретным опытом. Дорожника, монтажника, мостовика, подземные коммуникации и пр.

      0

      #81617 Сергей Титов 14.11.18 в 13:23

      Ответ пользователю: Валерий Мозолевский

      Валерий Павлович, встречно скажу, что "ДУРКУЕТЕ" вы. ...
      В частности, почему в выступлении в СФ, не сформулировали то, о чем выше пишет Миша Бровкин: "Выполнение работ по договорам ген/подряда (на основании ПСД; проектно - сметной документации) обеспечивается специалистами по организации строительства (НРС), сведения о которых включены в НРС"?!?

      5

      #81619 Сергей Титов 14.11.18 в 13:36

      Ответ пользователю: Сергей Титов

      P.S. Уточню вопрос специально для вас Валерий Павлович:
      "Кто на Объекте строительства составляет форму № КС-2",
      — полагаете, сметчик из НРС НОПРИЗ: "ВЕРШИТ ДЕЛА"?!?

      1

      #81621 Алёна 14.11.18 в 14:56

      Ответ пользователю: Валерий Мозолевский

      Руководителя Сро не волнует кто и в каком количестве будет высасывать деньги из его членов! О чем ещё можно говорить?

      1

    #81604 Александр Сергеевич 14.11.18 в 12:05

    Только полная передача ведения национального реестра специалистов, а возможно и полная отмена, положит конец коррупционным схемам и растущему спросу на покупку документов "мертвых душ".

    4
    • #81608 Александр Нестеров 14.11.18 в 12:17

      Ответ пользователю: Александр Сергеевич

      Передача ведения национального реестра специалистов в Минстрой не решит вопросы, поднятые в статье.

      5

      #81610 Александр Сергеевич 14.11.18 в 12:30

      Ответ пользователю: Александр Нестеров

      Возможно. Но не решусь делать скоропостижных выводов, учитывая уход Х.Д. Мавлиярова.

      1

      #81618 Валерий Мозолевский 14.11.18 в 13:23

      Ответ пользователю: Александр Сергеевич

      По моему, из Минстроя РФ необходимо убрать всех, прии ком расцвела коммерция и кто сейчас костьми ложится, что бы оставить статус-КВО. Тоже в НОСТРОЙ. По другому, будет кирдык и саморегулированию, как таковому. Президент России второго Госсовета по этому вопросу не соберёт. Вина - руководство НОСТРОЙ и нутро Минстроя. В этом я сейчас уверен.

      8

      #81620 Алексей Романович 14.11.18 в 14:04

      Ответ пользователю: Валерий Мозолевский

      Увы, Валерий Мозолевский. Насколько мне известно, в Совет НОСТРОЙ от Минстроя России метит глава Правового департамента этого ведомства О.Сперанский (вместо Х.Мавлиярова). Как представляется, именно он причастен к превращению НРС в источник коммерциализации и коррупции. Кстати, не знаю, известно ли в Минстрое России или нет, что вхождением О.Сперанского в состав Совета будет нарушен один из запретов, установленных Федеральным законом о государственной гражданской службе. И господин Сперанский, как юрист и как госслужащий, по идее, обязан это знать.
      8

    #81609 Александр Сергеевич 14.11.18 в 12:18

    Пересмотрев данные в очередной раз изумился таланту дирекции НОСТРОЙ. Стоило анонсировать мониторинг членов саморегулируемых организаций на наличие специалистов, включенных в национальный реестр специалистов, как заинтересованность выросла более чем в 6 раз! Браво!

    9
    • #81633 Полианна 14.11.18 в 16:55

      Ответ пользователю: Александр Сергеевич

      Да уж, цифры действительно впечатляют... Только вот, как говорится, это всё косвенные доказательства. За руку никого не поймали же...

      0

      #81639 Владимир Полозюк 14.11.18 в 18:17

      Ответ пользователю: Полианна

      А мож АнтиСРОнные тройки узаконить?

      За принадлежность к СРО-классу, за пропаганду СРО, и сочуствующих СРО подвергать высшей мере социально-строительной защиты с приведением приговора в течение 24 часов???

      0

    #81611 CРОница Истории 14.11.18 в 12:38

    Антон Мороз, член совета НОСТРОЙ, член советаНОПРИЗ, почетный строитель России, к.э.н.:

    — ФЗ N°372 ужесточил условия деятельности СРО по большей части критериев. Вызвало волнение, что общественные организации, чьи интересы затрагиваются, фактически не могли принять участия в обсуждении, поскольку закон был принят в короткие сроки. Но это не дало недобросовестным организациям времени избавиться от существующих проблем. Добропорядочные организации больших проблем с исполнением N°372-ФЗ не испытывают. Существует несколько обсуждаемых моментов. Первое — высокая планка стажа. Второе — серьезные требования к квалификации специалистов. Третье — перечень специальностей, подходящий для включения в нацреестр специалистов. У Минстроя и совета НОСТРОЯ однозначная позиция: стаж должен быть сохранен. Что касается допуска специалистов со средним специальным строительным образованием и стажем от 10 лет, то считаю, что они достойны включения в реестр. Так же, как и прошедшие профессиональную переподготовку на строительную специализацию и имеющие необходимый стаж. См. статью «Первый тайм отыграли».

    1

    #81632 Полианна 14.11.18 в 16:31

    Мне кажется такой провал с НРС переплюнул даже все махинации, которые происходили в разное время с единым реестром членов СРО. Просто крах и ужас! Это Вам не саморегулирование, которое то состоялось, то нет. Это полный развал системы специалистов, на которой кто-то явно неплохо заработал...

    1
    • #81640 Владимир Полозюк 14.11.18 в 18:24

      Ответ пользователю: Полианна

      МногоАнна!

      Вы такая наивная, что продолжаете чистосердечно заблуждаться вместе с В. П. Мозолевским, что СРО придумано для "предотвращения ущерба жизни и здоровью... и повышения качества" ???

      АнтиСРО исьтьчо в 2009 годе сформулировало:

      СРО - это узаконенное ВОРОВСТВО и ГРАБЕЖ рядовых строителей..

      0
Почему, на Ваш взгляд, снова откладывается рассмотрение законопроекта с исключённой статьёй?
Последние комментарии
15.12, 11:58 ПроСро истерия: Полли в поисках счастливого конца? )
14.12, 15:53 Илларионыч KUTUZOFF: Вова Полозюк просится в долю войти...)
14.12, 15:15 Владимир Полозюк: Сказочный баклан...
14.12, 12:38 Владимир Полозюк: Картинка к статье неправильная... ;-)