Уважаемые коллеги, передаю для вашего обсуждения комментарий к проекту Устава НОСТРОЙ от юриста Контрольного отдела НП СРО «Сахалинстрой» Марины Пономаревой. Честно скажу – это не мой какой-то заказ. Я сейчас в Москве, готовлюсь к Совету НОСТРОЙ и к заседанию Комитета по конкурентной политике и закупкам в строительстве.
И вот сегодня получил светлые мысли с Сахалина. Такие у меня работники в Контрольном отделе. А кроме того, в НП СРО «Сахалинстрой» есть еще Юридический отдел, в котором заняты четыре юриста, делающие экспертные оценки документов.
«Из публикации ЗаНоСтрой.РФ «Захотели и смогли: Проект Устава НОСТРОЙ близок к завершению»:
1. «Президент будет штатным работником Национального объединения без возможности совмещать свой пост с должностями в исполнительных органах других юридических лиц»;
и еще:
2. «Как мы уже рассказывали ранее, в новой модели управления НОСТРОЙ предусмотрено появление поста председателя Совета».
Совет НОСТРОЙ – коллегиальный исполнительный орган. Тут думать не надо – так в законе написано, так установлено Градостроительным кодексом.
а) Во главе коллегиального исполнительного органа однозначно стоит единоличный исполнительный орган;
б) По схеме Опекунова – Петрова получается, что во главе Совета стоит Председатель совета;
в) Значит Председатель совета – никто иной как единоличный исполнительный орган;
г) Единоличный исполнительный орган, т.е. Председатель Совета, должен работать по основному месту работы (типа генеральный директор). Действует без доверенности от имени НОСТРОЙ. Командует администрацией и всё подписывает. Придумывает, чем загрузить работников администрации – «как баржу утюгами».
Вопрос: кто такой Президент?
а) В Градостроительном кодексе РФ нет четкого определения, что избираемый Съездом Президент НОСТРОЙ должен быть единоличным исполнительным органом.
б) Итак: место единоличного исполнительного занято Председателем Совета.
в) Президенту остается место руководителя постоянно действующего коллегиального органа – типа нашего (в СРО «Сахалинстрой») Председателя Правления.
г) У Президента своя кучка монстров – постоянно действующий коллегиальный орган, называемый Наблюдательным советом.
Таким образом, в схеме Опекунова – Петрова Президент ошибочно определен как штатная единица. Он должен быть одним из членов НОСТРОЙ и появляться на больших мероприятиях, чтобы быть на них председательствующим. Может быть, даже какие-нибудь вопросы решать. А иногда, порешав вопросы со своими монстрами, давать направления Председателю Совета – чем же ещё его работники должны заниматься.
Пусть уже определятся: «кто есть кто» и «кто во главе кого»?
1. Руководитель коллегиального исполнительного органа (единоличный исполнительный орган) - ?
2. Коллегиальный исполнительный орган – это Совет НОСТРОЙ
3. Руководитель коллегиального постоянно действующего органа - ?
4. Коллегиальный постоянно действующий орган - ?
Так что, собственно, поменялось в Уставе? Только название должностей. Был руководитель администрации – стал Президент. Поэтому и работает на постоянной основе. Сомнительное достижение, так как руководство ограничено по срокам.
Тот, кто был Президентом – стал Председателем Совета. Ну, еще теперь единоличного исполнительного Президента (руководителя администрации) будут избирать Съездом. Во главе коллегиального исполнительного органа должен стоять единоличный исполнительный орган, председательствующий на Совете, а не дополнительно созданная единица – Председатель Совета.
Две головы у Совета будут означать двоевластие. И каждая «голова» может созвать очередной Съезд. Если единоличный будет сопротивляться коллегиальному (а полномочий у всех хватает) – та еще веселуха предстоит.
Для исключения этой проблемы решения коллегиального исполнительного органа должен оценивать постоянно действующий коллегиальный орган, состоящий из представителей членов НОСТРОЙ, например – Наблюдательный совет (как Совет директоров у обществ или Правление, Советы в СРО). Вот тут-то и нужен Председатель. И в табели о рангах тогда будет всё ровно. И каждый из органов управления будет отчитываться перед Съездом на своём уровне.
Но ещё заедает меня любопытство по такому вопросу: перед кем будут отчитываться четыре члена Совета из представителей федеральных органов государственной власти? А как их «выбирать»? Из кого выбирать? Из других представителей органов госвласти что ли? Что это за «назначенцы» в Совете?
Пользуясь «совершенством» нашего доблестного Градостроительного кодекса, нам опять втюхали документ, который, по большому счёту, оставляет всё, как было прежде».
Вот так сейчас разбирают проект Устава НОСТРОЙ юристы на просторах России – смысл изменений понятен только малой кучке разработчиков. Своё мнение я выскажу завтра перед Советом.
Валерий Мозолевский