На организованном Союзом «Уральское объединение строителей» (Союз «УОС», СРО-С-166-30122009) и Союзом «Лига проектных организаций» (СРО «ЛПО», СРО-П-220-24082021) Форуме был поднят и вопрос, который давно волнует саморегуляторов. С подробностями – наш добровольный эксперт из Екатеринбурга.
***
В этом году Всероссийский форум о закупках в сфере строительства и проектирования World Build/State Contract прошёл уже в пятый раз, он неизменно приковывает к себе внимание участников закупочных процедур как со стороны заказчиков, так и со стороны подрядчиков. Организаторы этого масштабного мероприятия год за годом ставят своей целью собрать на одной площадке исполнителей и заказчиков, чтобы наладить между ними партнёрские отношения, а также и для того, чтобы участники закупок могли обсудить имеющиеся ныне проблемы в законодательстве о закупках в сфере строительства и проектирования, и предложить варианты их решения.
Безусловно, работу нынешнего Форума в части законотворческих инициатив можно назвать продуктивной, ведь в итоговой Резолюции, которая получила название «План инициатив», перечислены сорок проблем, волнующих участников встречи. И для каждой из них собравшиеся предложили вариант решения для рассмотрения законодателем.
Интересно, что волнующий участников Форума список задач начинается с цифровизации строительной области. В этом подразделе Резолюции указана лишь проблема, которая сформулирована следующим образом: «Цифровая вертикаль в строительной отрасли выстроена не до конца в части работы с правоохранительными органами. При передаче документов в прокуратуру и в другие правоохранительные органы требуются бумажные документы».
Предлагаемое решение состоит в том, чтобы перевести на «цифру» работу Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета России, Счётной палаты РФ и Министерства внутренних дел РФ. По мнению собравшихся, подобный шаг приведёт к ускорению строительства.
Были замечания у посетителей Форума и к рейтингу деловой репутации Национального объединения строителей. Проблема в том, что закупки, согласно постановлению Правительства РФ № 2604, оцениваются в особом порядке, где возможен к применению лишь показатель «опыт». Применение термина «деловая репутация» по Федеральному закону № 44-ФЗ невозможно. Поэтому рейтинг деловой репутации, разработанный НОСТРОЙ при поддержке Минстроя России, пока не легитимен.
Для исправления коллизии предлагается внести дополнения в постановление № 2604, в Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, в Градостроительный кодекс РФ в следующей редакции: «Ввести термин «деловая репутация» для оценки исполнителей работ в сфере строительства и проектирования. Вменить в право заказчику применять рейтинг «деловой репутации» при оценке исполнителей». Участники Форума считают, что следствием подобного шага станет повышение подрядчиками качества исполнения работ.
В разделе «Ресурсно-индексный метод» сформулировано шесть проблем. Среди них обозначается и проблема демпинга, которую участники встречи изложили следующим образом. Ресурсно-индексный метод позволяет определить объектную рыночную стоимость работ и материалов. Однако подрядчики демпингуют и снижают расценки на 25%. Такой подход противоречит РИМ, поскольку при подобном снижении подрядчик изначально использует расценки ниже рыночных, а значит, работы выполнить не сможет. В итоге есть угроза срыва контракта.
Решением может быть законодательно закрепленная обязанность заказчика требовать от исполнителя, который снизил стоимость на 25%, фактическую расчётную смету на работы, где будет приведено рыночное обоснование возможности снижения стоимости.
Самый объёмный раздел, в котором перечислено свыше 30-ти проблем, ожидаемо посвящён ценообразованию, формированию документации и исполнению контракта. Среди них есть весьма больная для саморегуляторов, которую они ранее уже предлагали к рассмотрению сенаторам с целью внесения соответствующих изменений в законодательство.
Хорошо известно, что фактический совокупный размер обязательств члена саморегулируемой организации не должен превышать уровень ответственности в СРО. Заказчик должен самостоятельно проверять совокупный размер фактических обязательств участника – члена СРО с помощью Единых реестров НОПРИЗ и НОСТРОЙ (в резолюции есть даже ссылка на связанное с этим определение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2025 года № 309-ЭС25-809).
Однако у компании, заключившей новый контракт, сейчас нет обязанности сообщать об увеличении размера своих обязательств в СРО. Поэтому предлагается внести в нормативные акты, регламентирующие деятельность СРО, очень краткий срок (предлагается – три дня) для сообщения участником своей саморегулируемой организации информации о текущем совокупном размере обязательств в случае его изменения.
Полностью с итоговой Резолюцией по участников встречи по результатам состоявшегося форума можно ознакомиться по этой ссылке.