К такому выводу пришла Научно-консультативная комиссия Национального объединения строителей. Итоги обсуждения со ссылкой на федеральное законодательство, судебную практику и ведомственные документы приведены в Аналитической справке по вопросу требования одновременного наличия членства в нескольких саморегулируемых организациях при смешанной государственной закупке на выполнение инженерных изысканий, проектных и строительных работ. Авторы справки отмечают, что ранее ФАС России высказывала противоположную политику, полагая, что для работы по единому контракту достаточно только членства в строительной СРО. В связи с этим предлагается инициировать дополнительный запрос в антимонопольное ведомство. В правовых хитросплетениях разбирался наш добровольный эксперт из Калуги.
***
Рассмотрение вопроса начинается с того, что законодатель предусмотрел возможность объединения в один предмет государственного контракта самостоятельные виды работ: инженерные изыскания, проектирование и строительство объектов капитального строительства (части 16 и 16.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ). Заказчик при объявлении закупки обязан устанавливать к участникам закупки единые требования, установленные статьёй 31 указанного закона.
В настоящее время заказчики при объявлении закупки на выполнение работ по инженерным изысканиям, проектированию и выполнению строительных работ устанавливают к участникам закупки требование о наличии членства только в строительной СРО, однако требование о наличии членства в СРО других видов не предъявляется в извещении о закупке.
Данный факт вызван позицией Федеральной антимонопольной службы (письмо от 11 июля 2023 года № МШ/54828/2023), согласно которой при проведении закупки одновременно на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, результатом такой закупки является построенный объект, в связи с чем заказчик должен предъявлять требование к участнику закупки только о членстве в строительной СРО, поскольку такой участник вправе заключить договор субподряда на проектные работы. По мнению ФАС России, в целях обеспечения конкуренции заказчик должен устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, область регулирования которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки.
Однако, как указывает НКК, ранее ФАС России в письме от 29 августа 2011 года № АК/32922 занимала противоположную позицию, утверждая, что для выполнения работ по строительству и проектированию, сведённых в один лот, подрядчик должен быть членом и строительной, и проектной СРО.
Далее эксперты НОСТРОЙ приводят ссылки на Градостроительный кодекс РФ, где регламентируется, что работы по выполнению инженерных изысканий, проектированию и строительству по договорам, заключённым на конкурентной основе, могут выполняться только членами соответствующих саморегулируемых организаций, к членам таких СРО предъявляются определённые требования по кадровому составу, которые обеспечивают выполнение указанных работ. Также наличие членства СРО в области архитектурно-строительного проектирования при прохождении государственной экспертизы проектной документации является обязательным.
Ещё одним аргументом является вопрос потенциальной возможности получения компенсации за счёт средств компфондов СРО. Установление требования о членстве только в строительной СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счёт средств компенсационного фонда проектной (либо изыскательской) СРО при наличии недостатков в работах по проектированию (инженерным изысканиям), поскольку саморегулируемая организация несёт ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств своим членом в пределах вида деятельности, определённого в соответствии со статьёй 55.3 ГрК РФ (инженерные изыскания, подготовка проектной документации, строительство).
В подтверждение этого тезиса НКК приводит ссылки на судебную практику, в том числе с указанием дел, рассматривавшихся на уровне Верховного Суда РФ. Также в документе указываются на проблемы, которые могут возникнуть при прохождении Главгосэкспертизы и наличии необходимого числа специалистов НРС – в том случае, если у подрядчика не будет членства в проектной (изыскательской) СРО.
Подводя итог, Научно-консультативная комиссия приходит к выводу, что для выполнения работ по смешанному контракту на выполнение работ по инженерным изысканиям, проектированию и строительству должен привлекаться подрядчик, состоящий в соответствующих саморегулируемых организациях. И предлагает рассмотреть вопрос об обращении в Федеральную антимонопольную службу с целью консолидации позиций.
Аналитическая справка Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ