В Новосибирске состоялось совещание по итогам работы департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска в 2024 году и определению основных задач на 2025-й и плановый период 2026-го и 2027-го годов. Участники обсудили перспективы развития ИЖС, а также проблемы, с которыми сталкиваются местные строители при реализации проектов КРТ. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из столицы Сибири.
***
Участие в мероприятии принял руководитель Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО, СРО-С-284-21062017), координатор НОПРИЗ и НОСТРОЙ в Сибирском федеральном округе Максим Федорченко (его выступление запечатлено на снимке – ред.). Он остановился на актуальных вопросах и нововведениях в сфере комплексного развития территорий. Максим Владиславович напомнил о недавно принятом Федеральном законе от 26 декабря 2024 года № 486-ФЗ, который ввёл ряд важных изменений в регламентацию механизма комплексного развития территорий, в том числе – изменения, ранее инициированные деловой строительной общественностью Сибирского федерального округа.
Первая важная новелла касается установления обязанности по строительству объектов инфраструктуры – теперь это строительство должно обеспечивать лицо, которое заключило договор о КРТ. Между тем, в ходе работы над законом из него выпала строка о том, что строительство таких объектов может осуществляться за счёт собственных средств (застройщика), или за счёт средств бюджета. А это значит, что теперь на практике может возникнуть вопрос: если нет прямой нормы, то можно ли использовать бюджетные средства на строительство инфраструктурных объектов, или их можно только выкупать за счёт бюджетных средств?
Также, по оценке эксперта, сохраняется «белое пятно» в части определения конкретных видов объектов социальной инфраструктуры, ввод которых обязаны обеспечивать застройщики. Господин Федорченко считает, что можно ограничиться детскими садами и школами, и обойтись без объектов медицинского обслуживания, спорта и тому подобного.
Да и с учебными заведениями, по его мнению, особо размахиваться не стоит: «Ведь реализация проектов КРТ растягивается на 4, 5 и более лет, и в годы «демографических провалов» есть риск получить пустующие новые школы и детсады, на строительство и эксплуатацию которых будут зря уходить деньги. Необходимо провести комплексную оценку обеспеченности социальными объектами с учётом прогноза демографической ситуации в целях уточнения расчётов загруженности таких объектов и выработки предложений по оптимизации нормативов градостроительного проектирования».
Кроме того, считает Максим Федорченко, полезно будет проанализировать законодательство и опыт других регионов – с целью формирования реального, понятного правового механизма участия застройщиков в создании объектов социальной инфраструктуры.
Максим Владиславович напомнил о недавно озвученном на собрании профессионального делового сообщества строителей Новосибирской области предложении о создании экспертной ассоциации девелоперов, которая возьмётся за упомянутую работу; предложение одобрил губернатор Андрей Травников. Господин Федорченко призвал руководство Минстроя Новосибирской области и департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска поддержать ведущуюся работу.
В итоге на рынке должны остаться только девелоперы, способные реализовывать крупные и долгосрочные проекты комплексного развития, вовремя обеспечивая жилую застройку всей необходимой социальной инфраструктурой.
Касаясь аспекта КРТ малоэтажной и низкоплотной застройки, Максим Федорченко указал, что такой застройки мало в Новосибирской области. Одна из главных причин низкого уровня развития – в специфике инфраструктурной нагрузки на жилищные проекты такого типа. В себестоимости ИЖС инфраструктура остаётся одним из важнейших факторов. Доля затрат на инфраструктуру в себестоимости квадратного метра здесь может достигать 50%.
Поэтому в ИЖС, уверен руководитель СРО, нельзя применять те же нормативы градостроительного проектирования, которые действуют для многоквартирных домов. Здесь должны действовать другие нормативы, разработанные с учётом видов и функций именно малоэтажной застройки. Например, отдельно по объектам, предназначенным для временного или сезонного проживания, отдельно – по объектам для постоянного проживания, по пригородным посёлкам, и так далее На каждый из видов малоэтажной застройки должен рассчитываться свой определённый объем инфраструктуры – как в части обеспеченности, так и в части территориальной доступности.