Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Ответ Татьяны Александровой на вопрос 2

К материалу Татьяна Александрова: Чтобы слово «саморегулирование» не стало окончательно нарицательным

2. Позволит ли принятие нормативного правового акта решить поставленную проблему? Существуют ли иные реалистичные способы решения указанной проблемы? Если да, укажите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны и (или) более результативны?

Татьяна Александрова:

Так как для целей разработки поставлено несколько проблем, необходимо заострить внимание на данных проблемах. Отвечая на первый вопрос, можно смело сказать, что предлагаемое регулирование в случае принятия предлагаемого проекта федерального закона не решит ни одной из них, не будет способствовать развитию института саморегулирования, как следствие, создаст ещё большую массу неприятностей как для саморегулируемых организаций, так и для их членов, конечных потребителей и органов государственной власти. Хорошим примером создания таких проблем является предлагаемое регулирование имущественной ответственности СРО, где изменяются способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведённых ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. Так, обязательным условием является формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации, который используется в результате наступления солидарной ответственности саморегулируемой организации за деятельность своих членов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В статье 323 ГК говорится, что при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения требования как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. При этом в соответствии со статьей 325 ГК РФ, исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает от этого остальных. В то же время, статьей 324 ГК РФ установлен запрет на возражения должника (саморегулируемой организации), основанные на таких отношениях других должников с кредитором, в которых данный должник не участвует. Таким образом, требование о возмещении причинённого вреда (ущерба) всегда будет предъявляться к саморегулируемым организациям, как к имеющим достаточное количество денежных средств для возмещения указанного вреда (ущерба). Предлагаемое изменение солидарного обязательства саморегулируемой организации при условии применения дополнительного способа имущественной ответственности в виде личного или коллективного страхования на субсидиарное обязательство путём обращения взыскания сначала на страхование ответственности не выдерживает правовой конструкции и, как следствие, вызывает сомнение в том, что изменение на субсидиарную ответственность будет происходить. Следовательно, страхование ответственности становится бессмысленным и будет нести только дополнительную необоснованную финансовую нагрузку на членов саморегулируемых организаций.
Конечно, существуют иные реалистичные способы решения проблем регулирования деятельности саморегулируемых организаций и их членов. Однако нам необходимо говорить об изменении всей системы саморегулирования, подразумевая эволюционный период создания саморегулируемых организаций и их становления. А именно:

1) Саморегулируемые организации – это некоммерческие организации, обладающие специальной правоспособностью. Исходя из этого постулата, наделение специальной правоспособностью некоммерческих организаций не должно происходить в упрощённом (формальном) порядке. Предлагается наделение специальной правоспособностью некоммерческих организаций, которые успешно в течение определённого периода смогли не только выполнить обязательные требования законодательства, но и достичь результатов в регулировании предпринимательской деятельности путём создания экономических преимуществ для своих членов при осуществлении ими соответствующей деятельности.

2) Законодательно установить преимущества для членов саморегулируемых организаций по сравнению с другими субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности. Например, при государственных и муниципальных, а также корпоративных закупках установить требование к оценке заявки участника размещения заказа, заключающееся в повышенном балле при условии, если такое лицо является членом СРО и выполняет все требования корпоративных нормативных актов (стандартов). Также установить запрет на проведение проверок в отношении такого члена СРО государственными органами, кроме прокуратуры. Установить налоговые преимущества в виде вычетов сумм взносов в СРО из налогооблагаемой базы члена СРО.

3) Законодательно обеспечить вовлечение в деятельность саморегулируемых организаций практически каждого члена саморегулируемой организации, путём создания механизмов обязательной ротации во всех органах СРО (за исключением Общего собрания), предъявления квалификационных требований и опыту работы (в том числе в СРО) к участникам органов СРО, установления обязательной ответственности за необоснованное неучастие и неисполнение обязанностей в таких органах. Представляется также целесообразным при установлении названных требований рассматривать различное формирование органов СРО, предусмотрев избрание СРО различных способов формирования органов полностью наёмными работниками или сотрудниками из числа членов СРО или их представителей. Для различных СРО представление, что все способы формирования органов СРО хороши, позволит финансово эффективно выстроить деятельность органов СРО, что является немаловажным для каждого члена СРО в отдельности.

4) Вопрос информационной открытости СРО предлагается решить созданием единого государственного портала саморегулируемых организаций. Такой интернет-портал предоставляет саморегулируемым организациям и некоммерческим организациям, желающим стать саморегулируемыми организациями, доменные имена второго уровня для размещения официальных сайтов саморегулируемых организаций по утверждённому единому формату официального сайта саморегулируемой организации. Также на этом портале национальными объединениями СРО должны вестись сводные (единые) реестры членов СРО. Ещё предлагается на данном портале размещать результаты оценки эффективности деятельности СРО. Такое построение единого информационного пространства позволит обеспечить: соблюдение законодательства РФ, регулирующего деятельность СРО; повысить эффективность деятельности СРО и их Национальных объединений; создать единую точку раскрытия информации; обеспечить защиту прав потребителей (так как все потребители различных товаров, работ или услуг будут обращаться к единому ресурсу, а при возможности подачи жалобы в режиме онлайн – отслеживать прохождение своей жалобы); также портал может содержать элементы обучения потребителей, что повысит его образовательную составляющую и, как следствие, позволит потребителям более квалифицированно защищать свои права. Организация информационного ресурса повлечёт повышение уровня правовой грамотности самих членов СРО, а также возможностей использования преимуществ саморегулируемых организаций в своей деятельности. Это необходимо сделать, не откладывая на завтра, иначе слово «саморегулирование» скоро станет окончательно нарицательным. Пока ещё есть время, чтобы исправить ситуацию.

5) Необходимо чётко в законодательстве определить способы и формы контроля за деятельностью членов СРО, при этом определяя, что такой контроль является преимуществом членов СРО как перед потребителем, так и перед государством. Преимуществом контроля является предоставление в акте проверки рекомендаций по исправлению выявленных нарушений, которые член СРО вправе устранить до рассмотрения дела о выявленных нарушениях в органе по применению мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО.

6) Меры дисциплинарного воздействия, применяемые в отношении членов СРО, подлежат существенной корректировке и приведению во взаимосвязь с мерами административной ответственности, установленных КоАП РФ. Учитывая, что СРО являются некоммерческими организациями, наделёнными публично-правовыми функциями (постановление Конституционного суда 12-П), аналогия применяемой административной ответственности и мер дисциплинарного воздействия является очевидной. Следовательно, исключение из членов СРО с запретом на осуществление предпринимательской деятельности в полном объёме является прототипом административной меры наказания в виде дисквалификации или лишения специального права с занесением информации в соответствующие государственные реестры. Необходимо, чтобы меры дисциплинарного воздействия действовали по уже установленным и практически отработанным законодательным принципам. Необходимо обеспечить единство применения установленных законодательством мер дисциплинарного воздействия. В законе определяются следующие меры дисциплинарного воздействия: предупреждение, штраф, приостановление деятельности члена СРО, исключение из членов СРО. Исключение из членов СРО может производиться вместе с запретом на осуществление предпринимательской или профессиональной деятельности на определённый срок. Предписание и рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации не могут являться мерами дисциплинарного воздействия, так как являются документированными управленческими решениями нормативного характера, издаваемыми в пределах предоставленной компетенции соответствующим органами саморегулируемой организации и направлены на предотвращение каких-либо действий или последствий, которые совершаются неподобающим или вредным для окружающих образом. При этом, в случае вынесения предписания неисполнение указанных в нём требований, это влечёт за собой наказание, то есть соответствующую меру дисциплинарного воздействия. В случае с рекомендацией об исключении из членов саморегулируемой организации, такой акт не несёт сам по себе правовых последствий для члена саморегулируемой организации, в отличие от исключения из членов саморегулируемой организации. При этом отражение в реестре членов саморегулируемой организации рекомендации дисциплинарного органа об исключении из членов саморегулируемой организации нарушает права члена саморегулируемой организации на добросовестную конкуренцию. Введение иных установленных внутренними документами саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия является преждевременным в развитии института саморегулируемых организаций и может привести к формированию отрицательной практики деятельности саморегулируемых организаций. Предписание и рекомендацию необходимо определить и зафиксировать нормативными актами саморегулируемой организации и предусмотреть случаи их применения в отношении членов СРО.

7) Документы СРО и Национальных объединений СРО являются корпоративными нормативными актами со следующей иерархией: документы НО СРО обязательны для применения СРО и членами СРО, и не членами СРО (отраслевое регулирование); документы СРО обязательны для членов СРО; так же могут быть документы рекомендательного характера применения, которые обеспечивают преимущества для членов СРО при условии их применения. Разработанные и утверждённые документы НО СРО и СРО подлежат обязательному опубликованию на Едином государственном портале саморегулируемых организаций в соответствии с установленной процедурой. Такие корпоративные нормативные акты могут оспорить полностью или в части потребители, члены СРО, СРО, НО СРО или органы государственной власти.

8) Надзор за деятельностью СРО и НО СРО осуществляется с помощью оценки эффективности деятельности СРО, методика которой устанавливается Правительством РФ и является публичной. Оценка эффективности деятельности СРО используется также для определения некоммерческих организаций, которым предоставляется специальная правоспособность саморегулируемых организаций. Результатом проводимой оценки эффективности деятельности СРО является привлечение СРО к административной ответственности и лишение некоммерческой организации специальной правоспособности СРО. Единый подход к осуществлению надзора за деятельностью СРО и НО СРО позволит определить единый орган федеральной власти ответственный за такой надзор, что позволит сократить численность аппарата государственных служащих и расходы федерального бюджета на проведение надзора и содержание аппарата.

Это далеко не все предложения по совершенствованию и развитию саморегулирования в Российской Федерации, требующих комплексного подхода и полного изменения ФЗ «О саморегулируемых организациях»

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии