Летом 2011 года на официальном сайте НОСТРОЙ зажглась магическая цифра «101 415», показывающая количество выданных допусков 272-х СРО. Тогда и возникли организационно-правовые проблемы под общим названием «информационная открытость» (плодятся фирмы-однодневки или «медузы» лицензирования); пришли к вездесущей рекламе: «Допуск за день». ( ONLINE ) Далее по тексту помним, что отказ от строительных лицензий был принят в связи с их количеством 400 000 штук за 15 лет; с без контрольным ростом для обналички средств и ухода от налогов.
Эти проблемы в управлении инвестиционно – строительным комплексом "преодолеваются" статичным образом и не эффективными средствами:
А) Осенью 2011 года ввели статус «Эксперт саморегулирования» (по аналогу с понятием «Общественный инспектор по качеству» в условиях лицензирования), в декабре Свидетельство №1 помпезно вручили главе Минрегиона Виктору Басаргину, и свидельства просто выдали работникам строительных СРО. Рабочим инструментом избрана система «Обеспечение административных процедур в строительстве». Известна, в геоинформационном варианте для градостроительной деятельности, как компьютерная программа АИС «ОАПС»; но в СРО она - бесполезна.
Б) Летом 2012 года в НОСТРОЙ были разработаны «Методические рекомендации по организации и проведению контроля, осуществляемого саморегулируемой организацией за соблюдением ее членами требований стандартов СРО». При крайне неясном правовом статусе разработок «СТО НОСТРОЙ» и «Методики контроля ... », - это пытаются глобально и не легитимно внедрить в СРО; при их не приятии членами СРО.
В) Параллельно создали Комитет по ценообразованию НОСТРОЙ с псевдо/задачами реформы ценообразования в строительстве. Хотя после Постановления Правительства №427 от 18.05.2009 года: «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета», - реформа сметного нормирования не может входить в компетенцию Органов саморегулирования в строительстве; нет обратной связи с членами СРО.
Нормативно - техническая основа (СТО НОСТРОЙ), проверка Субъектов допусков работниками СРО, программа для экспертов саморегулирования и стоимость Объектов при реализации проектных решений в строительстве - не могут сближаться на деле.
(Нужна организационно-правовая установка: 1. Государство - судья, 2. Инспектор РТН - прокурор, 3. Эксперт СРО - адвокат с потенциалом КФ)
Вниманию руководителей СРО! Классический юридический принцип гласит: стабильность государственного устройства с избирательной общественной и политической системой обеспечивается взаимодействием 3-х ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.
Общий юридический принцип следует ввести в области сметного нормирования, фактического ценообразования и бухгалтерского учета, в систему расчетов капитальных затрат. Проект: "Методология (регламент) по определению себестоимости строительной продукции" - частично проработано совместно с фирмой "1С: Бухучет и Торговля" для реализации целей саморегулирования в инвестиционно-строительном комплексе России:
1. Законодательная функция: утверждаемая проектно-сметная документация (в т.ч. укрупненные нормативы НЦКР и НЦС) с опорой на базисно-индексный метод по принятым у членов СРО сметно-нормативным базам, форма №КС-1 сметных расчетов (смет) Объектов стройки.
2. Исполнительная функция: реализация инвестиционно-строительного проекта, порядок составления Субъектами допусков единых унифицированных форм №КС-2 (Акт сдачи-приемки выполненных работ), проверка ведения журналов №6-а о производстве по видам работ.
3. Контрольно-надзорная функция: ресурсные сметные расчеты (сметы) следует определить «Производственной стадией» в составе проектной «Рабочей документации», экспертиза которых допускается по факту при согласии сторон Договора подряда или по требованию Органов контроля строительной деятельности – СРО; независимо от государственного или частного сектора экономики. При рыночной Системе ценообразования в строительстве и для развития сметного нормирования, нужна смена (реформа) подхода к порядку составления единых форм документов о результатах строительного производства. Локальные сметы и Акты приемки выполненных работ не должны зеркально отражаться при составлении сметы и представлению данных формой №КС-2. (Критическое звено функционирования системы ценообразования.)
СПРАВКА: проверка юридического лица государственными органами по законодательству, через три года после его образования и через год после выдачи ему Допуска на строительную деятельность в СРО. Именно на этот правовой срок и плодятся фирмы-однодневки («медузы» лицензирования), где техническая грамотность прошедших аттестацию ЕСА не влияет; там юрист с принципом: "А Васька слушает да ест."
Учреждение «Строй-Банк-СРО»; где необходимо правовое понятие «испытательный срок» (один год) для Субъекта допуска с привлечением блокированных комп/фондов саморегулируемых организаций. При угрозе и для предотвращения возможного банкротства строительной фирмы, выполнявшей в этот срок договорные объемы строительных работ "собственными силами".
Опора на себестоимость строительной продукции способствует функциональности Баз данных о стоимости объектов-аналогов гос/экспертизы проектов, укрупненных сметных нормативов Органов ценообразования, где производственная стадия определит правомочность совместного применения сметно-нормативных баз. Решение проблемы организации "технико-экономического контроля" строительной деятельности членов СРО в Национальном объединении строителей: "Регламент", - научно-практическая позиция; прием актуализации «101 415» - для исключения допусков-фантомов.
По делу; смежный программный продукт для увязки сметных и бухгалтерских программ при общей концепции: "Сметно-бухгалтерская интеграция".
Симптомы хаоса в интернет Срочно - СРО не верно обозначены критериями оценки; см. Служебная записка к VII-му Съезду НОСТРОЙ (и к VIII-му).
ОЧЕНЬ КРАТКО: О ЦЕЛЯХ, ЗАДАЧАХ И ФУНКЦИЯХ
• Предмет данной публикации - есть частный случай общей позиции с ментальной установкой от секретарши в СРО до президента НОСТРОЙ, выражаемой в своем средневзвешенном инвестиционно-разрушительном виде. Для примера; скопирую super-перл из интернета: «Следует подчеркнуть то важное, что должно дать понимание сути контроля СРО и компенсационных фондов: «Вследствие недостатков работ», - если работ (т.е. у фирмы-однодневки) не было, то и недостатков (безопасности и качества строительной продукции) быть не может (потому что не может быть ни когда), и ущерб причинен неисполнением обязательства, а не его исполнением». Идет «пас на ворота» налоговой инспекции, счетной палаты и прокуратуры. Иначе сказать; решайте спор в государственном судебном порядке, что следует исключать. Неприемлемо как в целом, так и в частности: Готовые фирмы • Резюме: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» - КОНЦЕПЦИИ саморегулирования в строительстве.
272 СРО и НОСТРОЙ: «Хорошо сидим!» на сундуке суммы взносов, пять лет обсуждая «несовершенство» внутреннего и внешнего законодательства:
– По данным Экспертов РСПП, у 153 СРО (57%) имеются нарушения в части информационной открытости; прежде всего о работе членов партнерства: "Ахиллесова пята", - как всех СРО, так и отсутствие методологии НОСТРОЙ о стоимостной оценке деятельности членов СРО;
– Не выполняется ФЗ №315, ст.6, п.1 • анализ деятельности членов СРО на основании информации, представляемой ими в форме отчетов;
– Ростехнадзором за период 2010-2013 г.г. проведено всего 19 проверок СРО по выдаче Допусков, из 272 СРО и филиалов по регионам;
– Пред/квалификационный отбор при торгах и закупах в строительстве (без фактора ценообразования в капитальных затратах), сделает возможным использование прав СРО по Допуску как инструмента в неконкурентной борьбе, в т.ч. при статусе члена СРО по реестру РТН.
– Инвестиционно – строительная суть контрольно-надзорных функций заведена "в туман" видами работ; в пунктах №№ 32,33,34 Приказа № 624;
при правовых обязанностях Заказчика-застройщика о режиме секретности (конфиденциальности). • Нужна защита Членов СРО от банкротства.
О ПРИОРИТЕТАХ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ И ОТНОШЕНИЯХ
Департаментом технического регулирования НОСТРОЙ «обоснованы» затраты в размере 0,5 млрд. рублей, не считая «мелких брызг» Аппарата на АИС «ОАПС» и ЕСА. * Импровизации поиска «иглы в стоге сена» начали еще три структуры. В суммах на порядок ниже (лиха беда начало!)
I. Органы «Ценообразования и сметного нормирования в строительстве»;
II. Комитет по ценообразованию (в рамках «реформы» ценообразования);
III. Комитет по конкурентной политике и закупкам (в рамках закона о ФКС).
Вопрос: Какая будет отдача по "ловле медуз" в 272-х "прудах саморегулирования" (СРО) на строительном архипелаге (101 415) в НОСТРОЙ?
Ответ: Нужна позиция Органов саморегулирования в ценообразовании, НЕЗАВИСИМАЯ от корпоративного и государственного регулирования!
Термин (понятие) в строительстве в аббревиатуре из двух букв и одной цифры через дефис (КС-2), словно сказочную «иглу в яйце» (а оно в утке, а утка в зайце, а заяц в сундуке саморегулирования в строительстве), как предмет контрольно-надзорных функций это трио: (I+II+III) – не найдет. Нет "перезагрузки" [(1+2+3) х 2, см. выше] организационно-правовой Cистемы (инструментов взаиморасчетов добросовестных фирм) в устном и письменном лексиконе функционеров саморегулирования при диспропорциях в ценообразовании. А зачем? Формируются бюджеты СРО и НОСТРОЙ от Субъектов допусков для продолжения «игры в бисер» со взносами и десятками миллиардов таящих компенсационных фондов, уже в условиях Минстроя России. Наверное, ожидается очередная «метаморфоза» строительного ведомства. Вдруг да последует? – шестая за 12 лет.
Сергей Титов – руководитель сметно-бухгалтерского факультатива УКК ПГУПС
P.S. Методология преодоления кризиса и развития СРО в строительстве - это равнозначность приоритетов технического и стоимостного регулирования:
"Следуя теории саморегулирования, можно утверждать, что в условиях, как революционных изменений, так и эволюционного развития производственных систем нарушается их равновесие (что и является источником получения дополнительной прибыли) и, в силу этого, наряду с саморегулированием производственных систем, – необходимо их корпоративное и государственное регулирование", - независимо от государственного и частного сектора экономики; инструментов ценообразования в области строительства для их сближения.